1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 845

Авиаперевозчики должны отдуваться и за погоду

При задержке авиарейса перевозчик предоставляет пассажирам бесплатные услуги
Авиаперевозчики должны отдуваться и за погоду

Все мы пользуемся услугами авиакомпаний, отправляясь в разные уголки нашей страны и за рубеж. Будь то командировка или отпуск, авиаперелет, бесспорно, лидирует среди способов передвижения и позволяет в более короткие сроки комфортно добраться до нужного пункта назначения. Вместе с тем воздушный транспорт зависим от многих обстоятельств, которые могут превратить часовой перелет в многочасовое ожидание в аэропорту. На этот случай законодатель предусмотрел обязанность авиаперевозчика за свой счет предоставить пассажиру ряд услуг.

Чем закончилась попытка перевести нормы о бесплатных услугах в ранг коммерческих, можно узнать, ознакомившись с недавним Решением Верховного Суда РФ.

Одна авиакомпания с девизом «бесплатный сыр – в мышеловке» попыталась оспорить положения п. 99 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82 (далее – Правила).

Напомним, что благодаря оспариваемому пункту Правил, действующих с 21 октября 2007 г., жизнь авиапассажиров стала более комфортной на фоне права авиаперевозчика отменять или задерживать рейс, изменять маршрут перевозки.

Упомянутый пункт содержит перечень услуг, на которые пассажиры вправе рассчитывать, оказавшись заложниками погодных или технических обстоятельств, из-за которых время проведения в аэропорту затягивается.

Обязанность у перевозчика возникает при наличии вины и без нее. В частности, предоставить бесплатные услуги авиаперевозчик должен в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, а также вследствие изменения маршрута.

Перечисленные услуги оказываются не только в пунктах отправления, но и в промежуточных пунктах маршрута. Причем предоставить услуги авиаперевозчик обязан бесплатно. Безвозмездность услуг, влекущая дополнительные расходы авиапредприятия, стала причиной обращения одного из них в Верховный Суд РФ с попыткой предоставить себе и конкурентам возможность нажиться на пассажирах, ставших их временными заложниками.

Иск авиакомпании – инициатора отмены прав несчастных пассажиров, проводящих время в ожидании полета, долго рассматривался в Верховном Суде РФ. Сначала в первой инстанции в мае этого года (Решение Верховного Суда РФ от 29.05.2008 № ГКПИ08-1212), а в сентябре кассационная инстанция приняла окончательное решение в пользу пассажиров, вынужденных ожидать своего рейса (Определение от 02.09.2008 № КАС08-450).

Авиакомпания, оспаривая положения Правил, настаивала на противоречии норм о бесплатных услугах статье 106 Воздушного кодекса РФ, статье 20 Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12.10.29 и на том, что они приняты с превышением предоставленных Минтрансу РФ полномочий.

Авиакомпания не согласилась с расширенным перечнем бесплатных услуг, установленных Правилами, настаивая на исключении всех услуг, кроме предоставления комнаты матери и ребенка.

Высшая судебная инстанция не поддержала авиакомпанию, заняв сторону пассажиров.

Проанализировав действующие нормы законодательства, суд пришел к выводу, что противоречий законам нет и Минтранс РФ, принимая Правила, действовал в дозволенных законом рамках.

В соответствии с п. 1 ст. 106 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

 

СПРАВКА

Перечень услуг, которые пассажир вправе получить от авиаперевозчика при задержке рейса без дополнительной оплаты:

  • предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более 2 часов;
  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более 2 часов;
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более 4 часов и далее каждые 6 часов – в дневное время и каждые 8 часов – в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более 8 часов – в дневное время и более 6 часов – в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • организация хранения багажа.

 

Пункт 2 ст. 106 Воздушного кодекса РФ не устанавливает исчерпывающего перечня услуг при выполнении перевозки.

Договор воздушной перевозки включает в себя целый ряд услуг (бронирование, доставка пассажиров и багажа к воздушному судну, предоставление специального обслуживания инвалидам, предоставление питания в полете, выдача багажа и т.д.), обусловленных спецификой функционирования воздушного транспорта, без которых невозможно выполнение в полном объеме и надлежащим образом договора перевозки.

При таком положении перечень услуг, предоставляемых пассажирам в случае перерыва или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете, установленный подп. 4 п. 2 ст. 106 Воздушного кодекса РФ (бесплатное пользование услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете), также нельзя признать  исчерпывающим.

Предусмотренные п. 99 Правил услуги, предоставляемые пассажирам без взимания дополнительной платы, как указал суд в Решении, соответствуют общепризнанным нормам международного права и не противоречат положениям ст. 20 Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, которая не регулирует вопросы перечня услуг, предоставляемых пассажирам при перерыве в воздушной перевозке или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Установленные оспариваемыми положениями меры правовой защиты пассажиров направлены на защиту интересов пассажиров в целях недопустимости ухудшения качества их обслуживания в связи с задержкой отправки воздушного судна в рамках исполнения условий договора воздушной перевозки пассажиров.

Таким образом, авиакомпании, задерживая по любым причинам рейс, обязаны предоставить пассажирам бесплатно набор услуг, объем которых зависит от времени, на которое откладывается полет.

 

К СВЕДЕНИЮ

Подпункт 4 п. 2 ст. 106 Воздушного кодекса РФ:

«Пассажир воздушного судна имеет право бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете».

Статья 20 Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок:

«Перевозчик не несет ответственности, если докажет, что им и поставленными им лицами были предприняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что им было невозможно их принять».