ТПП России лоббирует «разморозку» для счетов налогоплательщиков

| статьи | печать

Действующие с 1 января 2007 г. поправки в первую часть Налогового кодекса РФ, внесенные Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 137-ФЗ, навели определенный порядок в налоговом администрировании. Но дисбаланс во взаимоотношениях между налоговиками и плательщиками сохраняется до сих пор.

Для компаний сохраняется опасность стать жертвой неправомерного административного воздействия со стороны налоговиков. Один из самых распространенных инструментов такого воздействия – приостановление операций по счетам в банках. Даже если недоимка по налогам и сборам составляет 1 копейку, налогоплательщик рискует обнаружить свои счета замороженными.

 

Поименно вспомним

Законопроект, разработанный ТПП РФ, предполагает дополнить действующую ст. 76 НК РФ рядом норм, которые должны переломить ситуацию в лучшую сторону, предоставив компаниям дополнительные гарантии, защищающие их от неправомерных действий чиновников.

Одним из ключевых моментов предлагаемых поправок является установление персональной ответственности руководителя налоговой инспекции или его заместителя за убытки, причиненные налогоплательщику в результате принятия неправомерных решений о приостановлении операций по счетам последнего.

Данная мера должна способствовать соблюдению законодательства налоговыми чиновниками и предотвращению нарушения прав налогоплательщиков. Чтобы не было, как сейчас, когда чиновники, блокируя банковский счет, иной раз требуют «откат», сопоставимый по размеру с остатком на замороженном счете.

Разумеется, пока пострадавшие не начнут обращаться в суд, никто чиновников к ответственности не привлечет. Но в настоящий момент сотрудник налоговой инспекции, приняв неправомерное решение, в худшем случае ответит за это только своим креслом. А предлагаемая норма персонифицирует ответственность, что должно дисциплинировать чиновников и ограничить произвол.

 

Точность – вежливость

В соответствии с законопроектом предполагается внести изменения в действующую норму п. 7 ст. 76 Кодекса, которая в настоящее время предусматривает, что запрет на осуществление операций по счетам налогоплательщика действует вплоть до получения банком соответствующего решения налогового органа.

Из данного правила предлагается сделать исключение, согласно которому приостановление операций по счетам должно действовать с момента получения банком распоряжения налогового органа и до полного списания денежных средств со счета на основании инкассового поручения. Таким образом, должна решиться проблема несвоевременного снятия блокировки счета. По новой норме разблокировка произойдет автоматически, без участия налоговиков, как только все средства в счет задолженности будут сняты со счета.

Кроме того, нельзя будет приостанавливать операции в отношении средств, не принадлежащих налогоплательщику, в частности пенсионных и переводных. Ведь в настоящее время ст. 76 НК РФ предусматривает, что приостановлению не подлежат только операции по уплате налогов, сборов и пеней. Такая норма ограничивает право налогоплательщика на ведение хозяйственных операций и влечет за собой значительные убытки, поэтому требует корректировки.

 

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ ЭВОЛЮЦИИ

В 2008 г. ТПП России был проведен комплексный анализ влияния на экономику изменений налогового законодательства, принятых в период 2005–2007 гг. В членские организации ТПП России, территориальные ТПП и комитеты палаты был разослан перечень из 7 наиболее важных для бизнеса федеральных законов, внесших поправки в Налоговый кодекс РФ. Предпринимателям было предложено оценить их эффективность, предложить дополнительные меры в сфере налоговой политики.

В качестве наиболее позитивных изменений деловые круги, в частности, выделили следующие возможности:

  • применять упрощенную систему налогообложения некоммерческими организациями;
  • единовременно включать в состав своих расходов часть сумм капитальных вложений в виде реконструкции;
  • равномерно включать расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в состав прочих расходов в течение 1 года при условии использования указанных исследований и разработок в производстве.

Введение так называемой «10%ной амортизационной премии» также, по мнению предпринимателей, имело в целом положительный экономический эффект. Вместе с тем ТПП России и бизнес-сообщество считают необходимым рассмотреть вопрос об увеличении амортизационной премии с 10 до 30%. Это позволит хозяйствующим субъектам за счет налогового высвобождения финансовых средств проводить более активную промышленную и инвестиционную политику, обновлять основные средства и в целом поднимать уровень производительности и экономической рентабельности предприятий.

 

К СВЕДЕНИЮ

15 октября ТПП России проводит IV Всероссийский налоговый форум «Налоги. Инновации. Бизнес». Основной темой обсуждения на форуме станет комплекс мер по налоговому стимулированию инновационной деятельности, а также ряд других налоговых инициатив палаты.

НДС:

  • освобождение от НДС ввозимого на территорию России технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему;
  • введение по перечню, устанавливаемому Правительством РФ, льготных ставок НДС в отношении реализации некоторых видов инновационной продукции, например, российского высокотехнологичного оборудования (навигационной аппаратуры, электронно-вычислительной техники, средств связи нового поколения, лазеров, ускорителей частиц и т.п.), наноматериалов и изделий из них;
  • включение в перечень операций, не подлежащих обложению НДС, услуг, связанных с объектами интеллектуальной собственности, в том числе признанием и передачей прав на интеллектуальную собственность, предоставлением прав на использование интеллектуальной собственности, а также защитой прав на интеллектуальную собственность.

 

Налог на прибыль организаций:

  • снижение для научных и инновационных организаций ставки налога на прибыль до 16%;
  • отнесение к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, средств, полученных организациями на осуществление научной и (или) инновационной деятельности, вне зависимости от источника финансирования;
  • введение льготы по налогу на прибыль для банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитование научных и инновационных организаций по льготным процентным ставкам;
  • предоставление льготы по налогу на прибыль предприятиям Восточной Сибири и иных малонаселенных и географически удаленных территорий;
  • возврат «инвестиционной льготы» по налогу на прибыль организаций (в части средств, инвестируемых предприятиями на расширение и модернизацию собственного производства, на пополнение основных производственных фондов) и др.

 

Налог на имущество:

  • установление льготы по налогу на имущество организаций со сроком действия не менее 5 лет для вновь вводимого технологического оборудования при сумме инвестиций не менее 50 млн руб. Эта мера позволит стимулировать обновление и пополнение основных фондов промышленных предприятий, в первую очередь высокотехнологичных;
  • освобождение от налога на имущество организаций:

a)      машин, оборудования, опытных образцов, макетов и других основных средств, которые были переданы для испытаний и экспериментов или безвозмездно предоставлены заказчиком в пользование научной или инновационной организации в процессе выполнения договора (заказа) на создание научно-технической продукции в соответствии с условиями договора (заказа);

b)      основных средств, которые используются научными и инновационными организациями исключительно в целях осуществления научной (научно-исследовательской), научно-технической, инновационной и экспериментальной деятельности.

 

Малый и средний бизнес:

  • введение в Налоговый кодекс РФ нормы, предусматривающей освобождение малых инновационных предприятий от уплаты налога на прибыль организаций (налоговые каникулы) в течение первых 2лет работы, а также уплату 50%-ной суммы налога в последующие 2года;
  • расширение перечня расходов, уменьшающих полученные доходы при определении объекта по упрощенной системе налогообложения, включив в него все расходы, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования;
  • увеличение до 60 млн руб. размера годового дохода налогоплательщика, при превышении которого он теряет право применять упрощенную систему налогообложения. Эта мера должна содействовать развитию малого и среднего (в том числе инновационного) бизнеса. 18 сентября соответствующий законопроект был внесен в Госдуму.