1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1498

Деньги следуют за пациентом, а пациент – на рынок

Медицинская услуга должна быть полностью оплачена!

Решение любой задачи определяется двумя факторами: финансированием и менеджментом, то есть количеством денег и умением ими распоряжаться. Сегодня в рамках реформы здравоохранения делаются попытки увеличить количество денег путем очередного перехода на другую модель финансирования и доведения его уровня до заветных 6% ВВП. А распорядиться деньгами желающие найдутся...

Возврат к схеме одноканального финансирования отрасли, с которым мы жили до 1993 г., продиктован тем, что нынешняя – многоканальная – модель себя не оправдала. Все затевалось ради увеличения общей суммы, но произошло не дополнение одного источника (бюджет) другим (территориальные фонды обязательного медицинского страхования), а фактически вымещение, и итог оказался прежним, нищенским.

В расчете на душу населения Россия тратит на здравоохранение в 3 раза меньше прибалтийских стран, в 4–6 раз меньше стран Восточной Европы, в 10–14 раз меньше стран Западной Европы, а про Америку и говорить не хочется...

В любой схеме есть плюсы и минусы.

Суть одна: медицинская услуга должна быть оплачена полностью. Кем? Для врача и для больного неважно. Важно – быстро! Со здоровьем не шутят. Но вот именно это-то у нас и не получается. А если сюда добавить российские бескрайние просторы, то вопросы доступности медицинской помощи приходится измерять не только в рублях, но и в километрах.

В мире ничего лучше страховой медицины не придумано. Почему этот принцип не работает у нас? Этот вопрос является постоянной темой дискуссий и обсуждений на всех уровнях власти. По их итогам собираются замечания и предложения, которые направляются в профильные министерства. Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. и ее раздел, касающийся здравоохранения, дорабатываются.

Коррективы касаются в основном следующих положений.

Необходимо применить «блоковый» подход к населению: разграничить по группам работающих, сельское население, подростков, детей, инвалидов, пенсионеров, больных социально значимыми заболеваниями.

Каждая группа требует своей специальной программы.

Сегодня более 54% предприятий являются частными, на них работают около 44% населения. Необходима солидарная ответственность государства, работодателя и гражданина за здоровье.

Расходы на добровольное медицинское страхование сотрудников нужно относить на себестоимость в полном объеме, предусмотреть зачет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) при покупке полиса добровольного медицинского страхования для физических лиц и предприятий, возврат или уменьшение НДФЛ на суммы, потраченные физическими лицами на лечение себя, несовершеннолетних и пенсионеров.

 

Увеличить и обеспечить

Предполагается обеспечить снижение уровня смертности от болезней системы кровообращения не менее чем в 1,4 раза, от несчастных случаев, отравлений и травм – примерно в 2 раза, снизить показатели младенческой и материнской смертности до уровня, достигнутого развитыми странами, уменьшить в 1,5 раза заболеваемость социально значимыми болезнями.

Планируется примерно в 1,3 раза увеличить объем амбулаторно-поликлинической, в первую очередь профилактической, помощи, позволяющей выявить болезни на ранней стадии, повысить эффективность использования коечного фонда (увеличить оборот и работу койки, снизить среднюю длительность пребывания в стационаре).

Для достижения этих показателей предусматривается увеличить долю государственных расходов на здравоохранение в ВВП с 3,6% в 2008 г. до 6–6,5% в 2020 г.

Первый этап программы заканчивается уже в 2010 г. К этому сроку планируется:

  • законодательно закрепить конкретные государственные гарантии в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской помощи;
  • подготовить нормативно-правовые базы для перехода на одноканальное финансирование на основе ОМС, построенной по конкурентной модели;
  • спроектировать и начать разрабатывать единую информационную систему здравоохранения;
  • подготовить нормативно-правовые базы для перехода на лекарственное обеспечение граждан в системе ОМС;
  • разработать системы кадрового планирования, подготовки и повышения квалификации медицинских работников;
  • определить приоритетные направления научных исследований в области охраны здоровья и формирования целевых научных программ.

 

Здоровье – цель, все остальное – средства

Реформа задумана глобальная. Она уже началась, и некоторые регионы даже рапортуют об успехах. Но впереди гораздо больше, чем позади. И когда россияне на себе почувствуют, что медицина стала лучше, пока неизвестно. Да, прошли времена, когда больных госпитализировали со своими лекарствами и постельным бельем, но очередей в поликлиниках меньше не стало, перебои с жизненно важными препаратами в регионах не редкость. Наболело также моральное отставание нашей медицины, которая по европейским меркам просто допотопна! Как пример: весь мир давно использует томографию, а мы все никак не расстанемся с рентгеном, хотя именно российскими учеными созданы много лет назад отечественные томографы, прекрасно себя зарекомендовавшие.

Словом, проблем хватит не на одну реформу. Важно помнить, что все это делается для людей. А в наших традициях: лес рубят – щепки летят. Люди становятся средством, а не целью. Уже сегодня бытуют негласные установки в лечебных учреждениях, что больных старше 60 лет не госпитализировать. Для экономии государственных средств пациентам ставятся пограничные диагнозы (например, бронхит, а не астма), по которым не положены препараты из списков.

Радует, впрочем, что мы не одиноки. Сегодня даже в благополучной Германии медики выходят на демонстрации. Протестуют против сокращения финансирования и увольнений персонала...

 

К СВЕДЕНИЮ

Приоритетными направлениями Государственной программы развития здравоохранения провозглашены:

  • снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий;
  • снижение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний;
  • развитие Службы крови;
  • диспансеризация работающего населения.

 

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

 

Сергей Колесников, член президиума РАМН, заместитель председателя Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ:

– Одно-, трех-, восьмиканальные системы финансирования проблемы не решат, потому что нет достаточного количества денег. На втором месте плохой менеджмент. Россия по финансированию здравоохранения на душу населения стоит на 70-м месте в мире (сравнимо с африканскими странами), а по эффективности здравоохранения, по оценкам ВОЗ, на 130-м.

 

Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики:

– Страховые компании не выполняют своих функций обеспечения целевого финансирования. Они не контролируют качество медицинских услуг, а просто берут немалый процент за посредничество.

 

Александр Фоменко, д.м.н., главный врач Городской клинической больницы № 45 Департамента здравоохранения г. Москвы:

– Надо отметить, что за последние 2 года наметились позитивные изменения. Деньги в здравоохранение стали поступать, но их явно недостаточно. Не столь важно, из каких источников финансируются лечебные учреждения, важно дать больше самостоятельности на местах.

Если мы переходим на рыночные отношения, то и доверия к руководителю лечебного учреждения должно быть больше.

То есть главный врач должен знать свой бюджет на начало года и распределять его по своему усмотрению. Так делается в крупных частных корпорациях. Да, надо сначала тщательно все планировать, а в конце года подготовить полный финансово-экономический отчет, как средства были использованы, на что потрачены.

Возможно, надо ввести дополнительную аттестацию руководителей лечебных учреждений как управленцев. При этом они в обязательном порядке должны быть медиками, врачами, а не экономистами или финансистами.

Руководитель не должен ходить по кабинетам, просить и доказывать, что, к примеру, единственная в России специализированная больница до сих пор не имеет того или иного оборудования и технологии для обеспечения лечебного и диагностического процесса, а мог бы сам распределять выделенный бюджет и отвечать за его исполнение.