Торговля без шлагбаумов

| статьи | печать

Процесс формирования Таможенного союза перешел в практическую фазу. Год назад соответствующий договор был подписан в Душанбе в рамках заседания Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества. Целью договора было создание Таможенного союза с единой таможенной территорией, в пределах которой во взаимной торговле товарами  не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Совет Федерации одобрил принятые Государственной Думой федеральные законы «О ратификации Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза», «О ратификации Договора о Комиссии Таможенного союза», «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.», «О ратификации Протокола о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним». Сделан серьезный шаг к созданию в рамках ЕврАзЭС общего таможенного пространства.

Страны–участницы Таможенного союза договорились применять единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана должен начать действовать в 2010 г.

Позже, 25 января текущего года, на Межгосударственном совете ЕврАзЭС представители трех стран подписали пакет документов, которые легитимизировали работу Таможенного союза.

8 октября текущего года Госдума ратифицировала Договор о создании Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Меньше чем через неделю, 13 октября, Межгосударственный совет ЕврАзЭС сформировал правовую базу Таможенного союза.

А уже 15 октября 2008 г. Совет Федерации ратифицировал пакет документов о Таможенном союзе, в котором, среди прочего, Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, Договор о Комиссии Таможенного союза, Протокол о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Предполагается, что до конца года правовая база Таможенного союза будет полностью создана.

В соответствии с принятыми документами Межгосударственный совет ЕврАзЭС обретает функции высшего органа Таможенного союза. Протокол о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества расширяет компетенцию суда ЕврАзЭС. Он получает функции органа по разрешению споров в рамках Таможенного союза.

В Договоре о Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС определено, что это постоянно действующий регулирующий орган, который формируется стороной договора в ранге заместителя главы Правительства или членами Правительства.

 

В Таможенном союзе есть ли смысл?

С точки зрения соразмерности экономик можно рассчитывать, что Таможенный союз не повредит: в минувшем году во всех государствах – участниках ЕврАзЭС были отмечены значительные показатели экономического роста. Прирост ВВП составил в среднем 8,2%, объемы инвестиций в основной капитал увеличились на 19%, объемы промышленной продукции на 6, сельскохозяйственной  – на 2%. Определенную тревогу вызывает рост инфляции (в среднем по ЕвраАзЭС – на 12%). В связи с продолжающимся финансовым кризисом падение показателей инфляции маловероятно.

Можно ожидать, что после полноценного начала работы Таможенного союза активизируются взаимные инвестиции. Сейчас их показатели невелики – 3%. Для сравнения: аналогичный показатель в ЕС – более 75%.

К Таможенному союзу намерены в обозримом будущем присоединиться Таджикистан и Киргизия.

 

Что мы получим?

Ключевой момент функционирования Таможенного союза – это единый таможенный тариф, а также другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Кроме того, с момента создания единой таможенной территории режим в отношении таможенных пошлин и сборов, взимаемых в связи с импортом или экспортом товаров, методов их сбора, а также правил, применяемых в связи с импортом или экспортом товаров в третьи страны, не может быть более благоприятным, чем режим, который каждая страна – участница Таможенного союза – предоставляет другим сторонам.

По сути дела, полноценный запуск Таможенного союза означает исчезновение внутренних экономических границ между странами – участницами и появление у них общей внешней границы. Это значительно изменит жизнь субъектов бизнеса в России, в первую очередь ведущих дела с Белоруссией и Казахстаном. Доступ на рынки этих стран станет значительно проще как в финансовом и организационном, так и во временном отношении. Единый тариф, уменьшение временных и финансовых издержек позволят российским производителям вести более гибкую ценовую политику на рынках сопредельных стран.

Полезной для российского бизнеса, безусловно, станет более легкий доступ к рынку ЕС через территорию Белоруссии. Это может сыграть важную роль при развитии стратегически важного товарооборота со странами ЕС. Активизация товарооборота с Белоруссией и Казахстаном, фактическое открытие внутренних рынков этих стран могут позитивно сказаться на многих отраслях российской экономики. Это касается и компаний, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, так как структура экспорта в эти страны свидетельствует о большой доле машиностроительной, станкостроительной продукции, товарах легкой, химической промышленности, сельского хозяйства. Соответствующие отрасли российской экономики могут получить значительный толчок к развитию.

Среди возможных трудностей можно отметить наполнение рынка России товарами из Белоруссии и Казахстана – и не только их, но и попавших на наш рынок из третьих стран через Казахстан и Белоруссию. Это вызывает некоторую опасность демпинга на нашем рынке. Безусловно, до полноценного введения в действие правил Таможенного союза предстоит решить ряд вопросов, касающихся внутренней экономической безопасности.

Не подлежит сомнению, что благодаря появлению казахстанских и белорусских товаров с весьма умеренной ценой конкуренция на российском рынке увеличится. Хотя к самим этим странам данный тезис относится больше, чем к России, так как «весовые категории» трех стран значительно отличаются.