1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1657

Поспешай медленно

Антикризисные меры не должны увеличивать риски участников банковского рынка

Сразу 3 федеральных закона, направленных на преодоление последствий экономического кризиса, подписал Президент страны. Они резко увеличивают полномочия Центробанка, однако независимые эксперты призывают сделать его действия максимально прозрачными и ограничить по времени.

 

Без шума и пыли

Главной целью Закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 г.» является создание эффективной системы санации банков в условиях экономического кризиса, набирающего, по оценке экспертов, обороты и способного создать значительные трудности для многих кредитных учреждений уже в ближайшем будущем.

При наличии признаков неустойчивого финансового положения у какого-либо банка ЦБ совместно с Агентством страхования вкладов (АСВ) теперь вправе осуществлять меры по предупреждению его банкротства, если кредитное учреждение является участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц.

По сути, Закон дал возможность Центробанку с помощью Агентства переводить банки, у которых возникли непреодолимые финансовые трудности, под контроль новых инвесторов без отзыва лицензии, то есть остановки текущей работы или, как выразился герой знаменитой комедии, «без шума и пыли».

АСВ может использовать в зависимости от конкретной ситуации несколько вариантов санации проблемного банка.

Оказать финансовую помощь инвесторам, приобретающим акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения о работе данного кредитного учреждения.

Предоставить финансовую помощь банкам, покупающим имущество и обязательства кредитного учреждения, оказавшегося на грани банкротства.

Организовать торги по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, нуждающегося в санации.

Наконец, Агентство само может приобрести акции (доли в уставном капитале) проблемного банка в размере, позволяющем определять решения кредитного учреждения по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей.

Важной особенностью предлагаемой линейки мер является предоставление финансовой помощи не банкам, оказавшимся на грани банкротства, а инвесторам, которые готовы вкладывать средства в «загоревшееся» кредитное учреждение, приобретая контрольный пакет акций.

Новый Закон, безусловно, снизит риски граждан, вложивших сред­ства в отечественные кредитные учреждения и послужит эффективным инструментом укрепления стабильности банковской системы. В целом банковской системы.

А вот для владельцев отдельных банков возможно увеличение рисков. Закон предоставляет Агентству страхования вкладов полномочия, которые ранее имели только силовые структуры, да и то после санкции прокуратуры.

В целях оценки финансового положения банка Агентство вправе направить туда своих представителей, которые «имеют право доступа во все помещения банка, к любым документам и информационным системам банка, а также имеют право запрашивать и получать у работников банка любую информацию (включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну) и документы».

Конечно, все процедуры АСВ будет согласовывать с Центро­банком, но опыт рейдерских зах­ватов последних лет показал, что любые полномочия контрольных органов иногда оборачиваются против законных собственников бизнеса.

Во всяком случае нужно сделать процедуры санации банков, особенно в регионах, максимально прозрачными, по крайней мере для профессионального сообщества. Возможно, будет полезным привлекать для них представителей отраслевых объединений, например Ассоциации российских банков.

 

ЦБ на открытом ринге

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и статью 12 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» наделяет ЦБ правом продажи-покупки корпоративных ценных бумаг.

Действовавшая ранее редакция Закона предполагала, что Центро­банк может проводить операции только с государственными ценными бумагами. Но в условиях экономического кризиса низкая ликвидность рынка государственных обязательств (ОФЗ) и облигаций Банка России приводила к снижению эффективности проведения денежно-кредитной политики.

Ценные же бумаги коммерческих организаций являются потенциально высокоэффективным активом управления ликвидностью банковского сектора. Это подтвер­ждает зарубежный опыт, в частности, Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Банк Японии регулярно используют в своих операциях облигации коммерческого сектора.

Теперь под операциями Банка России на открытом рынке согласно новому Закону понимаются:

  • во-первых, купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России;
  • во-вторых, купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров ЦБ, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Вместе с тем Закон накладывает на Центробанк определенные ограничения. При осуществлении им операций на открытом рынке допускается купля-продажа акций только при условии совершения позднее обратной сделки, а также их реализация при отказе контрагента от исполнения обязательств по такой обратной сделке.

Еще одной новацией стало разрешение Банку приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций. Ранее ЦБ участвовал только в капитале Сбербанка.

По мнению неправительственных аналитиков, принятие таких изменений в законодательство обязательно должно носить только временный характер.

Центробанк является регулятором рынка банковских услуг, распоряжается международными (зо­лотовалютными) резервами, владеет контрольным пакетом акций крупнейшего банка стра-ны – Сбербанка. Участие такого игрока в биржевом рынке создает условия для мощного влияния на уровень цен и объем сделок с ценными бумагами определенных эмитентов.

Поэтому после завершения кризисного периода новые полномочия Центрального банка целесообразно прекратить. Кстати, время действия этих полномочий можно было прописать в самом Законе, как это сделано в Законе об укреплении банковской системы.

 

Деньги во спасение

Парламентарии также утвердили поправки в федеральный бюджет нынешнего года, одной из целей которых стало финансовое обеспечение реализации указанных выше федеральных законов.

 Изменения в бюджет предусматривают увеличение финансирования по различным направлениям в размере 172,3 млрд руб. Как источники для дополнительных расходов были определены неизрасходованные средства Инвестиционного фонда в объеме 114 млрд руб., экономия бюджетных средств в размере 41,9 млрд и перераспределение бюджетных ассигнований между 2008 и 2009 гг. в сумме 16,1 млрд руб.

Не меняя основные макроэкономические параметры бюджета на 2008 г., Закон предусматривает увеличение ассигнований на дополнительные меры по поддерж­ке финансовой системы. Из них 75 млрд руб. идет на увеличение имущественного взноса Российской Федерации в уставный капитал Государственной корпорации «Внешэкономбанк», и в рамках поддержки рынка ипотеки планируется увеличение взноса в уставный капитал ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на 60 млрд руб.

Законодатели также предоставили Правительству РФ право осуществить в нынешнем году имущественный взнос Россий­с­кой Федерации в государственную корпорацию АСВ в размере до 200 млрд руб.

В целом руководство страны старается оперативно реагировать на надвигающуюся угрозу экономического кризиса, что значительно отличает действия сегодняшних властей от беспомощности российского Правительства 1998 г.

Вместе с тем органы исполнительной власти получают все больше полномочий, которые дают им возможность в вихре кризиса почти бесконтрольно использовать огромные суммы. Поэтому все чаще звучат призывы независимых экспертов сделать расходование этих денег максимально прозрачным, ограничив время действия чрезвычайных мер.