В дар архангелу Михаилу

К 500-летию Архангельского собора
| статьи | печать
В дар архангелу Михаилу

«Москва – храм России, а Кремль – ее алтарь!» – сказал как-то Александр III, и нельзя с ним не согласиться! Кремль – священное для русских людей место! И правота, и красота Русского царства! Успенский собор, колокольня Ивана Великого, Благовещенский храм...

В этой россыпи великолепных жемчужин особое место – у Архангельского собора.

1332 г. Весь сжатый хлеб пророс в копнах и от дождей погиб на полях. Московскому княжеству грозил неминуемый голод. И тогда великий Иван Калита дает обет архангелу Михаилу, покровителю земли Русской, – воздвигнуть на месте деревянной церковки новый каменный храм. И каким-то чудом тот год «народ прожил безбедно». Не остался в долгу и князь. Архангельский собор был выстроен. В нем и завещал похоронить себя Иван Калита. Сюда же положат мощи Михаила Черниговского, принявшего мученическую смерть в Орде, здесь же будет погребен и великий князь Димитрий Донской. У его гроба как-то случилось чудо: «свеща сама о себе возгореся». Она горела потом много дней, «не убывая в воске»...

Так с годами Архангельский собор превратится в усыпальницу русских князей, место, где у гробов предков заключались между русскими князьями жизненно важные договоры, закрепляемые крестоцелованием.

В 1504 г. Иван III, близкий годами к смерти, зайдет сюда и опечалится. Не осталось уже для него места. Да и сам храм обветшал. Разбирать надо и строить новый. Благо был у него под рукой венецианский кудесник Алевиз Новый, которому и можно поручить столь великое дело.

Почти три с лишним года творил Алевиз из камня «дивное чудо». За это время он объездил и осмотрел множество русских церквей и все же остался верен себе: если бы не вознесшиеся к небу маковки, новый храм можно было бы с легкостью принять за... итальянский дворец! После освящения собора в 1508 г. сюда вернули вынесенные на время строительства останки московских князей. Рядом с ними появятся захоронения Ивана III, сына его Василия III. Особой чести удостоится Иван Грозный, погребенный в алтарной части собора. Отдельно, под резной каменной сенью, устроят раку с мощами сына Ивана Грозного, царевича Димитрия.

Росписи храма, созданные в середине XVI века, будут поражать современников своим величием. Настенные изображения княгини Ольги, князя Владимира, державных князей Александра Невского, Даниила Московского, надгробные портреты Ивана Калиты, Димитрия Донского... зримо будут рассказывать об истории и величии Русского государства. Удивительно, все цари и князья, независимо от того, прославлены они Церковью или нет, будут изображены здесь с нимбами над головой – как святые!

Сюда, к «дорогим русскому сердцу отеческим гробам», которых по счету оказалось 54(!), приходили испрашивать помощи у «заступников земли Русской». Долгое время существовал и один любопытный обычай: обиженные чьей-то властной рукой люди клали свои челобитные на «гробницу царского родителя». И никто, кроме царя, не мог их забрать!

С 1730 г., после перевода столицы в Петербург, в Архангельском соборе уже никого не хоронили. Усыпальница императорской фамилии была перенесена в Петропавловский собор. Последними в Москве были упокоены племянница Петра Великого и, как исключение, неожиданно умерший в Москве Петр II.

Гробницы великих князей, царевичей и царей покрывались в соборе богатейшими покровами, в его ризнице хранились замечательнейшие иконы «с каменьями и жемчугом, великой цены», в том числе 28 образов, которые принесены были за гробами царей и великих князей. Помимо росписей Архангельский собор был украшен великолепным иконостасом, сильно пострадавшим во время войны 1812 г., когда первые два яруса икон были выломаны для устройства кроватей. Оклады и украшения были украдены, раки разграблены. Мощи царевича Димитрия едва удалось спасти. Их нашли вываленными на пол. Был осквернен и алтарь. В нем устроили... походную кухню Наполеона.

Еще одно нашествие Кремль испытал с приходом большевиков. При них были уничтожены Чудов монастырь, церковь Спаса на Бору, Вознесенский монастырь. И лишь каким-то чудом можно объяснить, что не дошли тогда руки и до Архангельского собора, дожившего теперь и до своего 500-летия!