«Саратовские страдания»

| статьи | печать

Транспортные средства и другая самоходная техника могут быть под двойным «налоговым прессом» – облагаться как транспортным налогом, так и налогом на имущество. Другая отличительная черта этих объектов – обязательная государственная регистрация. Речь пойдет о проблемах налогового и бухгалтерского учета, связанных с этими особенностями.

 

Ситуация. Сельскохозяйственная организация, применяющая общую систему налогообложения и расположенная в Саратовской области, купила комбайны в конце июня 2008 года и зарегистрировала их в органах Гостехнадзора в июле указанного года.

1. Может ли организация не учитывать приобретенные комбайны при исчислении транспортного налога?

2. С какого момента она должна уплачивать в отношении данных комбайнов транспортный налог (если организация не освобождена от такой обязанности) и налог на имущество?

1. Прежде всего отметим, что согласно подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом обложения транспортным налогом самоходные комбайны всех марок, тракторы, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, спецмашины для перевозки птиц, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельхозработах для производства сельскохозяйственной продукции.

Следовательно, если организация является сельскохозяйственным товаропроизводителем, а приобретенные комбайны используются по назначению, указанному в приведенном подпункте, то она может не учитывать данные комбайны при исчислении и уплате транспортного налога.

Минфин России в Письме от 24.12.2007 № 03-05-05-04/08 ответил на вопрос о том, какое определение понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» следует использовать для целей применения льготы по обсуждаемому налогу, предусмотренной подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Финансовое ведомство, в частности, разъяснило, что с 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 264 «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон). Из п. 1 ст. 3 данного правового акта следует, что сельскохозяйственными производителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельхозпродукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе и на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе таких товаропроизводителей доля от реализации указанной продукции составляет не менее чем 70% в течение календарного года. При этом согласно п. 2 ст. 3 Закона сельхозпроизводителями признаются также:

  • граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.95 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства согласно Федеральному закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В заключение разъясняется, что, поскольку частью первой и гл. 28 НК РФ термин «сельскохозяйственный товаропроизводитель» не определен, в целях применения подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ следует использовать вышеприведенное определение, данное Законом.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Из содержания приведенного п. 1 ст. 3 Закона следует, что в качестве критерия отнесения хозяйствующих субъектов к сельскохозяйственным товаропроизводителям в данном пункте используется определенная деятельность. В то же время в п. 2 данной статьи таким критерием выступает определенный статус субъектов. Следовательно, указанные в п. 2 ст. 3 Закона лица в целях отнесения их к сельскохозяйственным товаропроизводителям (в том числе и в целях подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ) не обязаны подтверждать определенное в п. 1 ст. 3 Закона процентное соотношение соответствующей продукции. Таким лицам достаточно подтвердить свой статус.

 

Таким образом, сельскохозяйственная организация может не учитывать приобретенные комбайны при исчислении транспортного налога, если она является сельскохозяйственным производителем согласно п. 1 или п. 2 ст. 3 Закона.

 

2. О транспортном налоге

Объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Согласно п. 1 Постановления РФ от 12.08.94 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее – Постановление) трактора, самоходные дорожностроительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, подлежат регистрации в органах Гостехнадзора РФ.

Из содержащейся в вопросе информации следует, что комбайны были зарегистрированы в указанных органах. Следовательно, приобретенные комбайны относятся к транспортным средствам, упомянутым в приведенном положении п. 1 Постановления.

Таким образом, если организация не является сельхозпроизводителем и не имеет права на льготу по транспортному налогу, то, зарегистрировав комбайн, она должна начать уплачивать данный налог.

Напомним, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а отчетными периодами являются первый, второй и третий кварталы (ст. 360 НК РФ).

В случае регистрации транспортного средства в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по нему) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства принимается за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Уплата налога и авансовых платежей по транспортному налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ).

 

СПРАВКА

Пунктом 2 ст. 3.1 Закона Саратовской области от 25.11.2002 № 109-3СО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» установлено, что налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по истечении каждого отчетного периода не позднее срока, установленного для представления налоговых расчетов по авансовым платежам п. 3 ст. 363.1 НК РФ. В соответствии с данной нормой НК РФ налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

 

Таким образом, с учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

  • Обязанность учитывать приобретенные комбайны в целях обложения транспортным налогом возникла у организации при определении суммы авансового платежа за III квартал 2008 г.
  • Данную сумму следовало определять с учетом коэффициента в порядке, установленном вышеприведенным п. 3 ст. 360 НК РФ.
  • Уплатить авансовый платеж за III квартал 2008 г. следовало не позднее 31.10.2008.

 

О налоге на имущество организаций

Объектом обложения налогом на имущество для российский организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объекта основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации комбайны были приобретены в июне, а зарегистрированы в органах Гос технадзора в июле. Поэтому ответ на вопрос о моменте возникновения у организации объектов обложения налогом на имущество в виде комбайнов зависит от того, является ли их государственная регистрация необходимым условием для учета этих комбайнов в качестве основных средств.

По данной проблематике существуют две диаметрально противоположные неофициальные точки зрения.

Одна из них заключается в том, что транспортное средство следует принять на учет в качестве основного средства с момента приобретения.

По нашему мнению, транспортные средства и другие виды самоходной техники могут быть учтены как основные средства только тогда, когда они зарегистрированы в порядке, установленном вышеназванным Постановлением. При этом мы исходим из следующего.

Критерии отнесения активов к основным средствам определены п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Из подп. «б» данного пункта, в частности, следует, что объект должен быть предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг. Если речь идет о транспортных средствах и других видах самоходной техники, то это имущество может легально использоваться в указанных целях только тогда, когда в отношении указанной техники осуществлена соответствующая регистрация.

Изложенные доводы косвенно подтверждаются Письмом Минфина России, в котором финансовое ведомство ответило на вопрос: включаются ли в целях исчисления налога на имущество в первоначальную стоимость транспортного средства сумма платы за технический осмотр и сумма госпошлины, уплаченной за его постановку на учет?

Приведя положения п. 4 ПБУ 6/01, Минфин разъяснил, что согласно Федеральному закону от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется путем их регистрации и выдачи соответствующих документов. Государственная пошлина, а также плата за проведение техосмотра, учитываемые в связи с приобретением объекта основных средств, являются фактическими затратами на его приобретение, сооружение и изготовление. Соответственно, заключает финансовое ведомство, суммы данных платежей включаются в первоначальную стоимость этого объекта, учитываемые, в частности, для целей исчисления налога на имущество организаций.

Применяя данное разъяснение Минфина России к обсуждаемой проблематике, следует учитывать, что первоначальная стоимость определяется именно при постановке имущества на учет в качестве основного средства, а не впоследствии.

Следовательно, организация должна была учесть комбайны в качестве основных средств только после их регистрации в органах Гостехнадзора. Соответственно в этот же период (т.е. в июле 2008 г.) у нее должны были появиться новые объекты обложения налогом на имущество.

Отметим, что налоговые органы могут не согласиться с такой позицией.

Из ст. 379 НК РФ следует, что налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год, а отчетными периодами являются I квартал, полугодие и 9 месяцев. В соответствии с п. 1 ст. 383 НК РФ налог на имущество и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.

 

СПРАВКА

Согласно ст. 5 Закона Саратовской области от 24.11.2003 № 73-3СО «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций» авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для представления расчетов по авансовым платежам ст. 386 НК РФ.

В соответствии с данной статьей названного Кодекса налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам не позднее 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода.

 

Таким образом, исходя из нашей позиции и приведенных положений можно сделать следующие выводы.

  • Обязанность учитывать приобретенные комбайны в целях обложения налогом на имущество возникла у организации при определении суммы авансового платежа по итогам за 9 месяцев 2008 г.
  • Уплатить авансовый платеж за 9 месяцев следовало не позднее 30 октября 2008 г.