1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1471

Бизнес корректирует планы

Большинство предпринимателей считают, что выручка их компаний будет расти лишь в среднесрочной перспективе
Бизнес корректирует планы

Опросы представителей бизнеса о трудностях их работы в условиях кризиса показывают, что топ-менеджеры по-новому оценивают основные риски своих предприятий. Большинство руководителей компаний собирается менять планы следующего года, рассчитывая на успех в среднесрочной перспективе.

 

Без финансов и стабильности  

Исследования консалтинговых компаний PricewaterhouseCoopers (совместно с Ассоциацией менеджеров России) и Ernst & Young показывают, что экономический кризис явно отразился на мнении руководителей компаний о трудностях, которые мешают развитию их бизнеса.

Раньше основным препятствием топ-менеджеры считали нехватку квалифицированного персонала. Теперь, по оценке первого опроса, в тройку самых больших сложностей, вызывающих крайнюю озабоченность, вошли проблемы на рынках капитала (54%), увеличение стоимости заемных средств (48) и падение фондовых рынков (39%). То есть ухудшение ситуации на финансовых рынках по всему миру, ужесточение требований к заемщикам, повышение процентных ставок – все это вызывает вполне обоснованную тревогу респондентов по поводу возможностей привлечения капитала.

Отчасти обеспокоены руководители предприятий укреплением курса доллара (50%), экономическим спадом в крупнейших экономиках мира (49) и инфляцией (46%). Причем, судя по ответам, их мнения основаны не на прогнозах, а на актуальной экономической статистике, свидетельствующей о том, что указанные процессы вполне могут оказаться долгосрочными.

Большая часть участников второго опроса также обеспокоена трудностями на рынке капитала. Вместе с тем более 50% предпринимателей отмечают отсутствие стабильности в развитии бизнеса, которое считают важнейшим негативным последствием кризиса.

В целом ответы опрошенных обеими консалтинговыми компаниями топ-менеджеров продемонстрировали значительное увеличение рисков, которые угрожают развитию бизнеса в условиях кризиса.

 

Успехи откладываются на 2 года

В отличие от прошлых исследований, которые демонстрировали уверенность большинства руководителей компаний в росте доходов, нынешний опрос показал, что число пессимистов чуть-чуть, но превысило количество оптимистов. В росте доходов их предприятий в течение следующего года уверены 49% топ-менеджеров. Доля же руководителей, не уверенных в успехе своих фирм в 2009 г., составила 50%. Неопределенность в этом вопросе, судя по всему, объясняется неясностью относительно того, какова будет глубина кризиса в России в предстоящем году.

Однако оптимизм предпринимателей резко возрастает, когда речь заходит о росте доходов их компаний в течение ближайших 3 лет. Совершенно уверены в увеличении своей выручки в среднесрочной перспективе 87% респондентов. А полную или частичную неуверенность высказывают лишь 10% бизнесменов.

Очевидно, что ответственные лица компаний считают: кризисные явления не окажут долгосрочного негативного воздействия на российский рынок. Поступающие в настоящее время разноречивые сведения относительно динамики российской экономики не позволяют формулировать какие-либо обоснованные среднесрочные экономические прогнозы. Скорее всего в данном случае респонденты руководствуются опытом минувших лет. Действительно, после финансового кризиса 1998 г. и девальвации рубля восстановительный рост промышленности начался достаточно быстро.

Уверенность предпринимателей в росте доходов своей отрасли в течение ближайших 3 лет также достаточно велика, хотя в данном случае оптимизм менее выражен. Полную и частичную уверенность здесь высказали 78% опрошенных, неуверенность – 21%.

Среди возможностей роста для своего бизнеса в ближайшие 12 месяцев топ-менеджеры на первое место поставили увеличение доли на существующих рынках (47%). На разработку новой продукции надеются 16% опрошенных. Чуть меньше (13%) рассчитывают на укрепление позиций благодаря новым совместным предприятиям и стратегическим альянсам.

Наименее интересным для респондентов оказалось расширение географии присутствия (9%).

Заметно, что в среде руководителей преобладают консервативные настроения. В условиях неопределенности они нацелены на возможности органического роста в противовес высокорисковым целям.

 

С оглядкой на будущее

Особый интерес в условиях финансового кризиса представляет мнение бизнесменов об источниках денежных средств для развития их предприятий.

К ним участники первого опроса отнесли собственные средства (71%). Несмотря на то что возможности кредитования в ближайшее время снижаются, на заемный капитал рассчитывают 50% опрошенных. Вариант привлечения средств из государственных инвестиционных фондов рассматривают 22% руководителей компаний. Частный или венчурный капитал рассчитывает привлечь 15% топ-менеджеров, продажу активов планируют 10%.

Поскольку на первое место в источниках финансирования выходят собственные средства, вполне закономерно усиливается стремление руководства компаний к снижению затрат.

Среди направлений сокращения расходов большая часть топ-менеджеров в своих планах поставили уменьшение объема потребляемых компанией материалов, работ и услуг, связанных с инвестиционной деятельностью (45%).

На второе место руководители предприятий поставили возможности снижения численности персонала (28%), на третье – сокращение закупочной деятельности (21%).

Значительная же часть предпринимателей отметили, что не планировали, но будут сокращать свои расходы (объем потребляемых материалов и услуг – на 27%, персонал – на 16, закупочную деятельность – также на 16%).

Отметим, что данная реакция на кризис вполне естественна, первыми жертвами оптимизации всегда выступают затраты, связанные с вводом в действие новых мощностей, расширением спектра деятельности, капитальным ремонтом и т. д.

Второе исследование показало, что руководители компаний считают снижение издержек стратегической целью их предприятий в условиях экономического кризиса (90%). Правда, в отличие от участников первого опроса они намерены использовать и другие меры повышения эффективности деятельности компаний, такие как качество управления оборотным капиталом.

Можно понять стремление топ-менеджеров значительно сократить издержки, которое продемонстрировали оба исследования. Однако опыт многих компаний показывает, что далеко не всегда программы снижения затрат приводят к планируемым результатам. Причем решительные меры по реализации таких программ часто не приносят желаемых результатов даже в краткосрочной перспективе.

Достигнуть же долгосрочного эффекта от снижения затрат оказывается еще сложнее. Эксперты рекомендуют менеджменту особое внимание обращать на соответствие предлагаемых мер по оптимизации расходов долгосрочным стратегическим целям компании.

Принятие поспешных решений в вопросах оптимизации издержек может принести больше вреда, чем пользы. Это особенно важно осознавать сейчас, в условиях глобального экономического спада. Ведь велик соблазн отдать предпочтение мерам, направленным на быстрый результат, в ущерб достижению стратегических целей компании,

Однако даже в сегодняшние нелегкие времена стоит помнить о том, что кризис пройдет, а стратегические приоритеты будут оставаться на повестке дня любой компании всегда.