Грядет обновление Таможенного кодекса РФ

| статьи | печать

Ко второму чтению в Госдуме подготовлен законопроект, которым вносятся изменения в Таможенный кодекс РФ (далее – ТК РФ) в части совершенствования таможенного администрирования исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных платежей.

Проект призван устранить внутренние несоответствия и правовые пробелы, выявленные практикой применения ТК РФ, а также устранить некоторые противоречия с Налоговым кодексом РФ. Изменения затрагивают ряд статей раздела «Таможенные платежи» ТК РФ, а также некоторые статьи, устанавливающие таможенные правила применения отдельных таможенных режимов.

Изменения коснутся механизма реализации возможности выпуска товаров до завершения производства по делу об административном правонарушении (определение должностного лица, могущего принять решение о выпуске товаров, сроки рассмотрения заявления декларанта и т.д.), предусмотренной ст. 154 ТК РФ. Отсутствие в ТК РФ указанных положений практически привело к тому, что нормы ст. 154 ТК РФ остались декларативными. В результате товары, являющиеся предметом административного правонарушения, находятся на складах временного хранения до окончания производства по делу, даже если правонарушение малозначительно, импортер несет излишние издержки по хранению товаров.

В ст. 355 ТК РФ предлагается уточнить правила возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, в том числе предусмотрев особенности возврата таможенных платежей в тех случаях, когда за плательщика таможенных платежей их уплачивает иное лицо.

Новая ст. 432-1 ТК РФ призвана устранить правовой пробел в части реализации иностранных товаров в соответствии с гражданским или уголовным законодательством Российской Федерации. Предлагается закрепить правило о том, что любое введение в оборот иностранных товаров, за исключением их конфискации, должно сопровождаться уплатой таможенных и иных пошлин (специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных). Данная норма призвана обеспечить равные условия ценовой конкуренции при обороте иностранных товаров на внутреннем рынке независимо от того, выпускаются ли товары в свободное обращение в соответствии с таможенным законодательством либо реализуются на основании положений гражданского или уголовного законодательства. (Проект № 380975-4)