Цена не видна, но ее можно высчитать

| статьи | печать

Максимизация стоимости компании – одна из наиболее распространенных стратегических целей бизнеса. В момент, когда отказывают инструменты оценки, связанные с рыночными котировками акций и сравнением с ценой аналогичных сделок на внебиржевом рынке, финансовые директора российских компаний собрались на конференцию «Управление стоимостью бизнеса», чтобы обсудить оставшиеся в их руках возможности формирования ценности своих предприятий.

В условиях кризиса надо обеспечить максимальную скорость оборота активов, а не сбрасывать их. Избавляться следует только от неэффективных. При этом не надо увеличивать объем реализации и выручку, тем более любой ценой. Надо снижать долговую нагрузку на бизнес. «Закредитованность» во время кризиса – тяжкое бремя, грозящее ростом издержек на финансирование, банковским рейдерством и негативной оценкой рисков компании инвесторами. Важнейшая задача – во время кризиса сохранить ценность бренда и улучшить позиционирование компании относительно конкурентов. Таково общее мнение участников конференции.

По словам Евгения Каневского, финансового директора «МИЭЛЬ Недвижимость», компании сейчас должны «сжаться», но продолжать работать, исключить действия, вредящие бренду, развивать коммуникации со СМИ и инвесторами.

И в условиях кризиса надо находить действенные инструменты управления стоимостью компании. Непосредственно влиять на нее менеджеры не могут, но воздействовать на факторы, от которых она зависит, они должны.

Однако для каждого бизнеса существует большое количество факторов стоимости. Не все они имеют одинаковую значимость. К тому же большое количество данных значительно снижает эффективность управления и требует больших затрат. Поэтому надо выбрать ключевые факторы стоимости.

Александр Иваbнов, управляющий партнер «Грант Торнтон». Стоимостное консультирование» считает, что для управления факторами стоимости необходимо все их перевести на язык количественных показателей, установить целевые индикаторы (нормативы), достижение которых приведет к созданию стоимости. При этом количественные целевые нормативы устанавливаются как для финансовых, так и для операционных показателей стоимости.

По мнению Валентина Копытина, заместителя финансового директора ГК Genser, в компании, нацеленной на увеличение своей цены, менеджерам необходимо обладать «стоимостным мышлением». Развить его на всех уровнях управления можно через три основных инструмента мотивации.

Во-первых, через материальное поощрение: значительную долю оплаты труда должно составлять вознаграждение, сопряженное с «риском».

Во-вторых, через схемы быстрого продвижения по службе: если они работают, люди готовы брать на себя больше и не боятся ошибок.

И, в-третьих, через систему ценностей, позволяющую работнику испытывать глубокое удовлетворение от признания своих заслуг в качестве специалиста. Если система мотивации срабатывает, менеджеры компании начинают мыслить как собственники и видеть, как их доход зависит от увеличения/уменьшения стоимости бизнеса.

В процессе обмена опытом по оценке эффективного управления стоимостью компании, организации работы по ее повышению и привлечению инвесторов участники конференции сошлись во мнении, что в будущем финансового директора можно будет называть директором по управлению стоимостью компании.