Техническое регулирование

| статьи | печать

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» ввел новую категорию документов – технические регламенты. Они принимаются федеральными законами, постановлениями Правительства РФ или указами Президента РФ.

Начало разработке технических регламентов положила Программа разработки технических регламентов на 2004–2006 гг. (далее – Программа), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 06.11.2004 № 1421-р. В процессе работы над новыми документами разработчики столкнулись с рядом трудноразрешимых проблем, обусловленных следующими причинами.

1. В соответствии с Законом «О техническом регулировании» специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения перевозки и утилизации (объектам технического регулирования), степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

Поскольку Программой предусмотрена одновременная разработка общих и специальных технических регламентов, достаточно проблематично определить область регулирования специальных технических регламентов и давать отсылочные нормы (без которых невозможно обойтись) на несуществующие общие технические регламенты.

2. В Законе «О техническом регулировании» установлено, что технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень объектов технического регулирования, в отношении которых устанавливаются его требования и правила идентификации этих объектов. Если для отдельных регламентов, например «О безопасности лифтов», достаточно просто представить исчерпывающий перечень объектов, то для регламентов, касающихся установления требований к процессам производства, эксплуатации и другим процессам, в ряде случаев это сделать практически невозможно.

 

СПРАВКА

Минпромэнерго РФ отправило на согласование в федеральные органы исполнительной власти проекты технических регламентов:

  • «О безопасности химических производств»;
  • «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам»;
  • «О безопасности низковольтового оборудования»;
  • «О безопасности машин и оборудования»;
  • «О безопасности тракторов, сельскохозяйственных машин и машин для лесного хозяйства».

 

Одну из основных задач на новый год Минпромэнерго РФ видит в расширении участия предприятий различных отраслей промышленности в реализации реформы технического регулирования, в том числе путем разработки инициативных законопроектов.

 

3. Отсутствие четкого определения сферы технического регулирования в Законе «О техническом регулировании» допускает различное толкование границ этой области. Что касается разграничения сферы применения этого законодательства с законодательством по промышленной безопасности, то представляется, что эта граница пролегает между установлением технических и организационных требований безопасности при осуществлении деятельности на опасных производственных объектах.

В Федеральном законе от 21.07.97 № ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлены требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасного производственного объекта, требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте. В основном эти требования относятся к организациям (юридическим лицам) или к их работникам (физическим лицам).

К таким требованиям можно отнести требования к квалификации персонала, учету и расследованию аварий на опасных производственных объектах, проведению экспертизы промышленной безопасности, организации и осуществлению производственного контроля, страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов и другие требования.

Процедуры реализации организационных требований, предусмотренных Законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», определены в соответствующих нормативных правовых актах и успешно реализуются. Они едины для опасных производственных объектов всех отраслей промышленности: химической, нефтегазодобывающей, металлургической, горнорудной и т. д.

Некоторые идеологи законодательства о техническом регулировании высказывают мнение, что все эти требования и процедурные вопросы должны быть перенесены в технические регламенты.

Однако оно не выдерживает никакой критики, поскольку описание одних и тех же организационных механизмов регулирования в различных технических регламентах приведет в лучшем случае к дублированию правовых норм, а в худшем случае – к возникновению противоречивых норм в результате редактирования текстов регламентов разными специалистами.

Процесс разработки технических регламентов идет крайне медленно и бессистемно. А пересмотреть нормативно-правовую и нормативно-техническую базы в сфере технического регулирования необходимо к 1 июля 2010 года.

 

К СВЕДЕНИЮ

Общественный совет по техническому регулированию, деятельность которого строится на принципе соблюдения и защиты интересов отечественных промышленников и предпринимателей, с июля по декабрь 2005 года рассмотрел более 40 проектов технических регламентов.

До конца марта 2006 года необходимо будет подготовить предложения по формированию отраслевых пакетов проектов технических регламентов с учетом действующей нормативно-технической базы с целью обеспечения системного и непротиворечивого формирования программ разработки законопроектов.

Подготовила Л. Власова, обозреватель «ЭЖ»