1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1866

Местная власть вне бюджетного процесса

Администрирование налогов надо вернуть муниципалитетам

Минфин России считает, что в 60% муниципальных образований страны имеет место профицит бюджета. Счетная палата РФ утверждает, что фактические расходы местных бюджетов в 2 раза превышают их доходы. И оба ведомства правы. Только Минфин говорит о кассовом исполнении бюджета, а Счетная палата – о реальных деньгах. Применение некорректных методик привело к искажению информации об истинном состоянии бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

 

Итоги 5 лет двух переходных периодов

Законодательство в сфере межбюджетных отношений устроено так, что несет пользу федеральному бюджету, редко – бюджету субъекта РФ. Местное самоуправление вообще отсутствует в процессе выстраивания взаимоотношений. Потому что муниципальные власти не участвуют в принятии решений, оказывающих влияние на формирование бюджетов. Более того, местная власть отлучена от администрирования налогов – основных источников бюджетного финансирования. Даже ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) не входит в сферу деятельности – не ответственности! – сельских поселений. Транспортный налог полностью уходит в бюджеты субъектов РФ, словно все дороги находятся в губернских центрах.

За время действия двух переходных периодов Закона о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) количество местных налогов сократилось с 14 до 4.

Прежде местные власти отвечали за взимание самого, пожалуй, труднособираемого налога, каким был НДС. Еще одним объектом их налогового администрирования был налог на прибыль, имевший незначительную базу в пору процветания «теневого» бизнеса.

Времена изменились. НДС и налог на прибыль теперь самые собираемые налоги и в муниципальные бюджеты не зачисляются.

Одновременно с многократным сокращением числа местных налогов значительно снижены нормативы отчислений от налоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований: НДФЛ – с 70 до 30%, для городских поселений – до 10%. Городские поселения понесли еще одну потерю – по ЕСХН с 60 до 30%.

Со вступлением в действие 1 января 2009 г. Закона о местном самоуправлении на всей территории страны, за исключением Ингушетии и Чечни, муниципальные образования ждут новые потери. На этот раз в сфере неналоговых сборов. Согласно ст. 50 Закона № 131-ФЗ имущество, не используемое для решения вопросов местного значения, подлежит продаже. Значит, уменьшатся поступления в местные бюджеты от сдачи в аренду нежилых помещений. Конечно, можно распродать все – детские сады и ясли, школы и акушерско-фельдшерские пункты в городских и сельских поселениях, клубы и библиотеки. Но что останется местному населению? Право мигрировать в агломерации?

В такой ситуации экспертное сообщество предлагает внести изменения в налоговое, бюджетное и муниципальное законодательство. Так же быстро и эффективно, как это было сделано при законодательном утверждении экстренных мер, предложенных Правительством в связи с глобальным финансовым кризисом.

 

Конечно, можно распродать все – детские сады и ясли, школы и акушерско-фельдшерские пункты в городских и сельских поселениях, клубы и библиотеки. Но что останется местному населению? Право мигрировать в агломерации?

В такой ситуации экспертное сообщество предлагает внести изменения в налоговое, бюджетное и муниципальное законодательство.

 

Повернуть вспять транспортный налог

Начинать следует, считают эксперты, с транспортного налога. Надо или вернуть его в разряд муниципальных, или установить постоянный норматив отчислений от него. Скажем, для городского округа – не менее 50%, для муниципальных районов – не менее 25 и для поселений – тоже 25%.

Только в этом случае прокуроры получат законное основание штрафовать глав сельских поселений за ненадлежащее содержание дорог. Сейчас у местных администраций нет на это собственных средств, тем не менее в Челябинской области надзорный орган взыскал с 7 глав сельских поселений штраф – по 1000 руб. с каждого (см. «ЭЖ» № 40, 2008 г.). Следуя этой логике, штрафовать следует и мэров крупных городов. Так, в Архангельске, к примеру, 441 км автомобильных дорог. На их содержание в надлежащем состоянии требуется 1,6 млрд руб. каждый год. В городском бюджете нет таких средств, как и целевых отчислений от транспортного налога.

В Смоленске ежегодно собирается более 70 млн руб. транспортного налога, но деньги уходят в областной бюджет. Оттуда за 3 последних года в город ничего не вернулось даже в виде нормативных отчислений.

По Костроме следуют тысячи большегрузных транзитных автомобилей. В том числе по мосту через Волгу, который испытывает колоссальную нагрузку. В результате состояние внутригородских дорог такое, что ежегодно только по этой причине на 30–35% растет число дорожно-транспортных происшествий. А мост, утверждают эксплуатационники, изношен на 80%. Средств на его ремонт у города нет.

 

Отчисления от НДФЛ – стимул для муниципалитетов

Сегодня органы местного самоуправления равнодушны к собираемости налогов на их территориях. Все равно мало того, что перепадает им, а муниципальных управленцев «прокормят» вышестоящие бюджеты – федеральный, региональный и, как ни странно, местный. К примеру, в городской округ Ангарск Иркутской области входят сельские поселения, в которых фонд заработной платы местных администраций намного больше суммы налогов, уплачиваемых налогоплательщиками на их территориях. И ничего – из бюджета Ангарска и из областного бюджета исправно поступает зарплата в сельские администрации.

Стимулировать муниципалитеты на развитие собственной налоговой базы, по мнению экспертного сообщества, следует путем наделения местных администраций функциями администрирования части налогов, взимаемых на их территориях.

Расчеты показывают, что увеличение нормативов отчислений в местные бюджеты, к примеру от НДФЛ, способно активизировать экономическую деятельность муниципалитетов, поскольку местная власть, как никакая другая, имеет реальные рычаги воздействия на хозяйствующие субъекты по прекращению выдачи зарплаты в конвертах. Одновременно следует поставить зависимость вознаграждения муниципальных служащих от уровня среднего заработка в муниципальном образовании. Чем выше зарплата в реальном секторе экономики, тем выше оклады у местных чиновников.

Как только муниципалитеты обретут заинтересованность в увеличении налоговой базы, они вынужденно станут инициировать заключение трехсторонних соглашений с профсоюзами и с работодателями. Ведь в свое время нормативы отчислений от НДФЛ составляли практически половину доходов муниципальных бюджетов.

Установление прозрачных и твердых в течение 3 бюджетных лет нормативов налоговых отчислений муниципалитетам позволит изменить также методики расчета статей местных бюджетов, что исключит разночтения в подсчетах муниципальных доходов и расходов. И главное – заставит местную власть вплотную заняться вопросами экономического развития территории, а у проверяющих и надзирающих ведомств появится единая методика мониторинга местных бюджетов. Как по эффективности их наполнения, так и по целевому расходованию средств.