Как назначать на должности госслужащих?

| статьи | печать

Этот вопрос рассматривался на заседании Конституционного Суда РФ, состоявшемся 27.11.2008. Законодательный орган Псковской области определил, что для назначения на высшие и главные должности государственной службы данного субъекта РФ проведение конкурсов необязательно. С таким положением категорически не согласилась прокуратура.

Поводом к рассмотрению дела явился соответствующий запрос Псковского областного собрания депутатов о проверке конституционности положения ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» (далее — Федеральный закон), а также подп. 2 и 4 п. 2 ст. 13 Закона Псковской области от 05.12.2005 № 491-ОЗ «О государственной гражданской службе Псковской области» (далее — Областной закон).

Статья 22 Федерального закона устанавливает основания и порядок назначения на должность гражданских служащих. Общее правило, установленное данной нормой, определяет, что госслужащие назначаются на должности по результатам конкурса.

Однако законодатели Псковской области пришли к выводу, что этот перечень можно расширить. Областным собранием депутатов 24 ноября 2005 г. был принят Закон № 491-ОЗ «О государственной гражданской службе Псковской области», некоторые положения которого (подп. 2 и 4 п. 2 ст. 13) предусматривали назначение на должности гражданской службы без проведения конкурса.

Заместитель прокурора Псковской области обратился в Псковский областной суд с заявлением о признании указанных выше положений Областного закона противоречащими федеральному законодательству и недействующими. По мнению прокурора, субъект РФ, расширив данный перечень, вышел за пределы предоставленных ему полномочий. Суды всех инстанций полностью согласились с его мнением.

 

Последний шанс

Решив отстаивать свою точку зрения до конца, законодательный орган Псковской области обратился с указанным выше запросом в Конституционный Суд РФ.

Если запрос псковских законодателей будет удовлетворен и положения ст. 22 Федерального закона будут признаны не соответствующими Конституции РФ, то у заявителей появится реальный шанс пересмотреть дело по вновь открывшимся обстоятельствам.

Свою позицию псковские законодатели основывают на том, что рассматриваемая норма предусматривает назначение на должность по результатам конкурса, а возможные исключения из данного правила указаны только лишь в этой же статье Федерального закона.

Однако и рассматриваемый Федеральный закон, и другие федеральные законы предусматривают множество случаев, когда конкурс при назначении на должность не обязателен.

В запросе приведено множество примеров, когда должностные лица государственной гражданской службы субъектов РФ назначаются на должности без проведения конкурса.

Получается, что псковские законодатели лишь скопировали эту непоследовательность федерального законодательства в Областном законе.

В заседании Конституционного Суда РФ участвовали представители федеральных органов власти — Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Верховного Суда, Минздравсоцразвития, Генпрокуратуры и Минюста, которые не поддержали позицию псковских законодателей.

Заслушав мнения сторон, Суд удалился на совещание для принятия решения. Безусловно, оно будет важным не только для законодателей Псковской области. Выводы, к которым должен прийти главный Суд страны, будут иметь значение для законодательных органов всех субъектов Российской Федерации.

Фактически речь идет о качестве работы федерального законодателя. Достаточно было изложить ст. 22 Федерального закона в несколько иной редакции, согласно которой исключения из установленного ею правила могут быть определены не только этой нормой, но и иными федеральными (а не областными) законами. И все, у псковичей не было бы аргументов.

А так они довольно удачно выстроили свою позицию: если другим можно, то почему нам нельзя? Посмотрим, как решит эту проблему Конституционный Суд РФ.