1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 3837

Модель снижения затрат

В «ЭЖ» № 42 и 44 был описан подход к измерению и исследованию динамики и эффективности использования материальных затрат с помощью матрицы продукта. Приведенный пример показал, что пока материальные ресурсы используются неэффективно и медленно оборачиваются. Такое положение дел может со временем сказаться на снижении конкурентоспособности продукции, а замедление оборачиваемости материальных затрат – привести к росту потребности в оборотных средствах. Чтобы изменить ход событий, нужно учиться предвидеть ситуации и работать на опережение в области управления затратами. Для этого необходимо смоделировать несколько альтернативных вариантов использования материальных ресурсов и выбрать из них оптимальный. А затем уже разрабатывать мероприятия по его реализации на практике.

 

Моделируем материальные затраты

В качестве исходного варианта для моделирования материальных затрат возьмем достигнутый уровень или фактические данные, использованные в матрице фактических значений (см. табл. 1).

В процессе моделирования мы находим оптимальное решение. Смысл моделирования сводится к поиску таких решений об изменении объемов выпуска и цены продукта, а также изменения цен и тарифов на сырье и электроэнергию, которые позволят увеличить доходность каждого продукта.

На производственном совещании технологи рекомендовали через комбинаторику сырьевых ресурсов снизить нормы расходов сырья и материалов и расходы на электроэнергию на 2% по сравнению с приведенными данными матрицы фактических значений, не нарушая технологии изготовления и качества продукта.

Это позволило увеличить маржинальный доход продукта на 37 тыс. руб. (с 1091 тыс. до 1129 тыс. руб.). Поэтому расчеты по моделированию мы начинаем с исходного варианта, в котором уже учтено снижение норм расходов сырья и материалов и расходов на электроэнергию (см. табл. 2).

В таблице 2 представлены результаты четырех вариантов возможной ситуации по каждому продукту (число вариантов может быть любым). На «входе» задаются основные параметры по каждому из производимых предприятием продуктов: объем выпуска, оптовая цена, затраты сырья и материалов, энергозатраты и заработная плата в цене данного продукта.

В строке «изменения» в колонках «варианты» задаем вероятные изменения (экспертные оценки) важнейших параметров в их различных сочетаниях в будущем периоде. Такие оценки (данные), введенные в компьютер, позволяют получить на «выходе» (в нижней части таблицы) разные сценарии: «что будет, если...», то есть пересчитанные значения материальных затрат, других элементов переменных затрат по продукту и величину маржинального дохода для каждого варианта возможных изменений объемов выпуска продукции и цен на продукт и ресурсы.

Учитывая взаимосвязи между доходами, затратами и результатами, финансово-экономические расчеты позволяют проследить влияние принятых решений об изменении объемов, цены и материальных затрат на маржинальный доход данного продукта. Реализовать это практически можно с помощью электронных таблиц Excel.

В вариантах с 1-й по 3-й в таблице 2 показано влияние изменений объемов выпуска, цены продукта и материальных затрат отдельно, в варианте 4 – их совокупное влияние. Так, увеличение выпуска продукта на 3% (с 448 до 461 шт.) при условии роста цен на продукт на 2% и роста цен на сырье и материалы также на 2% позволит предприятию получить 1194 тыс. руб. маржинального дохода (МД), что составит 36,4% выпуска продукции. По сравнению с уровнем маржинального дохода в исходном варианте таблицы 2 (1129 тыс. руб.) запланированный уровень маржинального дохода (1192 тыс. руб.) вырастет на 6%, или на 65 тыс. руб. А по сравнению с первоначальным, фактическим уровнем МД (1091 тыс. руб.) – на 103 тыс. руб. (табл.1 и 2).

Приведенные расчеты по продукту должны быть результатом совместного обсуждения реальной ситуации специалистами отдела сбыта и маркетинга, экономистами и финансистами. Например, на производственном совещании руководители подразделений на основе данных комплексного анализа, ожидаемых изменений экономических параметров и опыта работы могут представлять различные оценки возможного объема производства и соответствующих элементов затрат (пессимистическую, наиболее вероятную и оптимистическую).

Затем полученные значения оптимального варианта используем для построения матрицы плановых значений по данному продукту (см. табл. 3).

Сравнивая плановую и фактическую матрицы продукта, получаем индексную матрицу с обобщающими оценками эффективности производства данного продукта (см. табл. 4). Значения индексной матрицы показывают соотношения фактических значений и плановых показателей или отчетного и базисного периодов.

На основании обобщающих оценок эффективности, показанных в нижней части индексной матрицы, можно сделать вывод, что при запланированных материальных затратах и объеме выпуска продукта его производство может быть эффективным. Такой вывод сделан на основании полученных интегральных показателей эффективности, приведенных в нижней части индексной матрицы. Прокомментируем их.

Прежде всего эффективность производства продукта вырастет на 5,8% (значение интегральной оценки эффективности – основное в матричной модели – составило 1,0580 – среднеарифметическое значение всех показателей эффективности поддиагонального полуполя матрицы).

Оценка взаимосвязи конечных результатов (блок А1 – среднеарифметическое значение показателей в верхнем малом треугольнике) – индекс 1,0898 – означает, что запланирован пропорциональный рост результатов (темп роста прибыли опережает темпы роста выпуска продукции и затрат).

Оценка преобразования затрат в результаты (блок А2 – среднеарифметическое значение показателей в прямоугольнике в поддиагональном полуполе матрицы) – индекс 1,0845 – говорит о том, что результаты больше затрат.

Оценка взаимосвязей затрат (блок А3 – среднеарифметическое значение показателей в нижнем большом треугольнике) – индекс 0,9996 – говорит о том, что результаты (прибыль, маржинальный доход) достигнуты при снижении всех затрат на 0,04%.

Все показатели материалоотдачи получились больше 1 (в индексной матрице в строке «материальные затраты»). Показатели же материалоемкости – меньше 1. Это означает, что за анализируемый период материалоотдача продукции выросла, а ее материалоемкость снизилась (см. табл. 5). Расчетным путем нужный результат достигнут.

 

Эффективность использования материальных ресурсов

Приведенных экономических показателей в матрице продукта может быть вполне достаточно для того, чтобы говорить об эффективном использовании материальных ресурсов. Для достоверности сделанного вывода приведем данные системы показателей эффективности использования ресурсов при реализации на практике смоделированного варианта (см. табл. 5).

Из приведенных данных таблицы 5 следует, что оптимальный вариант расходования материальных ресурсов и запланированного выпуска продукции приводит к росту прибыли, маржинального дохода продукта. В результате такой комбинаторики ресурсы могут быть использованы более эффективно, материалоотдача может вырасти. При условии, что запланированный вариант будет реализован на практике.

Поскольку в предыдущей статье (см. «ЭЖ» № 44) были приведены все формулы расчетов эффективности использования материальных затрат, рассмотрим лишь результаты факторного анализа изменения объемов выпуска продукции, материалоотдачи и прибыли.

Прирост выпуска продукции на 158 тыс. руб. произойдет в результате:

  • увеличения величины материальных затрат – на 86 тыс. руб.;
  • эффективного их использования – на 71 тыс. руб.;
  • величины сырья и материалов – на 90 тыс. руб.;
  • эффективности использования сырья и материалов – на 67 тыс. руб.;
  • величины топлива и электроэнергии – на 58 тыс. руб.;
  • эффективности использования топлива и электроэнергии – на 99 тыс. руб.

Относительная экономия материальных ресурсов составит 44 тыс. руб.

Для этого плановый уровень материальных затрат был пересчитан на фактический объем выпущенной продукции (1884 тыс. руб. х 1,051 = 1980 тыс. руб.). Затем определили экономию (1936 тыс. руб. – 1980 тыс. руб. = –44 тыс. руб.).

Увеличение объема выпуска продукции приведет к росту материалоотдачи на 8,15 тыс. руб., а увеличение материальных затрат скажется на снижении материалоотдачи на 4,41 тыс. руб. В результате материалоотдача вырастет на 3,74 тыс. руб. 

Отдача материальных затрат в виде прибыли, приходящейся на 1 руб. материальных затрат, вырастет на 7,60 руб. (см. табл. 6).

Это произойдет в результате изменения:

  • роста материалоотдачи – на 0,85 руб.;
  • увеличения доли реализованной продукции в объеме выпущенной продукции – на 0,71 руб.;
  • роста рентабельности продаж – на 6,04 руб.

При реализации рассчитанного варианта выпуска продукции улучшатся и показатели оборачиваемости материальных затрат (анализируемый период – квартал или 90 дней) (см. табл. 7).

При ускорении оборачиваемости материальных затрат на 2 дня высвободится почти 80 тыс. руб. материальных активов (3460 : 90 х 2,079 = 79,9 тыс. руб.).

Общее увеличение прибыли на 167 тыс. руб. может произойти в результате изменения:

  • стоимости материальных оборотных активов – на 19,49 тыс. руб.;
  • скорости оборота материальных затрат – на 30,17 тыс. руб.;
  • рентабельности реализованной продукции – на 117,04 тыс. руб.

 

Последующие действия

Аналогичным образом моделируем материальные затраты для других продуктов и строим их матрицы. Весь ассортимент разбиваем по группам и выбираем ту группу, которая как локомотив может вытащить весь «хвост» ассортимента.

Далее моделируем группу наиболее доходных продуктов, затем переходим к менее доходным. После этого составляем оптимизированную производственную программу и согласовываем ее со сбытом.

После всех действий с продуктом строим плановую матрицу всего предприятия в целом с учетом производственных фондов и оборотных средств и оцениваем эффективность работы предприятия в целом.

После получения желаемых результатов приступаем к разработке плана первоочередных мероприятий для реализации согласованной программы продуктов. В процессе выполнения проводим мониторинг и отслеживаем результаты, чтобы оперативно реагировать на изменения. Иными словами, выстраиваем механизм реализации мероприятий.

Внимание. На сайте АКДИ можно заказать  книгу  "Годовая отчетность организации", написанную авторами данной статьи.