Капитаны бизнеса между подвигом и поражением

К крушению бизнес-кораблей в большинстве случаев причастны именно капитаны
| статьи | печать
Капитаны бизнеса между подвигом и поражением

На первых лиц – владельцев и директоров компаний, руководителей высших эшелонов, даже непосредственных руководителей подразделений – люди сегодня смотрят особенно пристально, как на капитанов бизнеса. К их словам прислушиваются. От них ждут трезвого управления, а видят спасение капиталов. Нового курса, а тут – сокращение персонала. Ждут новых ориентиров, а видят попытки повторить версию прошлых удачных решений.

Капитаны бизнеса – это те, кто прокладывает курс, кто может устоять в шторма и провести корабль, кто видит свою команду насквозь, знает, чего стоит каждый. Кто последним покидает корабль – слово чести.

Кризис требует быстродей­ствия в ситуации неопределенности, а значит, включает модели действия, которые уже были заложены в полном соответствии с неосознанным культурным кодом. В нашем общем коллективном «запаснике» на критические случаи есть 2 модели действия: модель подвига и модель поражения (см. табл.). Их нельзя оставлять неосознанными – ставки слишком велики.

 

Прецеденты из «запасника»

Взглянем на них через парадигму «игрономики», которая позволяет видеть целостные динамические феномены человеческой жизни. Всегда есть «кто», есть «что», «как», «зачем» и, что важно, «с кем» или «для кого».

Главное действующее лицо называют героем, чтобы подчеркнуть активное начало. Партнера по игре – зрителем. Это может быть и клиент, и сотрудник, и руководитель – конкретные люди, чьи реакции, ожидания и выгоды определяют, как пойдет игра.

Модели действия – это сложные структурные образования, соединяющие внутреннюю игру и внешний контур взаимодей­ствия.

Действия в логике модели подвига и сами результаты подвига для бизнеса – это решение задач в режиме форс-мажора с истощением ресурсов. Требование руководителя, чтобы его подчиненные совершали подвиги, навсегда выжигает в них энтузиазм. Привычка работать в логике подвига чревата постоянными авралами и бессознательной склонностью создавать себе ситуации дикого ограничения по срокам, энергии, другим ресурсам, чтобы вбрасываться в дело на максимальной силе. Итог – работа в режиме нехватки всего, неудовлетворенность собой, перегрузки, необходимость выдачи себе компенсаций в виде послаблений, забывчивости и публичных эмоциональных выбросов.

Модель поражения – тупик для любого бизнеса. После поражения необходим очень долгий процесс восстановления. Если в логике подвига ресурсы истощаются, то в логике поражения они обнуляются, отрицаются, причем все, включая историю компании, ее репутацию, культуру. А дальше – процесс выживания, в котором «каждый за себя».

 

Таблица 

МОДЕЛИ ДЕЙСТВИЙ

Модель подвига

Модель поражения

Правда героя

Человек в сложной ситуации. У него выражены чувство ответственности, праведный гнев, самоотверженность. Он ищет выход, чувствует угрозы. Герой обязательно должен предъявить личный ущерб: раны, финансовые потери, изможденное лицо

Герой обязательно должен признать непреодолимость обстоятельств, покорность судьбе, тяжелый груз, чувство вины, эмоциональное перевозбуждение, панику, стресс и отказ от борьбы

 

Правда зрителя

Потребность в безопасности. Получение защиты от угроз, особенно внешних. Ощущение невозможности что-то самостоятельно изменить, потребность в «спасителе» или «отце родном». У зрителя появляются обязанности перед героем – сочувствовать, восхищаться, чествовать, компенсировать, ведь он
пострадал

Потребность в безопасности, в сохранении хоть какого-то самоуважения, в оправдании соб­ственного бездействия. Панические состояния, потеря ориентации. Зритель проникается сочувствием к герою, понимает, как ему трудно и какие страдания тот испытывает, публично объявляя о поражении. И утверждается в убеждении, что сделать все равно ничего нельзя

Правда исполнения

Герой попадает в сложную ситуацию. В ход идут все ресурсы, даже больше, чем есть. В бой бросаются все резервы. Нет времени на выбор альтернативы, чтобы увидеть картину в целом. Необходимо действовать. Герой приходит к достижению (закрытию амбразуры, выдаче проекта, сдаче стройки или рукописи, запуску ракеты…) с перерасходом ресурсов, в состоянии истощения

Очень патетичные речи, злоупотребление словами «общая беда», «трудности», «испытания». Нагнетание напряжения и минимум конкретной информации. Перечисление, каких ресурсов больше нет. Распространение слухов. Если герой переживает поражение, то он остается в состоянии полного истощения моральных и физических сил. Если герой даже просто изображает состояние поражения, он все равно надолго утрачивает позитивный настрой

Правда идеи

Самоотречение, самоотвержение ради общественного блага. Герой переживает чувство служения чему-то внешнему, что может дать наивысшее одобрение. В некоторых случаях герой получает «индульгенцию», прикрываемую фразами о величии (страны, государства, компании)

Человек должен покоряться обстоятельствам, силе рока. В кризис это могут быть инвесторы. Главное – сместить фокус у зрителя-партнера с бездействия того, кто должен действовать, на воздействие безличных стихий

Правда конфликта

Основной конфликт разыгрывается между героем и обстоятельствами, угрожающими благополучию героя, его компании, семьи, дела, страны. Он действует из страха или против него. Сюжет складывается (или его исполняют на словах) как история о трудностях, напряжении, величайших испытаниях, больших жертвах. В результате герой получает или ожидает, что получит, социальное
признание

Основной конфликт происходит между изначальной слабостью человека вообще и силой обстоятельств, которые против него. «Что я могу сделать, обстоятельства выше меня…» Складывается история о том, как пробовали – и не получилось, как старались, и ничего не произошло, хотели как лучше, получилось как всегда. Внимание публики переключается на обстоятельства, их непоправимость

 

Логика успешности

Альтернативой этим моделям служит модель успеха. Это не повторение западных аналогов, не попытка приблизиться к западным же эталонам. Это тот случай, когда подражание смерти подобно, смерти индивидуальности капитана и индивидуальности компании. Причина одна – успех строится на отличии.

В логике успешности нужны самостоятельные действия без ссылок на авторитеты и «родимые пятна социализма». Готовность исходить из своих представлений, своих отличий. Желание не просто выделиться, а быть успешным именно в силу своей особости, непохожести. И вот здесь начинаются самые большие сложности: столкновения с тем, что в нашей культуре успех – понятие сомнительное. У нас нет ни культуры, ни тем более культа индивидуального успеха, да и коллективного тоже. Придется нарабатывать.

В модели успеха:

  • Правда героя. Страстное желание, настойчивость, упорство, чувство своей истины, открытость, азарт. Стремление найти свое отличие и идти от него. Склонность пробовать новое без оглядки на кем-то разрешенную правильность. Переход от действия в уме к реальному воплощению. Происходит развитие и личный рост героя, он получает свой выигрыш.
  • Правда зрителя. Потребность в самоуважении. Потребность идентифицировать себя с кем-то активно действующим, что-то предпринимающим. Потребность получить произведение (проект, продукт, услугу, идею и пр.), которое несет ценности, создает их своим присутствием в мире. Герой получает реальное, заметное признание своей публики, которая делает это добровольно.
  • Правда исполнения. Герой выбирает актуальную или прин­ципиально новую тему, действует в ситуации неопределенности, часто рискует, но переживает этот риск как свободу своего действия. Хотя бы один из ключевых ресурсов у героя есть в избытке: время, энергия, информация, простран­ство, талант (люди). Он приходит к достижению с запасом сил и новыми умениями. Может быть, уставшим, но неистощенным и неотчаявшимся. Он действует по принципу успешного восхождения: всегда остаются силы на обратный путь.
  • Правда идеи. Идея, которую чувствует герой, нужна именно сейчас, она отвечает на скрытые запросы публики, воспринимается как ответ, который давно ждали. Он стремится создать новое качество жизни (материальной или нематериальной) не только для себя лично. События, новая продукция или услуги, новый завод, новый город – воплощения его идеи дают зрителю чувство причастности к чему-то значительному, заметному, замечательному. Герой видит: то, что он создал, работает.
  • Правда конфликта. Герой всегда за что-то и против чего-то. Он кладет свои усилия на одну чашу весов. Создает своим выбором и своими действиями полюса. Это и его самого подталкивает к действию и дает зрителям повод чувствовать схожесть с ним. У героя появляется ощущение полной включенности и реализации своих талантов. В своем сюжете он в центре как главное действующее лицо, он все время что-то предпринимает. Он пробует – у него получается. Складывается история о возможностях как трамплин для других.

 

Капитанский курс

Вызов момента заключается в том, чтобы сменить модель действия. И сделать эту смену осознанной. Не бороться за победу, а строить успех. Не растрачивать ресурсы, а инвестировать таланты. И выиграет та компания, в корпоративной культуре которой будет работать модель успеха. Когда компания знает, что для нее успех, как он выглядит, как строится, то каждый человек в контексте такой корпоративной культуры получает вполне ясные ориентиры и истории-трамплины, чтобы включаться самому. Это не «бег за наградами», а прин­ципиально другое качество корпоративной жизни.

Капитанам бизнеса нужно развивать успешность своих людей, а не их послушность. Научить работать в логике успеха, задать его логику в компании, а потом держать этот курс.

Модель успеха позволяет активизировать, востребовать все собственные ресурсы: способности, опыт, умения, знания, отличительные черты индивидуальности. Ровно то же самое справедливо для компании.

Осознание и создание своей собственной модели успеха может положить конец «внутренней войне», отнимающей энергию, провоцирующей потерю возможностей.

Так почему же нам так трудно вытащить себя из ежедневного «подвига»?