«Щитовой» бизнес

| статьи | печать

Организация занимается размещением рекламы клиентов на арендованных щитах в Москве и Московской области. Должна ли эта организация применять спецрежим в виде ЕНВД в отношении данного вида деятельности?

Н. Дзыда

Размещение или распространение?

Сначала обсудим данную проблему без учета места осуществления указанной деятельности.

Прежде всего обратим внимание на то, что с 01.01.2009 подп. 10 п. 2 ст. 346.26 НК РФ действует в новой редакции. Согласно данному подпункту ЕНВД применяется в отношении предпринимательской деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.

Ранее действующая редакция подп. 10 п. 2 ст. 346.26 НК РФ предусматривала деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы. Как видим, законодатель, в частности, исключил из обсуждаемой нормы слово «размещение». В то же время в заданном вопросе говорится именно о размещении рекламы.

Для того чтобы уяснить, можно ли в обсуждаемой ситуации говорить о распространении рекламы, необходимо обратиться к ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), которая определяет основные понятия, используемые в названном Законе. Согласно п. 1 ст. 3 данного правового акта реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. А из п. 7 вышеуказанной статьи следует, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

С учетом приведенных положений Закона о рекламе можно сделать вывод о том, что если организация занимается именно распространением информации, которая отвечает критериям, определенным п. 1 ст. 3 Закона, то данная организация является рекламораспространителем. Соответственно ее деятельность в этом случае будет деятельностью по распространению рекламы.

 

Рекламные конструкции

Из новой редакции подп. 10 п. 2 ст. 2 ст. 346.26 НК РФ также следует, что в целях гл. 26.3 НК РФ налогоплательщиком-рекла­мо­распро­стра­ни­те­лем должны использоваться рекламные конструкции.

Согласно ст. 346.27 НК РФ (положения которой также изменены) распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций – это предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы с использованием, в частности, щитов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляемая владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований Закона о рекламе.

Следовательно, в целях применения спецрежима в виде ЕНВД используемые щиты должны соответствовать критериям, указанным в вышеприведенном положении.

Статьей 346.27 НК РФ также определено, что владелец рекламной конструкции (организация или индивидуальный предприниматель) – это собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Из содержания ст. 606 ГК РФ следует, что арендатор обладает на арендуемое имущество правом владения и (или) пользования. Следовательно, налогоплательщик, использующий при распространении рекламы арендуемые щиты, в целях гл. 26.3 НК РФ признается владельцем рекламной конструкции.

Таким образом, налогоплательщик должен применять спецрежим в виде ЕНВД если:

  • его деятельность может быть признана деятельностью по распространению рекламы исходя из вышеприведенных критериев, определенных ст. 3 Закона о рекламе;
  • используемые налогоплательщиком щиты соответствуют условиям, указанным в ст. 346.27 НК РФ.

 

«Московские» правила

А теперь учтем предоставленную информацию о том, что организация осуществляет свою деятельность в Москве и Московской области.

Согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно Закону г. Москвы от 29.10.2008 № 53 на территории данного города вводится единый налог на вмененный доход для предпринимательской деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций. Этим же Законом утверждены описания границ зон распространения указанной рекламы согласно приложению к данному правовому акту.

Следовательно, обсуждаемый вид предпринимательской деятельности, осуществляемый в г. Москве, подлежит обложению ЕНВД. При этом такая деятельность должна осуществляться границах определенных зон.

Что касается деятельности, осуществляемой в Московской области, то применение налогоплательщиком спецрежима в виде ЕНВД зависит от того, введен ли данный налог в порядке, установленном п. 2 ст. 346.26 НК РФ, на территории муниципального района или городского округа, где организация осуществляет свою деятельность.

В заключение оговоримся, что мы исходили из того, что в данном случае отсутствуют обстоятельства, препятствующие применению спецрежима согласно п. 2.1 и 2.2 ст. 346.26 НК РФ. В данных пунктах перечислены случаи, при которых ЕНВД не применяется, а также определены налогоплательщики, не подлежащие переводу на уплату данного налога.