Регламентация госконтроля СРО

| статьи | печать

Законопроект, устанавливающий более подробные правила контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций (далее – СРО), принят Госдумой в первом чтении.

Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон о СРО) вскоре может пополниться новыми нормами, устанавливающими единый для всех СРО порядок государственного контроля и надзора за их деятельностью. А КоАП РФ дополнится отдельными статьями, посвященными ответственности СРО.

Необходимость в появлении законопроекта вызвана тем, что Закон о СРО предусматривает осуществление госконтроля и надзора за СРО, ссылаясь на федеральные законы, предусматривающие создание СРО, а также иные федеральные законы. В частности, нормы о порядке проведения проверок СРО имеются в федеральных законах «Об оценочной деятельности в РФ», «О несостоятельности (банкротстве)», а также «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Учитывая рост числа СРО в различных отраслях экономики, назрела необходимость свести общие единые нормы о контроле за СРО в один акт – Закон о СРО, а нормы об административной ответственности в другой – КоАП РФ. Что же предлагает законопроект?

Новая ст. 23 Закона о СРО устанавливает форму госконтроля в виде плановых и неплановых проверок, основания и сроки таких проверок, порядок оформления результатов проверок, порядок обжалования и применения санкций за неисполнение предписаний. Контроль за деятельностью СРО возложен на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Сегодня им является Росрегистрация.

Часть 2 ст. 5 Закона о СРО дополняется указанием на право лица осуществлять предпринимательскую или профессиональную деятельность определенного вида только с момента включения сведения о нем в реестр членов соответствующей СРО.

В целях осуществления надлежащего контроля за деятельностью членов СРО вводится норма о 30-дневном сроке рассмотрения поступивших в СРО жалоб. Этот срок может быть продлен максимум еще на 30 дней с обязательным письменным уведомлением жалобщика. Такое ограничение сроков реагирования позволит предупредить затягивание ответов и исключит случаи игнорирования рассмотрения жалоб должностными лицами СРО.

Изменения в ст. 23 Закона о СРО коснулись порядка проведения плановых и внеплановых проверок СРО. Плановые проверки в отношении СРО разрешается проводить не чаще 1 раза в 2 года, продолжительность проверки не должна превышать 30 дней. Внеплановые проверки разрешаются только по решению руководителя надзорного ведомства на основании заявлений и обращений. Также внеплановые проверки могут проводиться с целью контроля исполнения предписаний в случаях, когда СРО самостоятельно не направлены в установленный срок материалы по выполнению соответствующего предписания.

В КоАП РФ вводится новая ст. 14.36, предусматривающая ответственность в виде наложения штрафа (2500 – 5000 руб.), вплоть до дисквалификации на срок до 6 месяцев за нарушение саморегулируемой организацией обязанностей, установленных федеральными законами, а игнорирование решения о дисквалификации в течение срока действия такого наказания повлечет для нарушителя штраф всего в 5 тыс. руб.

В связи с тем что физические лица, занимающиеся оценочной деятельностью и деятельностью в качестве арбитражного управляющего, не являются индивидуальными предпринимателями, законопроектом предлагается ввести ст. 14.39 КоАП РФ, в соответствии с которой такое административное наказание, как дисквалификация, заключается также в лишении физического лица права осуществлять регулируемую законом профессиональную деятельность.

Неоднократное неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение саморегулируемой организацией обязанностей, установленных законодательством, влечет наказание по новой статье КоАП РФ (14.37) в виде наложения административного штрафа на должностных лиц от 2500 до 5 тыс. руб., а для юридического лица максимальный штраф – 10 тыс. руб.

(Проект № 12684-5)