Отчетный аспект достойной старости

Определена процедура отчета по дополнительным пенсионным взносам в ПФ РФ
| статьи | печать
Отчетный аспект достойной старости

У хозяйствующих субъектов появился новый вид отчетности. 10 февраля 2009 года Минюст РФ зарегистрировал Постановление ПФ РФ от 12.11.2008 № 322п, утвердившее Порядок представления работодателем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации реестра застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачены взносы работодателя, а также форму реестра и формат его представления. Речь пойдет об особенностях этой процедуры и связанных с нею правоотношениях.

 

Как «заслуженный отдых» сделать обеспеченным

Из действующей редакции Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии могут добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. «Добровольцы», мечтающие о повышенной пенсии, должны делать это в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее – Закон), который действует с 1 октября 2008 г., за исключением некоторых положений, вступивших в силу с 1 января 2009 г.

Размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса застрахованные лица определяют самостоятельно. Для того чтобы его уплачивать через работодателя, нужно подать ему заявление, указав размер взноса в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом размер дополнительного взноса может меняться. Отметим, что работодатель не вправе отказать работнику в перечислении. Такой вывод следует из анализа положений Закона.

Данный Закон также предусматривает возможность работодателя самому уплачивать взносы в пользу застрахованных лиц. Делается это на основании отдельного приказа или условий, внесенных в коллективный либо трудовой договор. Упоминание о трудовом договоре свидетельствует, по нашему мнению, о том, что решение об уплате дополнительных взносов в пользу работников может быть в том числе индивидуальным, то есть касаться не всех сотрудников организации.

 

Мимо кармана в Пенсионный фонд

Порядок перечисления дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя установлен ст. 9 Закона. Для конкретизации положений этой статьи вышеуказанным Постановлением, помимо Порядка, утверждены:

  • форма ДСВ-3 «Реестр застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачены взносы работодателя» (далее – реестр);
  • формат представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации реестра застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачены взносы работодателя, в электронном виде (формат данных) (далее – формат).

Отметим, что дополнительные страховые взносы и взносы работодателя перечисляются в бюджет ПФ РФ в порядке и сроки, установленные законодательством в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Зачисляются они на отдельные банковские счета фонда, открываемые для зачисления страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Перечисление обсуждаемых взносов осуществляется работодателем единым платежом и оформляется отдельным платежным поручением. Одновременно с таким перечислением должен формироваться реестр.

В этом документе, указываются:

  • общая сумма перечисляемых средств, включающая в себя суммы всех перечисляемых дополнительных взносов и взносов работодателей (в случае их уплаты);
  • номер платежного поручения и дата его исполнения;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица и фамилия, имя и отчество;
  • сумма перечисляемых дополнительных взносов каждого застрахованного лица и сумма взносов работодателя в пользу каждого из них (в случае их уплаты).

Порядком определено, что реестры представляются работодателем в территориальный орган ПФ РФ не позднее 20 дней со дня окончания квартала.

Напомним, что согласно п. 8 ст. 9 Закона работодатель одновременно с представлением в соответствии с трудовым законодательством расчетного листка должен представлять застрахованным лицам информацию об исчисленных, удержанных и о перечисленных дополнительных страховых взносах и о взносах работодателя, уплаченных в пользу этих лиц (в случае их уплаты).

 

Отчетность бумажная и виртуальная

Из п. 2.1 и 2.2 Порядка следует, что работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 100 человек, могут представлять реестр на бумажном носителе информации. При этом данный документ представляется в 2 экземплярах.

А работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе путем реорганизации), численность которых превышает указанную величину, представляют реестр в электронной форме с электронной цифровой подписью. Об этом говорится в п. 3.1 Порядка, который также уточняет, что в этом случае документ передается на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи.

Анализируя приведенные положения, отметим, что «малочисленным» работодателям вовсе не запрещается представлять реестры также в электронной форме.

Электронный реестр формируется в виде файла в соответствии с вышеуказанным форматом. Обратим внимание на то, что он является расширением формата данных 7.00, предусмотренных Приложением 4 к Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденного Постановлением ПФ РФ от 31.07.2006 № 192п.

 

Новый повод для санкций

Хотя обсуждаемое Постановление зарегистрировано Минюстом РФ совсем недавно, следует считать, что оно уже вступило в силу с 1 января 2009 г. согласно п. 2 этого документа. Поэтому нужно предупредить о возможных негативных последствиях, которые ожидают тех, кто не выполнит предписания Закона о представлении в Пенсионный фонд РФ соответствующих сведений в установленном порядке.

Обратимся к Федеральному закону от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее – Закон № 27-ФЗ). Статьей 17 данного правового акта, в частности, предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления указанного учета, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами данного Фонда в судебном порядке.

Уплата дополнительных страховых взносов, которые перечисляются по заявлениям застрахованных лиц, а также уплата взносов работодателями в пользу своих работников носит добровольный характер. Однако данные платежи осуществляются в рамках обязательного пенсионного страхования и учитываются в индивидуальном (персонифицированном учете) указанного страхования. Поэтому санкции, предусмотренные п. 17 Закона № 27-ФЗ, могут, по нашему мнению, применяться и в отношении сведений, которые работодатели обязаны представлять согласно ст. 9 Закона.

(Полный текст Постановления опубликован в «ЭЖ Досье»)