Особенности взаимодействия компаний в составе группы

Сделки между взаимозависимыми лицами требуют грамотного подхода
| статьи | печать

Политика управления денежными потоками является важнейшей частью финансовой политики интегрированной структуры. Хозяйственная деятельность группы компаний сопровождается движением денежных средств между ее участниками. Поэтому оптимальное распределение и перераспределение денежных потоков между бизнес-единицами группы выступает одним из факторов, обеспечивающих эффективность управления финансами структуры в целом.

Разработка и реализация политики управления денежными потоками проводится в несколько этапов:

  1. Определение достаточного объема денежных ресурсов для реализации стратегических целей развития в разрезе отдельных проектов, предприятий, бизнес-направлений и группы компаний в целом.
  2. Выбор типа политики управления денежными потоками группы (агрессивный, консервативный, умеренный).
  3. Разработка направлений и методов оптимизации движения денежных потоков группы.
  4. Планирование денежных потоков по отдельным видам.
  5. Организация контроля движения денежных потоков на всех уровнях интегрированной структуры.

Головная компания должна оценить эффективность инвестиционных вложений в дочерние общества и возможные альтернативы инвестиций вне группы компаний. С точки зрения экономических целей перераспределения финансовых средств внутри группы компаний можно выделить долговременное инвестирование в развитие новых направлений или проектов, а также оперативное пополнение оборотных средств подразделений группы.

Рассмотрим некоторые специальные инструменты, используемые предприятиями, образующими группу, для перераспределения финансовых ресурсов.

Договор простого товарищества

Согласно гл. 55 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Договор о совместной деятельности, применяемый участниками группы компаний, является эффективным инструментом для реализации тех или иных бизнес-проектов и для перераспределения финансовых ресурсов.

По договору простого товарищества объединяются вклады участников, которые могут быть в виде денежных средств, иного имущества, трудового участия, профессиональных и иных знаний, а также деловой репутации и деловых связей. Объем вкладов участников и их стоимость определяются в договоре простого товарищества.

По налоговому законодательству передача налогоплательщиками имущества, в том числе имущественных прав, в качестве вкладов участников простых товариществ не признается реализацией товаров (работ, услуг) для целей исчисления налога на добавленную стоимость.

По договору совместной деятельности ведется отдельный бухгалтерский учет и составляется бухгалтерская отчетность, что может быть поручено одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц.

Полученные в рамках совместной деятельности доходы распределяются между товарищами пропорционально стоимости их вкладов или по соглашению сторон и подлежат налогообложению у каждого товарища – юридического лица.

Преимущества договора простого товарищества в качестве инструмента перераспределения финансовых средств (см. схему 1) внутри группы компаний:

  • участники группы могут объединять финансовые ресурсы для инвестирования бизнес-проектов без дополнительного налогообложения вложенных средств;
  • широкий перечень признаваемых вкладов (любое имущество, трудовое участие, деловая репутация и проч.);
  • оценка стоимости вкладов и распределение доходов от совместной деятельности производится по соглашению сторон, что позволяет группе осуществлять перераспределение финансовых средств между участниками совместной деятельности;
  • для реализации совместной деятельности не требуется дополнительных затрат на регистрацию и содержание юридического лица;
  • по сравнению с финансированием путем вкладов в уставные капиталы не требуется временных и денежных затрат на регистрацию изменений в учредительных документах;
  • стороны по отношению к третьим лицам выступают вместе и юридически на период действия договора являются для последних единым целым.

К недостаткам договора о совместной деятельности можно отнести необходимость ведения отдельной бухгалтерской отчетности и временный характер деятельности в рамках договора, используемого для реализации, как правило, одного бизнес-проекта.

Условия договора простого товарищества позволяют направлять доходы от совместной деятельности в те организации, где целесообразно создавать центры прибыли. В случае участия в договоре простого товарищества организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения или имеющих льготные условия по налогу на прибыль, перемещение в эти организации прибыли создает налоговую экономию.

Соответственно эти операции при наличии налоговой экономии, как и все сделки между взаимозависимыми лицами, попадают в зону налогового риска.

 

Договор доверительного управления имуществом

По договору доверительного управления имуществом, сделки по которому регулируются гл. 53 ГК РФ, одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении его (в соответствии с этим договором) любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя.

Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.

Для целей налогообложения (ст. 276 НК РФ) имущество (в том числе имущественные права), переданное по договору доверительного управления имуществом, не признается доходом доверительного управляющего.

Вознаграждение, получаемое доверительным управляющим в течение срока действия договора доверительного управления имуществом, является его доходом от реализации и подлежит налогообложению в установленном порядке. При этом расходы, связанные с осуществлением доверительного управления, признаются расходами доверительного управляющего, если в договоре не предусмотрено возмещение указанных расходов учредителем доверительного управления.

При прекращении договора доверительного управления имущество (в том числе имущественные права), переданное в доверительное управление, по условиям указанного договора может быть либо возвращено учредителю управления, либо передано иному лицу.

В случае возврата имущества у учредителя управления не образуется дохода (убытка) независимо от возникновения положительной (отрицательной) разницы между стоимостью переданного в доверительное управление имущества на момент вступления в силу и на момент прекращения договора доверительного управления имуществом.

По договору доверительного управления имуществом денежные доходы (см. схему 2) распределяются между учредителем управления (или иным лицом – выгодоприобретателем) и доверительным управляющим.

Часть дохода в виде вознаграждения аккумулируется на счетах участника группы – управляющего имуществом. В случае если управляющий применяет упрощенную систему налогообложения, возникает налоговая экономия, но и соответственно налоговые риски.

 

Хранитель активов

Одним из инструментов перераспределения денежных средств в группе компаний является создание в ее составе организации, в которой аккумулируются все или часть активов. В хозяйственной практике такая организация называется «хранитель активов». В качестве аккумулируемых активов могут быть здания, склады, иные объекты недвижимости, оборудование, автомобили, нематериальные активы, ценные бумаги и прочие виды имущества.

Такая компания имеет активы в своей собственности и передает имущество в аренду тем подразделениям группы, которые эксплуатируют его в своей хозяйственной деятельности. Таким образом, на счетах компании – хранителя активов сосредоточиваются денежные средства, полученные за аренду имущества.

При стандартной системе налогообложения во всех компаниях – участниках арендных отношений не возникает ни налоговой экономии, ни налоговых потерь в целом по группе. Налоговая экономия появляется тогда, когда компания – хранитель активов применяет упрощенную систему налогообложения.

Кроме цели перераспределения денежных средств между участниками группы и создания центра прибыли в компании – хранителе активов, данная операция играет и иную важную роль в управлении финансами объединения. Она обеспечивает безопасность активов от претензий третьих лиц, выполняет функции защиты от недобросовестных притязаний. Когда хозяйственная деятельность отделена от функции хранения активов, то и риски утраты права собственности на имущество снижаются.