Особенности определения вознаграждений по госконтрактам

| статьи | печать

Предварительная сумма вознаграждения за услуги таможенного брокера, определенная в госконтракте, не может быть увеличена впоследствии в разы, даже если такая возможность зафиксирована в самом контракте. Подписанные сторонами соглашения, фиксирующие дополнительные суммы вознаграждений, недействительны. К такому выводу пришел ВАС РФ в Определении от 11.11.2008 № 14279/08.

Таможенный брокер, участвуя в конкурсе на оказание таможенных услуг для федерального управления, в конкурсной документации обозначил размер своего вознаграждения – 400 тыс. руб. – как предварительный с последующим уточнением в отчете исходя из фактического объема оказанных услуг.

В результате брокер выиграл конкурс, а в заключенном государственном контракте это условие было закреплено.

После того как услуги были оказаны, управление и брокер заключили дополнительное соглашение. В нем была зафиксирована дополнительная сумма вознаграждения, фантастическим образом превышавшая сумму вознаграждения вдвое.

Управление деньги заплатило. Но сразу же обратилось в арбитражный суд с требованием признать допсоглашение недействительным в силу его ничтожности. Оно посчитало, что соглашение было заключено с нарушением требований ст. 9 и 29 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно п. 3 ст. 29 этого закона государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса заявке и в конкурсной документации.

Таможенный брокер защищался, обосновывая свою позицию тем, что стороны государственного контракта имели право изменить размер вознаграждения, согласованный как предварительный, отразив это изменение в отчете брокера, что не нарушало условий конкурсной документации и требований закона.

Тем не менее суды всех инстанций требования управления удовлетворили. Свое решение они обосновали следующим образом. Заказчиком или уполномоченным органом в конкурсной документации может быть предусмотрено право заказчика при исполнении контракта в одностороннем порядке изменить объем всех предусмотренных контрактом работ, услуг, но не более чем на 5% такого объема и в случае выявления потребности в дополнительных работах, услугах, не предусмотренных контрактом, но связанных с ним. При этом по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заказчик имеет право изменить цену контракта пропорционально объему названных дополнительных работ, услуг или объему указанной части работ, услуг, но не более чем на 5% такой цены.

В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что она оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Кроме, таможенный брокер не представил доказательств того, что объем фактически оказанных им услуг по контракту превышает согласованный объем, а также размер причитающегося ему вознаграждения, рассчитанный исходя из фактического объема оказанных услуг, превышает предварительно согласованную сумму 400 тыс. руб.

В связи с этим суд применил последствия недействительности сделки и излишне выплаченная сумма была взыскана с таможенного брокера.