1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Любимцы и пасынки нового бюджета

Большинству предприятий реального сектора экономики не стоит ожидать поддержки от бюджета в текущем году

В новом проекте бюджета-2009 непоколебимыми остались расходы на социальные нужды и гособоронзаказ. Основной части предприятий реального сектора экономики придется выживать самостоятельно, а регионам явно не хватит денег на инвестиционные программы.

Утвержденный в ноябре прошлого года бюджет принимался без учета возможных последствий мирового экономического кризиса, хотя его ледяное дыхание уже начало ощущаться в нашей стране. Он был нужен, чтобы обеспечить легитимность текущих государственных расходов, которые необходимо производить всем бюджетным организациям.

Прогнозируемый объем валового внутреннего продукта тогда был более чем оптимистичен и составлял почти 51,5 трлн руб. Сейчас главные экономические ведомства считают, что в 2009 г. наш ВВП окажется на 2,2% меньше показателя прошлого года, который равнялся 41,5 трлн руб. Таким образом, снижение основного макроэкономического показателя превысит 20% к запланированному ранее уровню (см. таблицу).

Сокращение ВВП, особенно нефтегазовых поступлений, не­избежно сказывается на размере доходов федерального бюджета. Если в ноябре 2008 г. они прогнозировались в сумме 10,9 трлн руб., то теперь – в размере 6,7 трлн руб. (снижение почти на 40%).

Новые параметры бюджета рассчитывались с учетом среднегодовой цены нефти 41 долл. за баррель (ранее – 95 долл.). В прошлом году нефтегазовые доходы составили более 50% доходов федерального центра (около 4,7 трлн руб.). В текущем году, считают разработчики главного финансового плана страны, они составят около 2,7 трлн руб. даже с учетом девальвации рубля.

Что касается ненефтегазовых доходов бюджета, Минфин России предполагает, что в нынешнем году они снизятся до 4,7 трлн руб.

Расходы же бюджета-2009, наоборот, увеличатся и составят 9,7 трлн руб. (против 9,02 трлн руб. в прошлом варианте до­кумента). При таких параметрах дефицит федерального бюджета будет равняться 3 трлн руб., или 7,4% ВВП нынешнего года.

Покрывать дефицит планируется за счет двух источников. Во-первых, за счет трансферта из Резервного фонда в размере 2,7 трлн руб., что превысит половину его объема по состоянию на 1 марта 2009 г. (4,87 трлн руб.). Во-вторых, за счет средств Фонда национального благосостояния в объеме 755 млрд руб. (255 млрд – на рекапитализацию банков и 500 млрд руб. – на финансирование дефицита внебюджетных фондов). В целом ФНБ потеряет в весе чуть более четверти к уровню 1 марта текущего года.

Для реализации намеченных изменений в бюджет-2009 Госдуме предстоит в ближайшее время принять законопроект, временно отменяющий систему трехлетнего бюджетного планирования и разрешающий использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита, а Фонда национального благосостояния – на указанные выше цели. Правительство уже представило соответствующий проект закона в парламент.

Увеличение расходов федерального бюджета вовсе не означает, что все предполагавшиеся статьи затрат автоматически возрастут одинаково. Перестановки внутри утвержденных ранее параметров бюджета составят около 1 трлн руб., то есть счастливчикам государственных денег добавят, а неудачникам – сократят.

 

Кто в плюсе...

Сегодня уже ясно, что основные параметры гособоронзаказа останутся в неизменном виде – порядка 1 трлн руб. Все главные распределители бюджетных средств – это около 20 министерств и ведомств – до конца марта обязаны разместить заказы и довести средства на их выполнение до предприятий, включая долгосрочные контракты.

Сейчас идет активная работа по организации конкурсов и доведению лимитов до предприятий. В некоторых случаях это составляет больше половины всего объема гособоронзаказа.

Кроме того, дополнительную государственную поддержку получат приблизительно 1000 предприятий оборонно-промышленного комплекса. В правительстве сформирован ряд контролирующих органов, в том числе комиссия по мониторингу ситуации в ОПК. Она рассматривает обращения компаний, оказавшихся в слож­ном экономическом положении в результате изменения курса доллара, падения спроса на выпускаемую продукцию и других объективных причин. Комиссия тщательно изучает ситуацию, требует необходимую финансовую отчетность. И если данные подтверждают, что предприятие несет убытки не по своей вине, будут введены в действие меры господдержки вплоть до увеличения доли государства в капитале фирмы.

Кстати, держава уже внесла в уставный капитал корпорации «МиГ» 15 млрд руб. В целом предприятия ОПК в нынешнем году таким образом уже получили помощь в размере около 35 млрд руб.

Аналогичная работа ведется по системообразующим гражданским предприятиям. Только их список гораздо короче – 294. На эти цели в новом варианте федерального бюджета предусмотрено 300 млрд руб. Однако сегодня уже ясно, что этих денег не хватит на поддержку даже таких привилегированных компаний.

К настоящему моменту, по оценке заместителя премьер-министра Игоря Шувалова, правительственная комиссия рассмотрела 26 заявок на предоставление помощи от системообразующих предприятий. Все они предоставили планы финансового оздоровления, создания новых рабочих мест либо социальной помощи высвобождающимся сотрудникам и другие необходимые документы. Общая сумма господдержки, которую просят 26 компаний, уже составила 350 млрд руб. Понятно, что, когда заявки сделают другие системообразующие предприятия, вряд ли бюджет окажется в состоянии их удовлетворить.

Никаких мер, направленных на поддержку широкого круга предприятий реального сектора экономики, в бюджет не закладывается. Глава финансового ведомства Алексей Кудрин на днях заявил, что потенциал снижения налогов в нашей стране исчерпан, а значит, не стоит понапрасну ожидать, например, снижения ставки НДС для обрабатывающих отраслей или по крайней мере высокотехнологичных компаний.

Регионы в рамках изменения федерального бюджета получат финансовую помощь в размере 300 млрд руб. Речь идет о дотациях на обеспечение сбалансированности бюджетов регионов в размере 150 млрд руб., а также дополнительных бюджетных кредитах на срок до трех лет (тоже около 150 млрд руб.).

В бюджеты субъектов Федерации с января полностью зачисляются акцизы на бензин и дополнительно будет перечисляться 0,5% налога на прибыль. В совокупности эти меры дадут регионам еще 100 млрд руб.

Но, по прогнозам Федеральной налоговой службы, доходы российских регионов в 2009 г. окажутся на 800 млрд руб. ниже запланированного уровня. В результате треть территорий не сможет самостоятельно полностью осуществлять текущие расходы. Еще трети регионов хватит средств на текущие расходы, но они будут не в состоянии реализовывать предусмотренные ранее инвестиционные проекты. Оставшиеся субъекты Федерации смогут осуществлять капвложения, правда, лишь в объеме 50% от запланированного на текущий год уровня.

Как следствие, инвестиционные расходы всех регионов в нынешнем году составят лишь 500 млрд руб. вместо прогнозировавшихся 1,5 трлн руб.

 

...а кто в минусе

Мощным ударом по инвестиционным планам субъектов Федерации могут стать намеченные правительством меры, направленные на экономию некоторых статей бюджета. В целях обеспечения его сбалансированности Кабинет министров уже одобрил законопроекты о внесении изменений в федеральные законы «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и «О Российской корпорации нанотехнологий». Они предусматривают возможность возврата федеральному центру субсидий, предоставленных в виде имущественного взноса Российской Федерации государственным корпорациям – Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Российской корпорации нанотехнологий.

Подобный выбор сокращения государственных расходов выглядит, мягко говоря, странным. Наноиндустрия – одна из самых передовых отраслей отечественной экономики, в которой, как отмечают эксперты, существуют большие заделы на будущее. Как-то не вяжется такое решение с громогласными утверждениями руководства страны, что выходить из кризиса нужно на основе передовых технологий.

Несложно представить, сколько инвестиционных планов, особенно в бедных регионах, связано именно с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Причем строительные проекты, как правило, стимулируют деловую активность в целом ряде сопряженных отраслей и позволяют увеличить занятость населения. Вот уж действительно: одной рукой дают, а другой – сразу же отнимают.

Российские министерства и ведомства снизят расходы на свое содержание в 2009 г. в среднем на 12,5%. (Об этом направлении сокращения госрасходов вряд ли стоит сожалеть.) Правда, и здесь найдутся любимчики фортуны, простите, государства. Снижение расходов, например, в ФНС России составит 8,5%, в федеральном казначействе – 9,5%. А ведь работы у них в связи с уменьшением налогов, кажется, убавится.

Зарубежные и отечественные аналитики сегодня все чаще говорят о том, что главным условием успешного развития экономики в нынешних условиях становится ориентация на внутренний спрос. Для России этот тезис особенно важен, поскольку у нас доля внешнеторгового оборота – 40% в ВВП. Однако пока в антикризисном бюджете не прослеживается внятная позиция руководства страны, направленная на выход из кризиса за счет поддержки реального сектора экономики, производящего продукцию для внутреннего потребления.

Таблица

Изменение макроэкономических показателей и параметров бюджета-2009

Показатели

 

Старый вариант

 

Новый вариант

 

Изменение, %

 

ВВП, трлн руб.

 

51,5

 

40,4

 

–23,3

 

Цена Urals, долл./баррель

 

95

 

41

 

–56,8

 

Цена на газ СНГ, долл./тыс. куб. м

 

480,8

 

257,9

 

–46,4

 

Среднегодовой курс рубля к доллару

 

24,7

 

35,1

 

–42,1

 

Доходы федерального бюджета, трлн руб.

 

10,9

 

6,7

 

–38,6

 

Нефтегазовые доходы, трлн руб.

 

4,7

 

2,1

 

–56,2

 

Ненефтегазовые доходы, трлн руб.

 

6,2

 

4,7

 

–25,3

 

Расходы, трлн руб.

 

9,0

 

9,7

 

7,4

 

Дефицит, трлн руб.

 

1,9

 

–3

 

 

Экспорт, млрд долл.

 

507,5

 

259,7

 

–48,8

 

Импорт, млрд долл.

 

333,2

 

203,8

 

–38,8

 

Экспорт нефти, млн т

 

255

 

237

 

–7,1

 

Экспорт нефтепродуктов, млн т

 

115,4

 

117,3

 

1,6

 

Экспорт газа, млрд куб. м

 

213,5

 

196

 

–8,2

 

ИСТОЧНИК: МИНФИН РОССИИ

 

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

 

Алексей Кудрин, Вице-премьер Правительства РФ – Министр финансов РФ

Существующий бюджет создает легитимную основу для госрасходов. Речь идет о том, что по некоторым статьям нужно будет исполнять бюджет не на 100, а на 88%. Расходы по всем статьям сокращаются примерно на 12%. Мы согласовали с каждым министерством перераспределение расходов на другие задачи антикризисной политики в поддержку регионов, отдельных отраслей экономики, пенсионной и банковской систем. Новые статьи заработают только после утверждения нового варианта бюджета. В этом смысле документ будет подкорректирован. А в основном мы предлагаем отложить новые стройки, но не все. Часть из них мы начинаем, но некоторые откладываем на ближайшее будущее. Немного сокращаем текущее содержание наших ведомств, учреждений.

 

Игорь Николаев, директор Департамента стратегического анализа ФБК

У нас дефицит бюджета может превысить 3,5 трлн руб. в абсолютном значении, а это уже 10% ВВП. Может оказаться и хуже. Государство уже приняло решение о 15-процентном снижении инвестиционных расходов. Но, вероятно, этого будет недостаточно, и придется еще больше сокращать. Надеюсь, обойдутся инвестиционной частью и резать «по живому» не придется.

 

Евгений Надоршин, Высшая школа экономики

К сожалению, ставшая для нас уже традиционной практика исполнения федерального бюджета заключается в том, что на протяжении года мы увеличиваем расходы. И я опасаюсь, что ситуация с государственными расходами, несмотря на снижение доходов бюджета, может сложиться обычным образом, то есть они будут наращиваться в течение нынешнего года. Поэтому велика вероятность, что дефицит бюджета превысит объявленные 3 трлн руб.

Это вполне реально, так как очень трудно уложить антикризисную программу в изменившийся бюджет 2009 г., причем перечень антикризисных мер может увеличиваться. Кстати, сокращение расходов, прописанных в прошлом варианте главного финансового плана страны, шло достаточно сложно. Поэтому могут всплывать определенные «хвосты», которые нужно будет закрывать за счет бюджетных средств.