
Правительство России утвердило национальный план развития конкуренции на 2026—2030 гг., который призван сменить действующую стратегию, завершающуюся в конце этого года. Новый документ охватывает широкий спектр направлений — от борьбы с картелями и обеспечения равного доступа к госзакупкам до поддержки конкретных секторов экономики, таких как АПК, IT, здравоохранение и промышленность. Особый акцент в инициативе сделан на цифровизацию и создание прозрачных информационных систем, которые должны стать инструментом предотвращения недобросовестной конкуренции.
Распоряжение об утверждении национального плана развития конкуренции на ближайшую пятилетку подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Отмечается, что новый план нацелен среди прочего на повышение экономической эффективности и конкурентоспособности российских предприятий и компаний, пресечение картельных сговоров, а также обеспечение равного доступа к государственным закупкам. Действие аналогичного пятилетнего плана, утвержденного в 2021 г., заканчивается в конце текущего года. Таким образом, сохраняется преемственность в подходе к формированию здоровой конкурентной среды как к ключевому элементу экономического развития.
Структура плана: от общих принципов к отраслевым решениям
Новая «дорожная карта» состоит из нескольких разделов, посвященных развитию конкуренции как в целом, так и в отдельных секторах экономики — агропромышленном комплексе, сфере информационных технологий и телекоммуникаций, сфере финансовых рынков, здравоохранении, транспорте, промышленности, торговле и туризме. При этом особый акцент делается на создании информационных систем и цифровых сервисов — они позволяют обеспечить прозрачность бизнес-процессов и предотвратить недобросовестную конкуренцию. Такой подход, как предполагается, позволит сочетать общеотраслевые меры с точечными решениями для специфических рынков.
Цифровизация как стержень конкурентной политики
Ключевые мероприятия плана тесно связаны с внедрением цифровых технологий. Так, одна из задач общеотраслевого блока — внедрение Единой информационно-аналитической системы тарифного регулирования в работу региональных органов власти, осуществляющих контроль за госрегулированием тарифов на товары и услуги. Этой работой займется ФАС. Срок — до 1 декабря 2026 г. Еще одно общеотраслевое мероприятие подразумевает запуск ряда новых модулей государственной информационной системы по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений, известной как ГИС «Антикартель». Эта цель поставлена перед ФАС, которая должна представить соответствующий доклад в правительство в январе 2029 г.
Отраслевой фокус: от сельского хозяйства до промышленности
План содержит конкретные меры для развития конкуренции в важнейших секторах экономики. Деятельность по развитию конкуренции в агропромышленном комплексе также предполагает создание цифрового сервиса по подбору земельных участков для ведения сельхозработ. Его запуск запланирован на 2028 г. Такой сервис призван сделать процедуру подбора участков прозрачной и конкурентной. Ответственными за его создание определены Минсельхоз, Минцифры, Минфин и Росреестр.
В области информационных технологий и телекоммуникаций «дорожная карта» предполагает создание портала, содержащего сведения о спросе и предложениях на инновационную, высокотехнологичную продукцию и технологии. Предложения по созданию такого портала к декабрю 2027 г. подготовят ФАС и Минцифры. В сфере промышленности будут подготовлены предложения по обеспечению равного доступа как дилеров, так и независимых станций техобслуживания к информации, необходимой для ремонта и обслуживания автомобилей. Свои разработки по этому направлению Минпромторг, Минэкономразвития и ФАС представят уже в октябре 2026 г.
Реформа госзакупок и региональный аспект
Отдельное внимание уделяется сфере государственных закупок. Изменения в этой части предполагают завершение цифровизации процедур обжалования закупок, которые осуществляют отдельные виды юридических лиц. К 2030 г. планируется переход к подаче 100% таких жалоб в электронной форме, что максимально упростит возможность защиты своих прав для заявителей. Ответственные — ФАС, Минфин и Казначейство России. Кроме того, в срок до 1 мая 2026 г. должны быть утверждены региональные «дорожные карты» по содействию развитию конкуренции на ближайшие пять лет, что обеспечит единство подходов на федеральном и местном уровнях.
Взгляд в международное будущее
Отдельная тема Национального плана развития конкуренции — международное сотрудничество. Оно предполагает расширение связей с антимонопольными органами стран БРИКС и ШОС в рамках обмена опытом и выработки согласованных подходов в антимонопольном регулировании, в том числе на социально значимых рынках. Таким образом, Россия стремится интегрировать свои подходы к регулированию конкуренции в рамках более широкого международного диалога.
Официальная позиция
Комментируя утвержденный план на совещании с вице-премьерами, Михаил Мишустин отметил, что тема развития конкуренции постоянно находится в центре внимания правительства. «Она касается не только увеличения доступности для людей и предприятий необходимых товаров и услуг, но также наращивания их предложения, улучшения качества — за счет внедрения инноваций. Без этого невозможно достижение национальных целей, определенных главой государства», — подчеркнул глава кабмина.
Экспертная оценка
«ЭЖ» обсудила с экспертами новый пятилетний план развития конкуренции, чтобы оценить эту инициативу. Собеседники издания выделили ключевые аспекты, цели и потенциальные эффекты предлагаемых мер.
Цели и новый подход плана. Разработанный властями пятилетний план нацелен на формирование более открытой, справедливой и устойчивой экономики. Его ключевая идея — переход от административного управления к созданию равных условий для всех участников рынка. Акцент переносится с формальных правил на реальные условия, в которых предприниматели могут расти, а новые проекты — получать поддержку, что отражает более широкий подход к развитию через формирование современной деловой культуры.
Ключевые меры и инструменты. Основные усилия будут сосредоточены на нескольких направлениях:
-
Снятие барьеров: либерализация рынков и снижение административных преград для новых участников.
-
Цифровизация: внедрение цифровых процедур, в том числе для обжалования решений.
-
Поддержка МСП: создание условий для развития малого и среднего бизнеса и его интеграции в кооперацию с крупными компаниями.
-
Прозрачность: обеспечение информационной открытости, включая публикацию данных о ценах, тарифах и условиях работы компаний.
-
Развитие высокотехнологичных отраслей как драйвера для здорового рыночного соперничества.
Роль государства как арбитра и партнера. Вмешательство государства в сферу конкуренции рассматривается не как попытка «управлять рынком», а как стремление занять сторону арбитра для обеспечения равных условий. Эта роль особенно важна в стратегических и социально значимых отраслях, где честная конкуренция напрямую влияет на цены и качество услуг. Без контроля невозможно исключить монопольное давление, искусственное завышение цен и барьеры для входа на рынок. При этом государство все чаще воспринимается как партнер, что способствует росту доверия и предпринимательской активности.
Текущие вызовы и региональный фокус. Эффективность будет зависеть от применения к текущей экономической ситуации. На передний план выходят такие проблемы, как высокие ключевые ставки, затрудненная логистика, доступ к финансированию и вопросы импортозамещения. Особое внимание требуется уделить региональному уровню, где малый и средний бизнес чаще сталкивается с ограничениями. Развитие конкуренции в субъектах Федерации критически важно, поскольку именно там создаются рабочие места и зарождаются локальные бренды.
Борьба с недобросовестными практиками. Ключевая задача для ФАС — борьба с картелями, которая ведется через уголовную и административную ответственность, а также систему стимулов для добровольного раскрытия сговора. При этом процесс не должен сводиться только к санкциям; важную роль играют профилактические меры: формирование культуры добросовестного предпринимательства, обучение и саморегулирование отраслей.
Ожидаемые результаты и долгосрочные перспективы. Развитие конкуренции — это путь к росту качества продукции, внедрению инноваций и экономической стабильности. Новый план дает шанс сделать взаимодействие государства и бизнеса более доверительным, а правила — понятными и едиными для всех. В перспективе предложенные меры могут стать основой для обновления экономической модели, где ценится не близость к ресурсам, а эффективность и инновационность. Поддержка конкуренции — это инвестиция в будущее развитие регионов, в рост числа инициативных предпринимателей и в укрепление всей экономики страны.
К сведению
Причины замедления
Опрошенные «ЭЖ» аналитики и эксперты финансового рынка связывают наблюдаемое замедление с действием ряда факторов. Так, сохранение умеренно жесткой денежно-кредитной политики и снижение темпов роста потребительского спроса закономерно транслируется на динамику финансовых потоков в реальном секторе. Также указывается на влияние внешнеэкономической конъюнктуры, в частности, на динамику цен на основные сырьевые товары, что напрямую сказалось на поступлениях в отраслях экспортного спроса. Специалисты подчеркивают, что снижение в отраслях инвестиционного спроса свидетельствует об осторожности компаний в отношении новых капиталовложений.
Прогнозы на ближайшие месяцы
Что касается ожиданий на IV квартал 2025 г., то здесь мнения варьируются. Ряд экспертов предполагают, что текущие тенденции могут сохраниться в ближайшие месяцы, однако не ожидают резкого углубления спада. Ключевыми факторами, которые окажут влияние на финансовые потоки в конце года, станут динамика внутреннего потребительского спроса, а также государственные расходы и инвестиционные программы. Оптимизм внушает устойчивый рост в таких отраслях, как нефтепереработка и разработка компьютерного программного обеспечения, которые могут продолжить оказывать поддержку общей динамике. В то же время восстановление в строительном секторе и в отраслях, связанных с инвестициями, по мнению аналитиков, будет более медленным.
