Операторов ЭДО внесут в реестр: что ждет бизнес электронного документооборота с 2027 г.

| статьи | печать

С 1 сентября 2027 г. рынок электронного документооборота (ЭДО) в России может кардинально измениться. Минфин разработал законопроект, который впервые на законодательном уровне установит единые жесткие требования ко всем операторам ЭДО (ID проекта: 160717). Для получения статуса компаниям потребуется специальная лицензия, чистые активы не менее 500 млн руб. и развитая IT-инфраструктура внутри страны. Все соответствующие условиям операторы будут включены в специальный реестр ФНС. Кроме того, законодательно будет закреплен механизм обмена документами между пользователями, подключенными к разным системам («роуминг»). Эксперты полагают, что это повысит надежность и безопасность ЭДО, но приведет к сокращению числа игроков на рынке и потенциальному росту стоимости услуг для бизнеса.

Комментарий эксперта

Российское законодательство сейчас не содержит термина «оператор электронного документооборота». При этом их деятельность все же частично урегулирована. Так, например, приказ ФНС России от 08.06.2021 № ЕД-7-26/546@ устанавливает требования к операторам ЭДО, системы которых используются для обмена счетами-фактурами на товары, подлежащие прослеживаемости, а также для сдачи отчетности в налоговые органы. Вопросы юридической силы документов, направляемых посредством ЭДО, подробно урегулированы Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Других правил и нормативов, единых для всех операторов ЭДО, российское законодательство не содержит. Этот пробел и призван устранить разработанный Минфином законопроект, который, в случае принятия, может вступить в силу 1 сентября 2027 г. И хотя законопроект не дает юридического определения оператора ЭДО, он предусматривает ряд критериев, которые нужно соблюсти для получения этого статуса.

Юридическое лицо будет признаваться оператором ЭДО после внесения информации о нем в специальный реестр операторов ЭДО под контролем ФНС. Сведения об организации включаются в реестр сроком на три года, после чего статус нужно будет подтверждать.

Для операторов ЭДО, включенных в реестр, предусматривается также набор обязанностей:

  • обеспечить соблюдение вышеуказанных требований в течение всего срока работы оператора ЭДО и незамедлительно уведомлять ФНС при возникновении расхождений;

  • фактически предоставлять услуги по электронному документообороту на основании заключенных договоров;

  • принимать меры для защиты информации в электронных документах;

  • идентифицировать участников ЭДО с использованием УКЭП или Госуслуг (ЕСИА);

  • хранить все документы, переданные посредством ЭДО, в течение пяти лет с даты их отправки, с обязательным резервированием базы данных;

  • не допускать несанкционированного изменения документов, переданных посредством ЭДО;

  • применять сертифицированные средства защиты информации с учетом требований безопасности к операторам ЭДО;

  • соблюдать правила обработки персональных данных с учетом Закона о персональных данных;

  • передавать информацию в ГИС в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Подробный порядок ведения реестра операторов ЭДО и их проверки на соответствие вышеуказанным требованиям утвердит правительство. ФНС и Федеральное казначейство по умолчанию признаются операторами ЭДО без проведения в их отношении каких-либо проверок. Кроме того, указанные требования не распространяются на органы и организации государственного сектора — пользователей информационной системы «Единое информационное пространство процессов государственного управления».

По нашему мнению, закон не окажет существенного влияния на наиболее крупных операторов ЭДО — у таких компаний, как правило, значительный размер чистых активов, внедрены сертифицированные средства защиты информации и получена лицензия на разработку криптографических средств. При этом под удар могут попасть небольшие операторы ЭДО — даже если они получат необходимую лицензию и приобретут средства защиты информации, текущий оборот не позволит им сформировать достаточный резерв чистых активов. Таким образом, если требование к размеру чистых активов сохранится и войдет в итоговый текст закона, на рынке ЭДО останутся только несколько крупных игроков.

Комментарий эксперта

Несмотря на большое количество действующих операторов ЭДО, в законодательстве отсутствует какое-либо регулирование их деятельности. В случае принятия новых положений с 1 сентября 2027 г. операторами ЭДО смогут выступать только российские компании, отвечающие определенным критериям. Законопроект также устанавливает процедуру получения статуса оператора ЭДО и предусматривает меры государственного контроля за деятельностью операторов.

В случае принятия закона оказывать услуги в качестве операторов ЭДО смогут только российские юридические лица, которые отвечают ряду критериев:

  • лицензирование. Оператор должен иметь специальную лицензию на работу с криптографическими методами шифрования;

  • финансовая стабильность. Чистые активы оператора должны составлять не менее 500 млн руб.;

  • наличие достаточной технической базы. Оператор должен иметь в собственности аппаратные средства электронной подписи и соответствующее ПО, которое обеспечивает высокий уровень защиты безопасности;

  • локализация оборудования в России. У оператора должна быть достаточная телекоммуникационная инфраструктура, расположенная на территории России и обеспечивающая круглосуточный электронный документооборот.

В случае соответствия указанным выше критериям операторы ЭДО включаются в официальный реестр, который будет формировать ФНС. Налоговые органы также получат функции контроля за операторами. После получения соответствующего статуса оператор ЭДО должен будет соблюдать ряд мер, направленных на защиту информации и повышение безопасности ЭДО, включая:

  • защиту конфиденциальности и целостности данных в электронных документах;

  • идентификацию участников ЭДО с применением усиленной электронной подписи или через систему ЕСИА;

  • резервирование документов и хранение резервных копий в течение пяти лет;

  • защиту от несанкционированного вмешательства в документы, за исключением ситуаций, прямо предусмотренных законом;

  • обеспечение доступности сервисов для непрерывного документооборота между контрагентами;

  • использование определенных сертифицированных средств киберзащиты;

  • выполнение требований российского законодательства о персональных данных;

  • предоставление информации государственным органам;

  • информирование налоговых органов в течение трех дней в случае невозможности соблюдения законодательных требований.

Результатом введения новых правил для компаний и предпринимателей должно стать повышение надежности и безопасности ЭДО. Операторами ЭДО смогут выступать только крупные компании, которые владеют достаточными активами в России и реализуют целый ряд мер, направленных на повышение защиты информации и обеспечение бесперебойного ЭДО.

Вместе с тем повышение требований к российским операторам может привести к сокращению их количества и возможному росту цен на услуги для пользователей. Кроме того, необходимо учитывать, что в случае необходимости смены оператора ЭДО возможны дополнительные издержки и технические трудности в связи с переходом и переносом архива.

Комментарий эксперта

Значительная часть положений, включенных в законопроект уже применяется на практике в соответствии с приказом ФНС России от 08.06.2021 № ЕД-7-26/546@. Этот документ устанавливает комплекс технических и организационных условий, которым должен соответствовать оператор ЭДО, включая наличие телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей круглосуточный обмен документами, использование сертифицированных средств защиты информации и усиленной квалифицированной электронной подписи, хранение и резервное копирование документов, а также реализацию обмена между операторами ЭДО («роуминга»).

При этом законопроект вводит ряд новых условий, способных повлиять на структуру рынка. Эти меры направлены на повышение финансовой устойчивости операторов и безопасности информационного обмена, но при этом создают дополнительные барьеры для компаний среднего бизнеса, что может привести к укрупнению рынка и сокращению числа действующих операторов.

Отдельного внимания заслуживает вопрос формирования единой системы электронного документооборота и механизма межоператорского обмена. В тексте законопроекта отсутствует прямое упоминание «роуминга», то есть обязанности операторов обеспечивать передачу документов между собой. Вместе с тем из содержания ч. 9 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ следует, что обмен электронными документами может осуществляться с использованием информационных систем операторов ЭДО, что позволяет рассматривать данную норму как правовую основу для будущего межоператорского взаимодействия. На практике механизм «роуминга» уже реализуется в соответствии с требованиями ФНС: операторы обязаны обеспечивать обмен между пользователями, подключенными к разным системам, в установленные сроки и внедрять новые форматы документов.

Законопроект также устанавливает, что его положения не распространяются на органы государственной власти, госкорпорации, государственные и муниципальные учреждения, организации с государственным участием и иные субъекты, использующие государственные информационные системы. Такое разграничение государственного и коммерческого сегментов ЭДО представляется логичным, однако требует нормативного уточнения механизмов взаимодействия между ними и синхронизации технических требований.

В целом проект федерального закона представляет собой логическое продолжение действующего регулирования и направлен на формирование единого правового пространства электронного документооборота. Его принятие позволит повысить прозрачность деятельности операторов. Вместе с тем для практической реализации поставленных целей потребуется дальнейшая детализация подзаконного регулирования — прежде всего в части межоператорского взаимодействия.

Отсроченное вступление в силу — не ранее 1 сентября 2027 г. — создает для рынка фактический переходный период, в течение которого операторы ЭДО смогут подготовиться к новым требованиям.