Худший результат с 2000-х: авторынок продолжит снижение

| статьи | печать

Российский авторынок переживает глубокий структурный кризис, показав одно из самых значительных падений за последние годы – продажи сократились на четверть. На фоне высоких процентных ставок, роста цен и санкционного давления объемы продаж рухнули во всех ключевых сегментах. Несмотря на заметное увеличение доли отечественных автомобилей, отрасль демонстрирует отрицательную динамику. Эксперты прогнозируют дальнейшее снижение рынка, выделяя три сценария развития в зависимости от макроэкономических условий.

По данным Минпромторга России, за январь — август 2025 г. на территории РФ было реализовано 877 580 новых автомобилей возрастом до трех лет, что на 25% меньше показателей аналогичного периода прошлого года, когда объем рынка составил 1 173 628 единиц. Рынок новых автомобилей отечественного производства превысил 483 тыс. штук, сократившись на 6% по сравнению с январем — августом 2024 г.

Во всех ключевых сегментах рынка отмечено значительное снижение объемов реализации. Продажи легковых автомобилей сократились на 23%, составив 768 230 шт. На рынке легких коммерческих автомобилей зафиксировано 66 391 проданных единиц, что на 21% меньше прошлогоднего показателя. Наиболее существенное падение отмечено в сегментах грузового транспорта и автобусов, где объемы реализации снизились на 56% (35 957 шт.) и 49% (7002 шт.) ­соответственно.

Несмотря на общее снижение рынка, доля российской техники за отчетный период выросла на 11 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В августе 2025 г. объемы реализации отечественных автомобилей составили 75 тыс. штук, превысив показатель августа 2024 г. на 2%. В то же время продажи импортных автомобилей за месяц составили 60,5 тыс. единиц, что на 37% меньше, чем в августе прошлого года.

Прогнозы экспертов до конца года

Аналитики группы «Деловой профиль» на основе анализа текущих рыночных тенденций и макроэкономических условий сформировали три ключевых сценария развития рынка новых автомобилей в России по итогам 2025 г.

Согласно публикации компании, наиболее вероятным специалисты считают базовый сценарий. В его рамках прогнозируется общий объем продаж на уровне около 1,38 млн автомобилей, что означает снижение примерно на 12% по сравнению с показателями 2024 г. Реализация этого сценария предполагает сохранение текущей экономической политики и неизменность процентных ставок. Важно отметить, что даже по наиболее реалистичному варианту рынок опустится до самого низкого уровня с начала 2000 гг., если не учитывать кризисный период 2022—2023 гг.

Помимо этого, эксперты рассматривают оптимистичный вариант развития событий. Для его реализации необходимо сочетание таких позитивных факторов, как значимое снижение ключевой ставки, стабилизация инфляции и последующий рост потребительского доверия. В этом случае падение рынка может ограничиться 5%, а общие продажи достигнут 1,49 млн единиц.

Третий, пессимистичный сценарий, предполагает существенное ухудшение макроэкономической конъюнктуры. Он возможен в условиях дальнейшего роста инфляции, сохранения ключевой ставки на уровне выше 20% и обострения дефицита компонентов. В таком случае эксперты прогнозируют падение рынка на 20—25%, а годовые продажи могут составить от 1,1 до 1,25 млн автомобилей.

Таким образом, в зависимости от макроэкономической динамики в оставшиеся месяцы года, российский авторынок продемонстрирует различную степень снижения, при этом даже в лучшем случае он не избежит отрицательной динамики.

Текущие вызовы и перспективы

Эксперты при формировании прогнозов на 2025 г. учитывали противоречивое наследие 2024 г., который стал периодом относительного восстановления российского автопрома. Тогда объем продаж новых автомобилей достиг 1,56 млн единиц, показав рост на 33% по сравнению с предыдущим годом. Этот впечатляющий результат был обеспечен за счет увеличения производства на таких ключевых предприятиях, как AvtoVAZ, Solaris и «Москвич», а также активным выходом на рынок китайских брендов при существенной поддержке государственных программ льготного кредитования и лизинга.

Однако к концу 2024 г. отчетливо проявились признаки перегрева рынка. Накопление примерно 500 тыс. нереализованных автомобилей на складах дилеров создало значительное давление на ценовую политику и повысило риски дефолтов среди дилерских компаний. Эта ситуация стала отправной точкой для анализа текущего года.

В 2025 г. рынок столкнулся с системными вызовами, которые продолжают определять его динамику. Критическим фактором стала высокая стоимость заемных средств — ставки по автокредитам достигли 30—40%, что существенно ограничило платежеспособный спрос.

Одновременно рост утилизационного сбора и удорожание импортных компонентов подняли среднюю цену нового автомобиля до приблизительно 3 млн руб. На этом фоне наблюдается сокращение дилерской сети — только за первый квартал закрылось 213 дилерских центров, в основном представляющих китайские бренды второго эшелона, что свидетельствует об идущей структурной перестройке рынка.

Тем не менее эксперты отмечают и признаки стабилизации. Увеличивается доля локализованного производства у таких марок, как Lada, Solaris и Evolute, запускаются новые модели с повышенной степенью локализации, включая Lada Iskra и Evolute i-Pro. Продолжают действовать государственные программы субсидирования электромобилей и льготного кредитования, которые оказывают определенную поддержку рынку.

Главные тренды — 2025

Эксперты обращают внимание, что российский авторынок в 2025 г. демонстрирует глубокую дифференциацию по сегментам, отражая общую сложную экономическую ситуацию. Легковые автомобили, сохраняя доминирующую долю в 68% рынка, переживают значительное падение. Это вызвано последствиями ухода западных брендов, ограниченным модельным рядом отечественных и китайских производителей, а также критически высокой стоимостью кредитования.

Сегмент коммерческого транспорта, занимающий 19% рынка, также показывает отрицательную динамику, хотя внутреннее падение спроса частично компенсируется активным ростом экспорта в страны ЕАЭС и Центральной Азии. Параллельно развивается тренд на электрификацию, который поддерживают ГАЗ и КАМАЗ.

Электромобили остаются одним из немногих растущих сегментов благодаря государственным субсидиям и запуску новых моделей. Однако их развитие сдерживается недостатком зарядной инфраструктуры и высокой конечной стоимостью для потребителей.

Наиболее острый кризис переживает сегмент автобусов, где продажи рухнули из-за бюджетных ограничений муниципалитетов и заморозки программ обновления парка. В то же время сегмент пикапов продемонстрировал относительную устойчивость, что объясняется стабильным спросом в регионах с плохой дорожной инфраструктурой и в аграрном секторе.

Санкционное давление продолжает оставаться ключевым фактором, определяющим развитие отрасли. Разрыв традиционных цепочек поставок с западными партнерами и вынужденная переориентация на китайские компоненты привели к росту себестоимости, удлинению сроков поставок и повышению рисков, связанных с качеством и надежностью комплектующих. Несмотря на активные усилия по локализации, отрасль сталкивается с технологическими барьерами и растущей финансовой нагрузкой, что ограничивает возможности быстрого восстановления.

Аналитики сходятся во мнении, что 2025 г. становится периодом консолидации и адаптации для российского авторынка. Перспективы восстановления зависят от способности отрасли создать устойчивую отечественную компонентную базу, повысить качество продукции и преодолеть технологическое отставание. Решение этих задач требует как фундаментального улучшения макроэкономических условий (снижения ключевой ставки и роста доходов населения), так и внутренних изменений в производственной стратегии.


К сведению

Скидка на льготный лизинг легковых коммерческих автомобилей увеличилась до 20%

Минпромторг России объявил о временном увеличении скидки по программе льготного лизинга на легкие коммерческие автомобили. Решение было принято по поручению Первого вице-премьера Дениса Мантурова для оперативной донастройки параметров программы в рамках текущего бюджета.

В качестве антикризисной меры, направленной на поддержку обновления парков коммерческого транспорта, размер скидки для автомобилей категорий M2, N1, N2 был повышен с 10% (но не более 500 тыс. руб.) до 20% (но не более 1 млн руб.). Новые условия действовали ограниченное время — на договоры лизинга, заключенные в период с 8 сентября по 1 октября 2025 г.

Также было продлено право участия в программе для легкого коммерческого транспорта, произведенного в 2024 г. Для остальных сегментов условие о дате выпуска не ранее 1 октября 2024 г. сохранялось.

Напомним, что весной того же года аналогичное решение об увеличении скидки до 40% уже принималось для общественного транспорта.

Напомним, что программа льготного лизинга в 2025 г. распространяется на легковые и грузовые автомобили с ДВС, набравшие не менее 2000 баллов локализации, общественный транспорт, туристические автобусы, электромобили, последовательные гибриды и высокоавтоматизированные транспортные средства отечественного производства.