Российский бюджет: профицит августа не смог заделать годовую прореху

| статьи | печать
Российский бюджет: профицит августа не смог заделать годовую прореху

Предварительные данные Министерства финансов свидетельствуют о том, что по итогам первых восьми месяцев 2025 г. федеральный бюджет был исполнен с существенным дефицитом. Несмотря на улучшение показателей, его величина продолжает превышать прогнозный ориентир на весь год, что вызывает дискуссии о фискальной политике. Власти объясняют сложившуюся ситуацию опережающим финансированием расходов и снижением нефтегазовых доходов, одновременно указывая на низкую долговую нагрузку страны как на ключевой фактор устойчивости бюджетной и кредитно-финансовой системы.

Согласно предварительной оценке Министерства финансов России, федеральный бюджет в январе — августе 2025 г. исполнен с дефицитом в размере 4,193 трлн руб., что эквивалентно 1,9% ВВП. Примечательно, что хотя размер дефицита сократился по сравнению с данными за семь месяцев, он все еще превышает обновленный годовой прогноз, заложенный в весенних поправках.

Изначально законом о бюджете на текущий год был запланирован дефицит в размере 1,173 трлн руб., или 0,5% ВВП. Однако в соответствии с принятыми весенними поправками дефицит был увеличен до 3,792 трлн руб., или 1,7% ВВП. Позже источники, знакомые с ходом подготовки проекта бюджета на следующую трехлетку, сообщали, что дефицит в текущем году может оказаться выше и этого уровня, превысив планку в 1,7% ВВП.

Динамика по месяцам и профицит августа

За январь — июль 2025 г., согласно предварительным данным Минфина, дефицит бюджета составил 4,879 трлн руб., или 2,2% ВВП. Таким образом, в августе наблюдался профицит порядка 686 млрд руб. По данным же Федерального казначейства, дефицит федерального бюджета в январе — июле составил 4 трлн 621,6 млрд руб. Исходя из этих цифр, в августе профицит был порядка 430 млрд рублей.

Министерство финансов вновь отмечает, что сложившийся уровень дефицита обусловлен прежде всего опережающим финансированием расходов, а также снижением поступлений нефтегазовых доходов.

Структура и динамика бюджетных доходов

Доходы федерального бюджета в январе — августе выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3%, достигнув 23,727 трлн руб. Эта цифра складывается из разнонаправленной динамики двух ключевых компонентов: ненефтегазовых и нефтегазовых доходов.

Ненефтегазовые доходы за этот период увеличились на 14,3%, составив 17,7 трлн руб. Рост поступлений оборотных налогов, включая НДС, в январе — августе составил 6%, что, по мнению Минфина, соответствует тенденциям охлаждения внутреннего спроса и инфляции. Объем поступления НДС был на уровне 8,972 трлн руб., что также означает рост на 6%.

Нефтегазовые доходы в январе — августе сократились год к году на 20,2% — до 6,027 трлн руб. — преимущественно вследствие снижения средней цены на нефть марки Urals. При этом их фактическое поступление сложилось на уровне, превышающем их базовый уровень, заложенный в бюджетном правиле (5,837 трлн руб.). Тем не менее Минфин видит риски их дальнейшего снижения вследствие ослабления ценовой конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов.

Значительный рост бюджетных расходов

Объем расходов бюджета за отчетный период вырос год к году на 21,1%, достигнув 27,92 трлн руб. В целом в 2025 г. объем расходов формируется исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете, как отмечает Минфин.

Обеспокоенность Банка России и нетипичная динамика расходов

Центральный банк РФ ранее обратил внимание на нетипичные для последних лет темпы осуществления бюджетных расходов в первом полугодии. В проекте основных направлений денежно-кредитной политики на 2026—2028 гг. регулятор предупредил, что интенсивное исполнение расходов, которые за первое полугодие 2025 г. были исполнены на 50,3% от установленного на год объема (при среднем показателе в 44,2% за 2011—2024 гг.), чревато итоговым превышением фактических расходов над плановым объемом по итогам года.

ЦБ указал, что выход на анонсированные параметры расходов федерального бюджета в 2025 г. при равномерности их исполнения предполагает значительное снижение годовых темпов прироста расходов и существенное уменьшение первичного структурного дефицита во втором полугодии. А с учетом сохранения высокого объема публично-нормативных обязательств по социальным направлениям нормализация бюджетной политики, по констатации регулятора, потребует введения ограничений расходов по другим статьям.

Позиция Минфина на этот счет отличается. Первый замминистра финансов Ирина Окладникова в конце марта, выступая в Госдуме, называла ритмичные темпы расходов по 25% от годовых назначений в квартал (которые и сложились по итогам первого полугодия) не отклонением от нормы, а целью, к которой ранее правительство безуспешно стремилось. Она пояснила, что контрольные точки по капитальным расходам были сдвинуты до 1 марта, а по субсидиям — до 1 июня, что и позволило достичь желаемой динамики в 25% кассовых расходов за первый квартал.

Что касается доходной части, то, как отмечает ЦБ, существуют риски поступления в бюджет более низких структурных доходов, к которым относятся базовые нефтегазовые и ненефтегазовые доходы, по сравнению с объемом, заложенным в апрельском прогнозе Минэкономразвития и Минфина. Это может привести к формированию ненулевого структурного первичного дефицита при полном исполнении расходов.

ЦБ детализирует, что сейчас отмечается слабая динамика доходов, связанных с импортом, и налога на прибыль. В проекте основных направлений ДКП Банк России также повторил тезис о целесообразности рассмотрения вопроса о корректировке цены отсечения в бюджетном правиле. По мнению регулятора, уровень сырьевых цен в бюджетном правиле (цену отсечения) целесообразно определять в соответствии с консервативной оценкой долгосрочного равновесия на мировых сырьевых рынках. Если цена отсечения будет недостаточно консервативна, увеличится риск исчерпания резервов и роста бюджетного дефицита.

Увеличить доходы

Президент РФ Владимир Путин, комментируя данные о текущем дефиците бюджета на пленарной сессии Восточного экономического форума, заявил о необходимости работать над доходной частью федерального бюджета, отмечая, что резервы для ее увеличения есть в повышении эффективности производства и росте производительности труда.

Он пояснил, что рост расходов связан с планами инфраструктурного развития, в том числе и на Дальнем Востоке, так как они требуют больших денежных ресурсов на тот же самый восточный полигон, развитие БАМа, Транссиба, развитие портовой инфраструктуры. Кроме того, увеличиваются расходы, связанные с образованием, здравоохранением в стране в целом, и расходы в сфере обороны и безопасности.

Путин подчеркнул, что работа над доходами должна вестись не за счет увеличения налогового бремени, а через повышение эффективности производства, внедрение новейших технологий и лучшую организацию производств, где имеются большие возможности и резервы.

Однако, по его словам, есть и другие вещи, которые могут вполне успокоить, и ничего страшного в текущей ситуации нет. Он сообщил, что некоторые коллеги в правительстве считают возможным увеличение этого дефицита, так как уровень долговой нагрузки России — и внешних долгов, и внутренних долгов — является не просто приемлемым, а низким.

Возможное увеличение государственного долга

Между тем министр финансов Антон Силуанов заявил о том, что в 2025 г. Минфин может дополнительно нарастить государственный долг. По его словам, увеличение будет в разумных пределах и не создаст дисбалансов для бюджета.

Действующим бюджетом на 2025 г. утвержден размер государственного долга на уровне 35,41 трлн руб., что является эквивалентом 16,5% ВВП. Из них основная часть приходится на внутренний долг — 29,38 трлн руб., и 6 трлн руб. — на внешний долг. Чистое привлечение через размещение облигаций федерального займа (ОФЗ) ожидалось на уровне 3,37 трлн руб.

Силуанов отметил, что на сегодняшний день у России государственный долг небольшой, и его очень просто увеличить. Однако у этого процесса, по его мнению, есть несколько ограничителей. Во-первых, финансовый рынок России не такой емкий, как в тех странах, на которые принято ссылаться, у которых долг может превышать 100% ВВП. Он указал, что сейчас правительство ориентируется исключительно на внутренних инвесторов при размещении бумаг, так как внешние инвесторы отсутствуют. При этом в Минфине открыты к тому, чтобы внешние инвесторы приходили, и планируется выпускать даже новые серии бумаг, которые будут им интересны.


К сведению

Мнение экспертов

Опрошенные «ЭЖ» эксперты отмечают, что анализ исполнения федерального бюджета по итогам августа и первых восьми месяцев 2024 г. позволяет констатировать формирование устойчивой тревожной тенденции. Несмотря на заявленный профицит в августе в размере 686 млрд руб., его природа носит исключительно разовый и сезонный характер. Он был обес­печен единовременными дивидендами государственных банков (свыше 0,5 трлн руб.) и традиционно низкими бюджетными расходами в летний период.

Ключевые проблемы

1. Опережающий рост расходов. Динамика государственных расходов вызывает серьезную озабоченность. В августе их рост составил 23,2% в годовом выражении, а за период январь — август — 21,1%. Это значительно превышает плановый показатель на весь 2024 г., заложенный в законе о бюджете (+5,3% к 2023 г.).

2. Нереалистичность бюджетных ориентиров на 2024 г. Для того чтобы уложиться в запланированные на год расходы в 42,3 трлн руб., правительству потребовалось бы сократить расходы в сентябре — декабре на 16,0% в годовом сопоставлении. С учетом текущих обязательств и социально-экономической повестки это представляется абсолютно невыполнимой задачей.

Прогнозы

Текущая динамика свидетельствует о том, что выполнение Закона о бюджете на 2024 г. в его первоначальных параметрах маловероятно. Эксперты считают, что возможный дефицит в размере 8 трлн руб., с учетом того, что за последние 12 месяцев он уже составил 7,6 трлн, следует рассматривать уже не как прогноз, а как свершившийся факт.

Аналитики ожидают, что в сложившихся условиях Министерство финансов будет вынуждено формально пересмотреть исполнение бюджета за 2024 г., сосредоточившись на разработке фискальных планов на следующую трехлетку (2026—2028 гг.). Вероятным сценарием является представление нового бюджета с формальным соблюдением бюджетного правила, которое будет достигнуто за счет:

  • Повышения налоговой нагрузки в среднесрочной перспективе.

  • Переноса части фактического дефицита на 2024 финансовый год для «очистки» последующих периодов и демонстрации формального следования фискальным нормативам.