С 1 сентября 2025 г. банковские операции по снятию наличных через банкоматы ждут существенные изменения. Банк России обязал кредитные организации внедрить систему оперативного реагирования на признаки мошеннических схем. Теперь, если алгоритмы заподозрят, что клиент действует под влиянием злоумышленников, операция будет приостановлена, а на снятие денег наложат временное ограничение. Эта мера призвана создать дополнительный барьер на пути преступников и дать гражданам время одуматься.
Банки, оформившие клиенту платежную карту, с 1 сентября 2025 г. будут обязаны при выдаче наличных через банкоматы проводить проверку на предмет того, не находится ли человек под воздействием мошенников или не совершает ли эту операцию злоумышленник. Соответственно, Банк России определил девять ключевых признаков, которыми будут руководствоваться кредитные организации для принятия решения.
Важно отметить, что, если операция соответствует хотя бы одному из установленных критериев, банк немедленно сообщит об этом клиенту. В качестве способа информирования, как правило, будет использовано СМС-сообщение или пуш-уведомление, — конкретный способ предусмотрен договором между клиентом и банком. Параллельно с уведомлением на 48 часов будет введен временный лимит на выдачу наличных денег в банкомате, который составит до 50 тыс. руб. в сутки. При этом снять более крупную сумму в этот период можно будет в отделении банка, где сотрудники смогут лично пообщаться с клиентом и верифицировать операцию.
Девять ключевых признаков выдачи наличных денежных средств без добровольного согласия клиента
1. Несоответствие привычному поведению клиента.
Запрос на выдачу наличных отличается по своим характеристикам от типичных операций клиента, в частности:
-
По времени совершения (время суток или день недели);
-
По местоположению банкомата, через который производится операция;
-
По сумме запрашиваемых средств;
-
По периодичности (частоте) таких запросов в течение одного дня.
2. Превышение времени обработки запроса.
Время, затраченное на обработку команды при взаимодействии банкомата с платежной картой, превышает лимиты, установленные правилами платежной системы.
3. Несоответствие способа проведения операции.
Запрос на выдачу наличных направлен непривычным для данного клиента способом.
4. Совершение операции в течение 24 часов после значимых финансовых событий.
Запрос на снятие наличных поступил в течение суток с момента:
-
Получения клиентом кредита (займа) или кредитной карты, а также увеличения кредитного лимита или лимита на снятие наличных;
-
Поступления на счет клиента через Систему быстрых платежей Банка России суммы свыше 200 тыс. руб. с его же счета, открытого в другом банке;
-
Досрочного расторжения клиентом договора банковского вклада на сумму более 200 тыс. руб.
5. Получение предупреждения от платежной системы.
Наличие в авторизационных сообщениях от оператора платежной инфраструктуры информации о высоком риске операции или о признаках компрометации данных электронного средства платежа.
6. Информация от операторов связи и интернет-сервисов о подозрительной активности.
Получение от операторов связи, мессенджеров, владельцев сайтов и иных юрлиц сведений о том, что в течение как минимум шести часов до операции было выявлено:
-
Необычная телефонная активность: звонки с номера, который клиент использует для связи с банком, по характеру, частоте или продолжительности не соответствующие его обычному поведению;
-
Нетипичный поток сообщений: аномальное увеличение количества получаемых SMS, сообщений в мессенджерах или по электронной почте, в том числе от новых отправителей или от Госуслуг и банков.
7. Данные о компрометации устройства или сессии.
Наличие информации от операторов связи, интернет-сервисов или выявленной банком в рамках системы управления рисками о:
-
Вредоносном ПО на устройствах клиента, с которых был сделан запрос;
-
Нетипичных параметрах сессии дистанционного обслуживания (незнакомый провайдер, ОС, приложение);
-
Смене номера телефона в личном кабинете онлайн-банка или на портале Госуслуг;
-
Изменении идентификационных параметров устройства, с которого осуществляется доступ.
8. Многократные неудачные попытки снятия наличных.
Наличие информации о пяти и более отказах в выдаче наличных в течение одного дня.
9. Совпадение данных с информацией в государственной системе.
Сведения о клиенте и/или его электронном средстве платежа совпадают с данными, размещенными в ГИС ППИКТ (государственной информационной системе противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий).