Возмещение НДС: анализ оснований для отказа

| статьи | печать

Получить отказ в вычете НДС можно даже при идеально оформленных первичных документах. Основная причина — системные проверки фискальными органами цепочек контрагентов с помощью АСК НДС-2 и анализ на предмет необоснованной налоговой выгоды. Какие ошибки чаще всего становятся поводом для доначисления налога и как защитить свои права на вычет — в нашем материале.

Каждый налогоплательщик НДС знает, что начисленный налог можно предъявить к вычету, уменьшив тем самым сумму к уплате в бюджет. Однако, как показывает практика, принять НДС к вычету удается не всегда.

Напомним, для принятия входного НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) и имущественным правам (п. 1, 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ) к вычету в 2025 г. необходимо выполнять определенные условия, установленные в Налоговом кодексе РФ. Кроме того, необходимо тщательно оформлять документы и контролировать корректность их заполнения. Формально все условия, установленные НК РФ, могут быть соблюдены, но налоговая инспекция все равно откажет в вычете. Здесь дополнительно подчеркнем, что налоговая инспекция смотрит на обе стороны сделки. И если покупателю откажут в получении вычета по НДС, то продавцу налог просто доначислят.

В правоприменительной практике сегодня появляются сложные случаи, возникающие, в частности, в связи с введением в действие налоговой реформы с 1 января 2025 г., вывода из серой зоны отдельных областей бизнеса (таких как майнинг, например). Но и в привычных хозяйственных операциях есть риск не пройти проверку налоговых органов и получить отказ.

Разберемся, что может повлечь такой отказ или доначисление.

Основные условия получения вычета

Прежде всего, необходимо убедиться в соблюдении основных условий получения вычета, перечисленных в п. 2 ст. 171 НК РФ:

  • участие в налогооблагаемых операциях — этот пункт критически важен для всех компаний. Законодательство меняется очень быстро, и бизнес часто совершает ошибки, предъявляя к вычету НДС по операциям приобретения, например, оборудования, которое впоследствии используется в необлагаемых НДС операциях. По таким случаям происходит доначисление налога. Еще один пример — собственники бизнеса приобретают за счет компании имущество для личного пользования и зачастую забывают, что если далее НДС в хозяйственной деятельности не появляется, то и предъявить его к вычету невозможно. Ярким примером здесь может служить постановление АС Центрального округа от 30.03.2023 № Ф10-413/2023 по делу № А09-5072/2022. В данном деле автомобиль, приобретенный на компанию, фактически использовался руководителем лично. Налоговый орган НДС, предъявленный при покупке, к вычету не принял. Показательно, что в споре рассматривали такие нюансы, как страховой полис, фотофиксацию нарушений ПДД и прочие моменты, подтвердившие правоту налогового органа в суде;

  • должно быть соблюдено условие принятия к учету товаров, услуг, прав на учет. Но ошибки возникают из-за того, что в НК РФ не конкретизировано, на какой именно учет должно быть поставлено приобретенное. Эта коллизия до сих пор порождает споры между налогоплательщиками и налоговыми органами;

  • наличие счета-фактуры и иных подтверждающих до­кумен­тов. Особого внимания сейчас требует вопрос принятия к вычету НДС по ставке 5 и 7%, пришедшего по счету-фактуре от упрощенца. Такой НДС принимается к вычету в общем порядке при соблюдении общих условий вычета. Но бывают случаи, когда продавец на УСН применяет освобождение по НДС, при этом выставляет покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС. Часто покупатель получает отказ в такой ситуации, однако это неправомерно, что подтверждает разъяснение самой ФНС, приведенное в п. 14 Методических рекомендаций ФНС (письмо от 17.10.2024 № СД-4-3/11815@).

Основные сложности при получении вычета

Рассмотрим наиболее распространенные проблемы, которые могут возникнуть при получении вычета и повлечь доначисление НДС, даже если указанные выше критерии соблюдены.

Наличие разрывов в НДС

Налоговой базой по НДС является стоимость, которую налогоплательщик может уменьшить на вычет, но этот вычет покупателя является налогом для поставщика. Если говорить простыми словами — налог должен быть уплачен в бюджет любой из сторон сделки. Ситуация, когда покупатель зарегистрировал счет-фактуру в книге покупок, а продавец не зарегистрировал ее в книге продаж, и является основной причиной отказа в получении вычета по НДС от налоговой инспекции: из бюджета не может быть возмещено то, что не было ранее в него получено по рассматриваемой операции.

Следить за обращением НДС в стране призвано программное обеспечение, название которого на слуху у всех предпринимателей — АСК «НДС-2». Данное ПО показывает несформированный экономический источник вычета по НДС, ошибки в налоговых регистрах и декларациях, прямые и сложные разрывы НДС (операции, по которым покупатель может заявить вычет НДС, а продавец не уплатил налог в бюджет), другие нестыковки, служащие причиной для отказа в вычете.

АСК «НДС-2» в зависимости от места в цепочке поставщиков классифицирует разрывы по НДС на прямые и сложные:

  • прямым разрывом признается расхождение на первом звене цепочки, когда не сходятся показатели налоговых деклараций покупателя и продавца, которые являются прямыми сторонами договора поставки товаров (работ, услуг);

  • сложным признается разрыв, когда он происходит на уровне последующих звеньев в цепочке поставщиков после первого продавца.

Существует еще один вид разрыва — технический. Такие разрывы возникают в результате человеческого фактора, ошибок при заполнении деклараций или книг покупок и продаж. Или же как следствие преднамеренного нарушения законодательства, которое имеет своей целью занижение налоговой базы по НДС.

Как правило, при возникновении такой ситуации сразу не возникают отказ в вычете или доначисление НДС продающей стороне. Подобная ситуация, выявленная с помощью программного обеспечения АСК «НДС-2», влечет за собой комплекс мероприятий налогового контроля, целью которого является сбор доказательств получения необоснованной налоговой выгоды. В рамках камеральной проверки налогоплательщик направляет пояснения в инспекцию, при необходимости вносит корректировки в налоговые регистры и декларации и получает вычет после устранения всех недочетов.

Превышение безопасной доли вычетов

Безопасная доля вычета — отношение суммы вычета НДС к общей сумме налога, которая начислена по операциям реализации. По общему правилу, общероссийский уровень безопасной доли вычетов составляет 89%. Если предел безопасного вычета превышен, у инспекции возникают вопросы и поводы для отказа в части предъявленных к вычету сумм НДС.

Компаниям необходимо регулярно просчитывать соотношение и в случае превышения быть готовыми дать пояснения инспектору.

Для самостоятельного расчета доли и оценки рисков возможно применять те же критерии, которые используют налоговые органы. Они поименованы в приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Важно учитывать, что на уровне каждого субъекта РФ доля безопасных вычетов по НДС в ряде случаев может отличаться от общероссийского, и ее значение может быть как выше, так и ниже 89%.

Данные о безопасной доле вычетов НДС по субъектам РФ ФНС регулярно приводит на своем сайте в до­кумен­те под названием отчет 1-НДС. В последний раз данные на сайте ФНС обновлялись в июле 2025 г. — по состоянию на 01.05.2025.

Отсутствие необходимых документов по операции. Подозрения в нереальности сделки. Необоснованная налоговая выгода

Основная цель сбора пакета документов — подтверждение реальности проведения сделки. У налогоплательщика в распоряжении должны быть:

  • подписанные с двух сторон договор (в ряде случаев с отметкой о государственной регистрации);

  • акты выполненных работ;

  • накладные;

  • и иные документы, соответствующие нормальному деловому обороту.

Основной документ для получения вычета по НДС — счет-фактура. Форма утверждена действующим законодательством, поэтому его отсутствие или заполнение с ошибками повлечет за собой отказ в получении вычета. Однако нехватка любого документа из вышеперечисленных может ста­ть поводом для отказа в вычете по НДС.

Чаще всего снимают вычеты или доначисляют НДС по подозрениям в нереальности сделки и получении необоснованной налоговой выгоды. Что проверяют налоговые органы и можно ли защитить свое право на вычет, даже если поставщик оказался недобросовестным?

Как показывает практика, в случаях, когда налогоплательщик имеет весь пакет необходимых документов и может доказать, что сделка действительно проходила, вычет будет получен. Судебная практика это подтверждает, см., например, Определение Верховного суда РФ от 14.05.2020 № 307-ЭС19-27597, постановление АС Уральского округа от 04.08.2021 № Ф09-4834/20 по делу № А76-25957/2018.

Однако налоговые органы придерживаются мнения, что еще на этапе заключения сделки налогоплательщик должен проявлять должную осмотрительность, которая позволит не иметь проблем на этапе получения вычета по НДС.

При рассмотрении споров по НДС налоговый инспектор будет проверять доказательства фактической реализации сделки. Например, в случае если обе стороны сделки являются надежными налогоплательщиками, но сделка была только на бумаге — права на вычет лишат. Судебная практика показывает, что при доказательстве формального документооборота между поставщиком и покупателем судьи поддерживают налоговые органы.

Рассмотрим пример того, как налоговые органы доказывают правомерность своих претензий в части вычетов по договорам поставки товаров или оказания услуг. Они сделают:

  • Анализ необходимости оплачиваемых товаров (работ и услуг) в нормальной хозяйственной деятельности покупателя.

  • Проверку фактической поставки товара (оказания услуг). На этом этапе налоговый инспектор будет проверять:

— каким транспортом был поставлен товар;

— были ли заказаны пропуска на территорию компании для лиц, производящих работы;

— каким образом в договоре распределены затраты на транспорт и погрузку-разгрузку;

— мог ли транспорт реально перевезти такой объем товара (подозрение вызывают обстоятельства, когда путевые листы подаются на транспорт по типу «Газель», а транспортируется груз весом, в три раза превышающим грузоподъемность автомобиля);

— существуют ли временные промежутки, когда товар должен был находиться на складе, как этот факт раскрыт в договоре и кто оплачивал ответственное хранение. Часто налоговые органы изъявляют желание посетить склад налогоплательщика для сопоставления объема хранящегося товара и занимаемой складом площади.

  • Анализ последующих событий после поставки товара или исполнения услуг и работ. Инспекция может сделать визуальный осмотр на предмет использования поставленного товара в обычной деятельности компании. Зачастую на этом этапе выявляется, что на бумаге спорный поставленный товар был впоследствии продан следую­щему покупателю, например, раньше, чем его фактическая поставка по документам.

  • Анализ истории взаимодействия с поставщиком. На этом этапе налоговые органы могут попросить описать процесс поиска поставщика, наличие альтернативных коммерческих предложений и сопоставить их условия со стороной в спорной сделке. Каким образом происходило заключение сделки, соответствует ли договор нормальному документообороту или отсутствуют важные элементы. Также налоговики могут запросить переписку с контрагентом, подтверждающую нормальный процесс заключения договора.

  • Анализ учета: есть ли в учете отражение аналогичной поставки товара, работ или услуг в то же время, когда проводилась спорная сделка. Если пересечений нет, то может быть проанализирован объем и содержание документооборота по аналогичным сделкам. При наличии существенных отличий, анализ будет продолжен.

  • Анализ взаиморасчетов с контрагентом: обозначены ли в договоре специфические условия оплаты, несвойственные для нормального делового оборота, отсрочки платежей или авансы, был ли произведен фактический денежный поток, при наличии просроченной дебиторской задолженности — велась ли досудебная претензионная работа по истребованию задолженности в установленные сроки.

  • Анализ самого поставщика: была ли реальная закупка или производство товара у него, пакет документов на происхождение товара, впоследствии реализуемого покупателю. Если речь идет об услугах или работах, анализируется достаточность основных средств, персонала, его навыков для осуществления таких работ или услуг.

Одним из важных аспектов, фигурирующих в претензиях налоговых органов, который анализируется автоматически с помощью программного обеспечения АИС Налог-3, являются IP-адреса всех сторон сделки и контрагентов по цепочке поставщиков. Очень часто именно с результатов этой проверки начинаются претензии налогового инспектора.

Следует помнить, что для доказательства вины налогоплательщика налоговые органы используют не только программное обеспечение и аналитические исследования сотрудников, но и такой инструмент, как допросы.

Опоздавший счет-фактура

Обычаи делового оборота в современных условиях все чаще предполагают опоздание поступления документов, среди которых может быть и счет-фактура. Как установлено НК РФ в п. 3 ст. 168, поставщик обязан выставить счет-фактуру покупателю в течение пяти календарных дней со дня отгрузки товара, передачи имущественных прав или получения предоплаты.

Налоговые органы при выявлении несоблюдения сроков выставления часто направляют отказ в получении вычета. Но данная позиция, по мнению Минфина, не должна вести к таким последствиям ввиду положений п. 2 ст. 169 НК РФ, так как при наличии нарушения срока создания документа не теряется способность однозначно идентифицировать продавца, покупателя, товар, стоимость, ставку и сумму НДС. Такую позицию Минфин закрепил в письме от 06.04.2022 № 03-07-09/28875.

Нелегитимная подпись на счета-фактуре

Распространена ситуация, когда руководитель отсутствует или, при большом объеме документов, не успевает подписать все счета-фактуры, и компания ставит на документ факсимиле. Данный подход влечет за собой отказ в получении вычета. Позиция контролирующих органов сформирована уже давно и не меняется, если анализировать судебную практику с момента выхода писем Минфина от 01.06.2010 № 03-07-09/33, от 17.09.2009 № 03-07-09/48.

Другое дело, когда документы подписаны неуполномоченным лицом. Статья 169 НК РФ (п. 6) говорит о том, что счет-фактура должен быть подписан руководителем или главным бухгалтером, или же иным лицом по доверенности. Главное — запросить копию доверенности у продавца, проверить, что текст доверенности содержит соответствующие полномочия.

Опоздание в предъявлении к вычету

Опоздание может произойти в силу человеческого фактора или из-за особенностей бизнес-процесса. По общему правилу необходимо успеть предъявить налог к вычету в течение трех лет, как закреплено в ст. 172 НК РФ. Исключение — НДС с суммы возвращенного аванса в течение года с момента отказа покупателя от поставленного товара и возврата аванса.

Неприменение правил раздельного учета

Если компания ведет деятельность, в которой есть облагаемые и не облагаемые НДС операции, и необлагаемые операции при этом составляют более 5%, то ст. 170 НК РФ обязывает налогоплательщика вести раздельный учет по НДС. Отсутствие раздельного учета является основанием для отказа в вычетах.

Кроме того, даже если у компании количество необлагаемых операций составляет менее 5%, все равно необходимо на регулярной основе оценивать их соотношение и составлять справку об отсутствии превышения над 5%.

Ошибки в декларации

После поступления декларации в налоговый орган проводится камеральная проверка, в ходе которой налоговая инспекция может направить требование на пояснения или подачу уточненной декларации. Подача уточненной декларации не является обязанностью налогоплательщика, и в случаях, когда проблем с документами нет, достаточно подробного ответа на требование с приложением дополнительных документов.

***

Таким образом, возмещение НДС, хоть и является закрепленным в законодательстве правом налогоплательщика, на практике его получение становится достаточно трудоемкой задачей. И ключевым моментом является своевременная и тщательная подготовка документации, проявление должной осмотрительности в отношении контрагентов и корректное ведение взаимодействия с ними через официальные каналы и посредством надлежаще оформленных документов.