Российский ИТ-рынок труда: затишье перед грядущими переменами

| статьи | печать

Российский рынок труда в ИТ сохраняет стабильность, но уже в текущем году ситуация может измениться. По данным НП «Руссофт», в прошлом году текучесть кадров, зарплаты и масштабы оттока специалистов за рубеж остались на уровне 2023 г. При этом рост численности сотрудников замедлился, а доля временной занятости увеличилась. Среди факторов, которые могут повлиять на рынок в ближайшее время, — сокращение господдержки проектов импортозамещения, массовый выход на пенсию возрастных специалистов, рост популярности фриланса и более широкое применение генеративного ИИ.

К концу 2024 г. совокупная численность профильных технических сотрудников российских софтверных компаний достигла примерно 260 тыс. человек, увеличившись за год на 7—8%. Сокращение темпов роста совокупной численности персонала произошло при увеличении темпов роста совокупного оборота с +19,4% в 2023 г. до +24% в 2024 г.

Обычно зависимость выручки от численности персонала в софтверной индустрии очень высока. «Можно предположить, что это несоответствие связано с резким увеличением доли временных сотрудников, не учитываемых в штате компании. „Руссофт“ учитывает только численность штатных сотрудников на конец года. Этот подход в будущем планируется менять из-за резкого роста популярности гибкой занятости», — отметили в некоммерческом партнерстве.

Устойчивые тренды-2024

Если рассматривать изменения численности персонала в зависимости от категории компаний, то по итогам 2024 г. прогнозируемые и фактические показатели совпадают или практически совпадают у компаний, работающих только на российском рынке или на рынках России и ближнего зарубежья, у разработчиков программного обеспечения, у организаций с головными офисами за пределами Москвы и Петербурга, а также у средних и крупных компаний с оборотом не менее 375 млн руб.

Прогнозируемый рост численности персонала в 2025 г. для всех категорий компаний превышает 12%. Как показывает практика, фактическое увеличение обычно ниже прогнозируемого, так как для роста свыше 12% на рынке труда, скорее всего, не найдется достаточного числа специалистов.

В последние годы текучесть кадров держится на уровне 11—13%. По итогам 2023 г. она составила 11,6%, а в 2024 г. немного снизилась до 10,7%, фактически оставшись почти без изменений. При этом сохраняется закономерность: чем выше оборот компании, тем выше средний уровень текучести. Изменения по категориям компаний за год были незначительными. Рост средней зарплаты также слегка замедлился, однако это снижение, как уточнили специалисты, практически незначительно и скорее отражает небольшие колебания показателя вокруг прежнего уровня.

Эксперты отметили, что с 2023 г. трансграничная миграция перестала оказывать существенное влияние на софтверную индустрию. В 2024 г. ее влияние осталось незначительным и затрагивало лишь небольшую часть компаний.

Основными каналами пополнения кадров остаются учебные заведения — вузы и ссузы — а также компании из других отраслей. Вместе они обеспечивают до 85—90% притока профильных технических специалистов в российскую софтверную индустрию. Если рассматривать всех разработчиков ПО, работающих как в софтверных компаниях, так и в других секторах, то около 90% их прироста обеспечивают именно учебные заведения, готовящие специалистов соответствующего профиля.

Несмотря на заметный рост численности штата, потребность компаний в начинающих специалистах остается высокой. Основной приток кадров обеспечивают учебные заведения, которые почти исключительно выпускают начинающих специалистов. Средние доли «джунов», «мидлов» и «сеньоров», принятых на работу в софтверных компаниях, за последние годы практически не изменились, хотя в отдельных компаниях эти пропорции могли меняться существенно.

Факторы, способные разрушить стабильность

«Таким образом, можно констатировать стабильное развитие ситуации на кадровом ИТ-рынке России. Однако не исключено, что этот период завершится уже в 2025 г., при подведении итогов которого придется учитывать усиливающееся влияние различных внешних факторов», — отметили авторы исследования. К этим факторам эксперты отнесли следующие:

  • Сокращение финансирования проектов в рамках программ импортозамещения;

  • Осознание топ-менеджерами корпораций реальности рисков недостаточной эффективности их кэптивных компаний;

  • Более широкое применение генеративного ИИ в разработке ПО;

  • Более активный набор зарубежными компаниями российских высококлассных специалистов;

  • Начало массового выхода на пенсию возрастных ИТ-специалистов;

  • Рост количества желающих быть фрилансерами и расширение практики аутстаффинга с временным набором персонала для проектных работ.

Влияние этих факторов на рынок труда носит разнонаправленный характер. Сокращение финансирования проектов импортозамещения и рост числа сокращений в кэптивных компаниях ведут к снижению спроса и увеличению предложения специалистов за счет ожидаемых увольнений. Однако прогнозировать масштаб этих сокращений как в кэптивных, так и в рыночных компаниях, получавших государственное финансирование, пока трудно. Наибольшее влияние на численность персонала оказывает именно снижение государственного финансирования. При этом оценивать эффективность работы кэптивных компаний сложно, а подобные оценки встречают внутреннее сопротивление.

Использование генеративного ИИ в разработке ПО может сократить спрос на разработчиков начального уровня. При этом увеличивается количество специалистов, умеющих применять ИИ для программирования и автоматизации процессов: по данным SuperJob, в 2024 г. число вакансий для специалистов с навыками работы с нейросетями и машинным обучением выросло втрое. Тем не менее, в перспективе общая потребность в разработчиках ПО разного уровня может уменьшиться.

В «Руссофт» напомнили, что в 2023 г. влияние генеративного ИИ на рынок труда было почти незаметным: отказ от его использования требовал лишь 0,67% дополнительного штата профильных специалистов. В 2024 г. этот показатель вырос в разы, а в 2025 г. может превысить 12%, сопоставимо с ежегодным приростом числа сотрудников российских софтверных компаний. Применение ИИ существенно влияет скорее на структуру спроса, чем на общую потребность в разработчиках, которая остается высокой.

При этом другие факторы будут поддерживать рост спроса на ИТ-специалистов. Среди них — уход сотрудников по возрасту: многие планируют преж­девременно выйти на пенсию, перейти на частичную занятость или сменить сферу деятельности. На это влияют высокий уровень «выгорания» и зарплаты, позволяющей накопить достаточно средств для раннего ухода на «пенсию», иногда уже с 40 лет.

Активизация зарубежных компаний на российском рынке труда, а также расширение присутствия российских разработчиков ПО на рынках «дружественных» стран поддерживают рост спроса на оте­чественных специалистов. Кроме того, программы автоматизации и цифровизации экономики, несмотря на возможное замедление в условиях импортозамещения, в ближайшие годы продолжат требовать пополнения штата.

«Таким образом, одни факторы могут обеспечивать увеличение предложения и снижение спроса на рынке труда (снижать дефицит кадров), а другие — вызывать рост потребности в разработчиках. Давление каких факторов на рынок труда окажется сильнее в конкретные периоды времени, предсказать невозможно, но маловероятно, что два разнонаправленных воздействия будут постоянно компенсировать друг друга. Поэтому можно ожидать „качелей“», — резюмировали эксперты. По их мнению, в стратегиях развития как отдельных компаний, так и всей софтверной индустрии придется предусматривать различные сценарии.

Также, по мнению участников рынка, вполне может измениться и структура спроса на разработчиков ПО (в зависимости от квалификации и опыта работы), которая в последние годы не имела значительных колебаний. Генеративный ИИ будет отнимать работу прежде всего у начинающих специалистов. Поскольку некоторые рутинные процессы позволяли новым сотрудникам без опыта погружаться в процесс промышленной разработки ПО, набор начинающих специалистов может и сократиться, а переход «джунов» в «мидлы», а затем — в «сеньоры» стать более сложным.

Наряду с этими изменениями наблюдается резкий рост числа ИТ-специалистов на фрилансе: за последние четыре года количество самозанятых увеличилось с 17 тыс. до более 400 тыс. Такие цифры зафиксировала Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), по ее прогнозам, к 2030 г. число самозанятых может достичь 869 тыс. Этот тренд постепенно начинает влиять на рынок труда: постоянные позиции все чаще заменяются временной занятостью, что может отражаться на эффективности работы софтверных компаний и, соответственно, оказывать влияние на спрос и предложение специалистов.

Пока явление остается новым и недостаточно изученным. Однако, по наблюдениям «Руссофт», все чаще встречаются компании, у которых штат либо минимален, либо не соответствует объему оборота, а основная работа выполняется силами самозанятых разработчиков ПО. Насколько эффективна такая модель для разных категорий компаний и какие у нее могут быть ограничения — предстоит еще выяснить.