Новые поправки в Гражданский кодекс вводят ускоренный порядок признания права собственности для бесхозяйных объектов недвижимости, критически важных для снабжения населения теплом, светом, водой и газом. Однако ключевой вопрос — как точно определить, подпадает ли конкретный объект под этот режим? Эксперты предупреждают: благое намерение законодателя ускорить введение инфраструктуры в оборот может столкнуться с риском новых споров. Узнайте, какие объекты теперь в приоритете, кто получил право на них претендовать и какие подводные камни таит новая редакция ст. 225 ГК РФ.
Сроки признания права на бесхозяйные объекты сокращены
Комментарий эксперта
Законодатель применил подход, при котором объекты (в том числе линейные), необходимые для обеспечения тепло-, электроэнергией, водой, газом, а также гидротехнические сооружения и объекты гражданской обороны) имеют ускоренную процедуру оформления. К ним применяется трехмесячный срок для обращения в суд с требованием о признании права собственности. Такой механизм призван обеспечить возможность скорейшего принятия их в собственность в целях вовлечения неиспользуемого имущества в оборот и обеспечения безопасной эксплуатации.
На практике ключевым станет вопрос отнесения объекта к категории, дающей право на сокращенный срок. Возможно, потребуется выработать четкое определение, какие объекты относятся к категории «необходимых для обеспечения тепло- и электроэнергией, водой, газом...». Если для котельной или насосной станции это очевидно, то по ряду объектов — например, резервных или вспомогательных сетей — могут возникнуть споры.
Поправки смещают акцент с вида объекта (линейный/нелинейный) на его функциональную значимость. Исходя из необходимости в оперативном реагировании на угрозы безопасности и бесперебойного обеспечения населения ресурсами, новелла повышает эффективность управления критической инфраструктурой, но требует четких критериев и единообразной практики для минимизации споров.
Комментарий эксперта
В новой редакции внесено только одно значимое изменение, связанное с определением объектов недвижимости, в отношении которых действует порядок, предусматривающий сокращенный срок для обращения в суд и возможность требовать учета и признания права собственности не только для публичного субъекта, но и для частного лица, на которое возложена обязанность по эксплуатации. В поправках вместо указания на бесхозяйные линейные объекты в законе появилось более пространное описание: особый порядок приобретения действует, если бесхозяйная недвижимая вещь «является объектом (в том числе линейным), необходимым для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, либо гидротехническим сооружением, либо объектом гражданской обороны».
Таким образом, с одной стороны, теперь для использования упрощенного порядка приобретения недостаточно только того, чтобы объект был линейным, — нужно, чтобы он еще и был необходим для выполнения одной из названных задач. А с другой стороны, вполне возможно, что в специальном порядке могут приобретаться уже не только линейные, но и вполне себе «точечные» объекты, если они имеют такое назначение.
В целом замена довольно «грубого» критерия линейности на перечисление общественно значимых целей представляется обоснованной и более логичной, хотя, возможно, и более сложной для применения на практике. При этом остается непонятным, следует ли теперь суду, начавшему рассмотрение дела о признании права собственности по старым правилам, а значит, устанавливавшему лишь линейный характер объекта, выяснять его назначение, если решение пока не вынесено. И еще более непонятно, что делать суду вышестоящей инстанции, если решение о признании права собственности было вынесено по старым правилам, а жалоба на него рассматривается уже сейчас.
Комментарий эксперта
Несмотря на то, что положения ст. 225 ГК РФ касаются предоставления органам муниципальной власти и лицам, эксплуатирующим линейный объект, одновременного права на обращение с иском о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, вопрос о приоритетности прав указанных субъектов не был разрешен законодателем. На практике могут возникнуть ситуации, когда и муниципальный орган, и лицо, эксплуатирующее линейный объект, одновременно заявят соответствующие требования о признании права собственности.
При этом, в целом предоставление эксплуатирующим организациям права обращаться за признанием за ними права собственности на бесхозяйные линейные объекты является позитивным изменением законодательства и направлено на то, чтобы сократить число бесхозяйных линейных объектов, обеспечивает введение линейных объектов в оборот и их рациональное использование для достижения экономических и социальных целей.
Кроме того, внесены изменения в абз. 1 п. 3, абз. 2 п. 4 ст. 225 ГК РФ касательно введения формулировки касательно диспозитивности срока обращения с заявлением о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества.
Органам власти, уполномоченным осуществлять управление муниципальным имуществом, предоставляется возможность обращаться в суд с требованием о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества по истечении года со дня постановки объекта на учет, как бесхозяйной, если иной срок не установлен законом.
Согласно абз. 2 п. 4 ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь, если иной срок не установлен законом.