
Представьте систему контроля, где проверки становятся реже, но их точность растет; где бизнес меньше отвлекают от работы, но безопасность граждан не страдает. Это не утопия, а реальность современной России. Именно к такому осознанию действительности подталкивает нас сводный доклад правительства за 2024 г. В документе говорится, что на фоне рекордного снижения числа проверок до исторического минимума, система демонстрирует рост эффективности, опираясь на цифру, риск-ориентированный подход и диалог с предпринимателями. Как удалось достичь этого парадокса и что чувствует сегодня система госконтроля? Разбираемся на основе официальных данных и мнений ключевых реформаторов.
Система государственного и муниципального контроля (надзора) в России переживает беспрецедентную трансформацию, констатируют авторы доклада. Еще несколько лет назад бизнес жаловался на бесконечные, зачастую дублирующие друг друга проверки, которые отнимали время, ресурсы и нервы. Граждане, в свою очередь, не всегда ощущали должный уровень защищенности своих прав и безопасности. Сегодня, судя по представленному Правительством докладу, картина меняется кардинально. Во главу угла поставлены не формальные показатели по охвату проверками, а их качество, эффективность и снижение административного бремени при сохранении защитных функций государства.
Исторический минимум
Ключевым трендом 2024 г. стало продолжение курса на сокращение количества контрольных мероприятий. Как подчеркнул заместитель председателя правительства, руководитель аппарата Правительства Дмитрий Григоренко, представляя доклад в Государственной Думе и Совете Федерации: «Сейчас количество проверок находится на историческом минимуме: в 2024 г. их было проведено меньше, чем в ковидном 2020 г.».
-
В 2024 г. проведено около 312 тыс. проверок.
-
Это на 8,2% меньше, чем в 2023 г. (340 тыс.).
-
И на более чем 23% меньше, чем в 2020 г. (408 тыс.), несмотря на то, что пандемийный год сам по себе характеризовался временными ограничениями на проверки.
Риск-ориентированный подход: фундамент новой системы
Сердцевиной реформы, о масштабных изменениях в которой говорил заместитель министра Минэкономразвития Алексей Херсонцев, стал риск-ориентированный подход (РОП).
Его принцип заключается в том, что интенсивность контроля должна быть пропорциональна потенциальному риску причинения вреда. Проверяющие органы теперь концентрируют свои усилия не на всех подряд, а на тех объектах, где вероятность нанесения ущерба жизни, здоровью граждан, окружающей среде или иным охраняемым законом ценностям максимальна.
«Главной тенденцией прошедшего года стало сокращение контрольных (надзорных) мероприятий... Этого удалось достичь благодаря закреплению принципа приоритетного проведения проверок только в отношении высокой и чрезвычайно высокой категории риска», — пояснил А. Херсонцев. Иными словами, если предприятие работает добросовестно и не относится к категории высокого риска, вероятность внепланового визита контролеров для него резко снижается.
Эффективность как ключевой показатель
Сокращение числа проверок было бы опасно, если бы оно не сопровождалось ростом их качества. Однако доклад свидетельствует об обратном: эффективность проверок по индикаторам риска достигла в 2024 г. 87,3%, что значительно выше показателя 2023 г. (76,6%). Это означает, что подавляющее большинство проверок, инициированных на основе «сигналов» риска (жалоб, данных мониторинга, срабатывания индикаторов), подтверждают наличие нарушений.
Этот рост — результат нескольких факторов:
1. Совершенствование индикаторов риска: их количество в 2024 г. достигло 542, что почти в три раза больше, чем в 2022 г. Индикаторы становятся точнее, охватывая больше потенциальных угроз.
2. Участие бизнеса в разработке: критически важный аспект — учет мнения предпринимателей. Бизнес-сообщество активно участвует в профильных рабочих группах Аналитического центра при Правительстве РФ, помогая формировать релевантные и справедливые критерии оценки риска.
3. Улучшение аналитической работы: контрольные органы учатся лучше анализировать данные, прогнозировать риски и точнее планировать свои мероприятия. «Рост эффективности и результативности по ключевым показателям... свидетельствует о повышении точности планирования проверок и качестве аналитической работы контрольных органов», — подчеркнул А. Херсонцев.
Фокус на МСП и социально значимые сферы
Несмотря на общее сокращение, контрольно-надзорная деятельность не ушла с поля малого и среднего бизнеса. Напротив, четверть всех проверок в 2024 г. пришлась именно на МСП. При этом 75% из этих проверок коснулись микропредприятий. Наиболее часто проверяемыми секторами стали розничная торговля и общественное питание.
«Это объясняется высокой социальной значимостью этих сфер и необходимостью постоянного контроля качества продукции и обслуживания», — прокомментировал А. Херсонцев. Действительно, именно в этих отраслях нарушения (например, продажа некачественных продуктов или несоблюдение санитарных норм в кафе) напрямую и быстро сказываются на здоровье и благополучии граждан. РОП здесь работает не на уменьшение контроля как такового, а на его оптимизацию и концентрацию на реальных проблемах.
Профилактика вместо наказания
Важнейшим элементом новой философии контроля стало усиление роли профилактики. В 2024 г. было проведено почти 1,2 млн профилактических визитов — мероприятий, целью которых является не выявление нарушений для наказания, а предупреждение их возникновения. Инспекторы консультируют предпринимателей, разъясняют требования законодательства, помогают выявить слабые места до того, как они приведут к проблемам.
«Профилактические визиты также доказали свою эффективность... Их оценка предпринимательским сообществом воспринимается положительно», — отметил А. Херсонцев. Это принципиальный сдвиг: от карательного надзора к сервисному, партнерскому взаимодействию между контролером и бизнесом во имя общей цели — безопасности и качества.
Цифра в помощь
Цифровизация — не просто модный тренд, а основа модернизации контроля, следует из доклада. В 2024 г. этот вектор получил мощное развитие:
-
Эксперимент с удаленными проверками: апробировалось мобильное приложение «Инспектор», позволяющее проводить часть контрольных мероприятий дистанционно. Успех эксперимента привел к тому, что с 2024 г. использование приложения закреплено законодательно. Это сокращает время проверки, уменьшает контакты, а для бизнеса — снижает стресс и отвлечение от работы.
-
Сервис досудебного обжалования. Этот инструмент на портале «Госуслуги» набирает популярность. В 2024 г. бизнес подал через него порядка 7,5 тыс. жалоб — на 45% больше, чем в 2023 г. Сервис дает возможность быстро и без суда оспорить действия инспектора или присвоенную категорию риска. В судах было обжаловано лишь 484 решения, из которых почти каждое пятое (20%) было отменено. Это свидетельствует о повышении качества работы «на местах» и эффективности досудебного механизма как «предохранителя».
-
Личные кабинеты и электронный документооборот. Постепенно внедряются системы, позволяющие бизнесу взаимодействовать с контролирующими органами онлайн, получать информацию, подавать сведения, снижая бумажную волокиту.
Как чувствует себя система?
Итак, как же чувствует себя обновленная система контроля? Данные доклада и заявления ответственных лиц рисуют картину устойчивого роста и повышения эффективности.
1. Снижение нагрузки, рост эффективности: достигнут исторический минимум проверок при рекордной (87,3%) эффективности риск-ориентированных мероприятий. Административная нагрузка на добросовестный бизнес снижается.
2. Повышение защищенности граждан: «Население страны чувствует эту защищенность», — заявил А. Херсонцев, сославшись на опросы РАНХиГС. Согласно этим исследованиям, уровень субъективно ощущаемой гражданами защищенности охраняемых законом ценностей (жизнь, здоровье, экология и т.д.) достиг максимума по сравнению с предыдущими годами. Это главный индикатор успеха реформы — люди чувствуют себя в большей безопасности.
3. Обратная связь работает: резкий рост обращений в досудебном порядке (на 45%) и их результативность (разрешение споров до суда) показывают, что механизмы обратной связи и защиты прав бизнеса функционируют. Правительство получает ценные данные для дальнейшей настройки системы.
4. Фокус на профилактику: массовость профилактических визитов (1,2 млн) и их положительная оценка бизнесом указывают на смену парадигмы — от «ловли за руку» к предотвращению проблем.
5. Цифровизация на марше: успешный эксперимент с «Инспектором» и его законодательное закрепление, рост популярности электронных сервисов (жалобы, кабинеты) — система активно осваивает современные инструменты.
Точки роста и региональный срез
Реформа далека от завершения. Среди задач на будущее — дальнейшее расширение и отладка индикаторов риска, углубление внедрения цифровых инструментов (включая искусственный интеллект для анализа данных), развитие превентивных мер и повышение прозрачности деятельности контрольных органов.
Доклад также представил рейтинг по количеству проверок:
-
Среди контрольных органов лидером 2024 г. стал Росздравнадзор — что логично, учитывая высокие риски в сфере здравоохранения и фармацевтики, особенно после пандемии.
-
Топ-5 регионов по количеству проверок: Санкт-Петербург, Севастополь, Свердловская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Московская область. Эта статистика отражает как плотность населения и бизнеса, так и специфические риски (например, промышленные в Свердловской области или логистические/миграционные в крупных городах и портах).
