Глава Минпромторга Антон Алиханов на заседании коллегии ведомства представил комплексную стратегию технологического перевооружения промышленности. В фокусе — создание полных производственных цепочек от сырья до высокотехнологичной продукции, масштабная модернизация станкостроения и робототехники, а также формирование новых стандартов промышленного развития. Особое внимание уделено защите внутреннего рынка через адресные меры поддержки отечественных производителей и системную борьбу с нелегальным импортом.
В первый день 15-й Международной промышленной выставки «Иннопром» состоялось заседание итоговой коллегии Министерства промышленности и торговли. Глава ведомства А. Алиханов назвал пять кросс-отраслевых блоков, обозначив ключевые направления промышленной политики, на которых планируется сделать акцент в среднесрочной перспективе.
Первое — это обеспечение суверенитета промышленности и экономики по сырью и материалам. «Здесь нам предстоит освоить свыше 700 веществ мало- и среднетоннажной химии, более 350 особо чистых газов для радиоэлектроники, 16 редких и 17 редкоземельных металлов, все связующие, ткани, термопласты, препреги, углепластики. Суммарно в нацпроекте „Новые материалы и химия“ это более 55 продуктовых цепочек от базового сырья до конечной продукции, и еще 36 продуктовых направлений в нацпроекте по биоэкономике», — заявил министр.
На сегодняшний день по химическим веществам, редким и редкоземельным металлам по всем секторам потребления уже составлены сводные балансы спроса и предложения на перспективу до 2030 г. Министр поручил вместе с экспертами провести такую работу по остальным направлениям, выделить сверхприоритетную для господдержки номенклатуру и проработать детальные дорожные карты выхода на серийное производство.
«На уровне спроса на новые продукты в качестве мер стимулирования необходимо ограничивать допуск иностранных аналогов на наш рынок, либо субсидировать стоимость отечественных разработок до момента, пока не получим нужного эффекта масштаба», — сообщил А. Алиханов. При этом он уточнил, что это потребует гибкого, избирательного подхода и четкой координации с производителями, на какие объемы и в какие сроки сможем выйти для замещения импорта.
Развитие отечественных средств производства и электроники
На этапе выхода в рынок новых средств производства и электронных компонентов планируется создание более пятисот видов обрабатывающих центров и станков, наиболее востребованных промышленных роботов, а также замены нескольких десятков тысяч типономиналов ЭКБ по всем сферам потребления электроники. В этом блоке министр обратил особое внимание на важность обеспечения оптимального объема серийности и необходимость консолидации заказов по всем отраслям применения.
Также он рассказал о том, что уже проведена сложная работа по унификации функциональных запросов потребителей и характеристик оборудования и определены виды обрабатывающих центров и промышленных роботов, по которым будет обеспечен действительно массовый спрос. «Речь идет не только о конечной продукции, но и о компонентной базе. Все это отражено в технологических картах, хотя они работают на этапе создания продукции, а не потребления. Поэтому начинаем разработку современных национальных стандартов по станкостроению и робототехнике. Такой подход успешно реализован в нефтегазовом машиностроении, где удалось преодолеть корпоративный индивидуализм и сейчас мы добиваемся признания этих стандартов в перспективных для экспорта странах», — сообщил А. Алиханов.
Он добавил, что на внутреннем рынке необходимо максимально использовать возможности национального режима для продвижения. Системное внедрение новых станков и роботов должно быть сопряжено в том числе с отраслевыми планами повышения производительности, которые должны быть привязаны к мерам поддержки инвестиционной активности и станут дополнительным стимулом для перехода промышленности на отечественную технологическую базу.
Промышленный протекционизм и локализация
Следующим блоком стало обсуждение промышленного протекционизма и обеспечения запросов секторов потребления. Министр сообщил, что в части транспортной связанности профильными департаментами Минпромторга России совместно с предприятиями при содействии «Агентства развития профессионального мастерства» готовятся планы, в том числе уже разработана дорожная карта в части авиастроения.
«Думаю, процесс перехода на проектные рельсы продолжится и в других отраслях инвестиционного спроса и по масштабным проектам. Благодаря его внедрению мы повысим дисциплину среди комплектаторов и соблюдение сроков при выполнении заказов. Именно локализация критических компонентов, узлов и агрегатов была и остается главным приоритетом для промышленности», — отметил А. Алиханов. Он также подчеркнул, что нужно больше внимания уделять инновационным разработкам МСП.
Вместе с тем власти приняли решение создать Совет по подготовке перспективных технологических компаний с участием институтов развития. Он возьмет под патронаж проекты, имеющие хороший венчурный потенциал для технологического суверенитета.
Кроме того, на собственную компонентную базу переводится и судостроение, разрабатывается судовое комплектующее оборудование. Министр отметил, что его выход в серию должен сопровождаться ужесточением адвалорных требований, как минимум по субсидируемым продуктам. При этом перед отраслью, которая уже сформировала долгосрочный портфель заказов, стоит дополнительная задача оптимизировать количество проектов, увеличить серийность и перейти к крупноблочному распределенному строительству с повышением уровня автоматизации.
В нефтегазовом и энергетическом машиностроении уже выстроены управленческие механизмы, разработка оборудования и его испытания.
В фармацевтике по мере выполнения задачи локализации субстанций планируется наращивать долю как в госзакупках, так и на открытом рынке. Одновременно идет переход от сборки сложного диагностического оборудования к выпуску полностью отечественных аппаратов, эта задача уже во многом решена в реабилитационной индустрии, где также настроены преференции для отечественных производителей.
В части продовольственной безопасности по запросам АПК, по словам министра, необходимо закрыть отдельные позиции по сельскохозяйственной технике и для независимости отрасли локализовать некоторые узлы, а также нарастить долю в пищевом машиностроении и освоить несколько действующих веществ, которые позволят закрыть широкую номенклатуру химических средств защиты растений.
А. Алиханов отметил, что в отраслях с высокой зависимостью от кредитования власти придерживаются взвешенного протекционизма, балансируя потребности рынка и загрузку мощностей. Обеспечивается это как за счет законодательных решений — например, по доле отечественных марок в парке такси и каршеринга, так и монетарными инструментами.
Борьба с контрафактом и незаконным оборотом
Отдельно обсудили борьбу с незаконным оборотом и контрафактом в торговле. Маркировка поступательно расширяется на новые товарные позиции и дает технические возможности для выявления недобросовестных участников рынка. Министр отметил, что безопасность отдельных видов продукции сейчас подтверждается сертификатом или декларацией, при этом госконтроль за таким товаром отсутствует.
Минпромторг с Минэкономразвития подготовили предложения, чтобы по отдельным видам промышленной продукции вернуть соответствующие функции Росстандарту. В министерствах посчитали, что эксперимент, который он проводит по некоторым позициям строительных материалов, весьма результативен.
«Также мы начали проект, который призван увязать систему маркировки, техническое регулирование и госконтроль. В частности, конкретный товар соотносится с сертификатом или декларацией, что позволяет применять риск-ориентированный подход при проверках и практически мгновенно блокировать на кассах его продажи», — отметил А. Алиханов. По его словам, этот алгоритм по мере расширения маркировки будет охватывать все более широкую номенклатуру, сжимая серый рынок и незаконный импорт.
Достижение технологического лидерства
Министр также напомнил о задачах по достижению технологического лидерства, поставленных Президентом РФ Владимиром Путиным. Так, 6 июня на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам глава государства подчеркнул, что профильные нацпроекты должны быть проектами для достижения технологического лидерства не по названию, а по сути. Он особо указал на то, что новые технологические решения нельзя готовить «в стол». Они должны находить широкое применение, тиражироваться во всех сферах.
К сведению
В России зафиксировано рекордное сокращение теневого товарооборота
Объем нелегального оборота товаров в России за пять лет сократился почти втрое: с 25,9% в 2018 г. до 8,9% в 2023 г. Результат стал возможным благодаря внедрению цифровых систем маркировки и контроля, а также росту благосостояния граждан, которые стали уделять больше внимания качеству продукции. Такие данные получили эксперты НИУ ВШЭ в ходе аналитического исследования данных Национального научного центра компетенций по борьбе с незаконным оборотом промышленных товаров.
Среди основных факторов, повлиявших на сокращение теневого рынка, специалисты выделяют усиление государственного контроля, включая внедрение систем ГИС МТ, ЕГАИС и «Меркурий», а также ужесточение надзора за товарными потоками. Кроме того, улучшение методов статистического учета Росстата и ФТС позволило точнее выявлять нелегальные операции. Немаловажную роль сыграл и рост доходов населения: с увеличением покупательной способности потребители стали чаще выбирать сертифицированную продукцию.
В 2023 г. около 75% нелегального товарооборота пришлось на три категории: продовольствие (9% рынка), автозапчасти (44%) и изделия легкой промышленности (23%). Одной из главных причин распространения теневой торговли остается уклонение от налогов, что приводит к значительным потерям бюджета. Кроме того, нелегальный оборот негативно сказывается на занятости: предприятия, работающие в правовом поле, вынуждены сокращать штат из-за недобросовестной конкуренции. Часть «теневых» рабочих мест связана с полулегальными схемами, включая выпуск незадекларированной продукции в нерабочее время, что также ведет к нарушениям трудового законодательства.