Как санкционные ограничения влияют на таможенное регулирование: последствия для импортеров и конечных потребителей товаров

| статьи | печать

Российское законодательство стремится оперативно реагировать на происходящие внешние и внутренние изменения и соответствовать потребностям общества в определенный период. Введение экономических мер ограничительного характера со стороны недружественных иностранных государств существенно повлияло на порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, что, в свою очередь, потребовало внесения изменений в таможенное регулирование и привело к возникновению новых подходов к оценке тех или иных обстоятельств таможенными органами. В настоящей статье разбираемся, как санкционные ограничения отразились на размере ввозных таможенных пошлин и, как следствие, цене товаров для конечных потребителей, порядке подтверждения страны происхождения товара, и в каких случаях привлечение платежного агента имеет значение для определения таможенной стоимости товара. Кроме того, рассмотрим позицию судебных органов по данным вопросам, какая практика формируется и на что следует обратить особое внимание при экспорте и импорте товаров.

Так, неотъемлемым элементом внешнеэкономической деятельности является соблюдение таможенных формальностей: таможенное декларирование товаров и уплата таможенных пошлин.

По общему правилу базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении. Для исчисления таможенных пошлин применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, например, установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС.

При этом ЕАЭС функционирует на основе принципа обеспечения учета национальных интересов сторон, который подразумевает в том числе обеспечение государственного суверенитета и безопасности каждого отдельного государства (ст. 3 Договора о ЕАЭС). Руководствуясь этим принципом, РФ ввела и продолжает вводить меры в ответ на недружественные действия третьих стран.

Ответные меры — это меры, принимаемые государством в одностороннем порядке, в виде повышения ставки ввозных таможенных пошлин, а также приостановления предоставления тарифных преференций.

Как изменились ставки таможенных пошлин

Еще в 2018 г., после того, как США ввели специальную защитную меру в отношении импорта продукции из стали и алюминия из РФ, было принято постановление Правительства РФ от 06.07.2018 № 788 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки».

Постановление предусматривает повышенную ставку от 25 до 40%, отличающуюся от ставок единого таможенного тарифа ЕАЭС, в отношении отдельных товаров (строительно-дорожная техника, нефтегазовое оборудование, инструменты для обработки металлов и др.), происходящих из ­США и ввозимых в Россию.

Сегодня в дополнение к постановлению Правительства РФ № 788 действует постановление Правительства РФ от 07.12.2022 № 2240 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются государства и территории, предпринимающие меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации», которое применяется в отношении отдельных товаров (от колбас и консервированных продуктов до патронов и стволов ружей), страной происхождения которых являются государства и территории, принимающие меры, нарушающие экономические интересы РФ. Перечень таких стран содержится в распоряжении Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц».

Например, ранее на аккумуляторы свинцовые, работающие с жидким электролитом, действовала ставка 3 евро за штуку, а теперь — 35 евро, ставка на шоколад белый возросла с 12 евро (но не менее 0,15 евро за 1 килограмм) до 22 евро (но не менее 1,3 евро за килограмм).

Бизнес вынужден приспосабливаться к такой ситуации: искать альтернативные варианты импорта товара в РФ или адаптироваться к новым требованиям ввоза товара привычным способом. Вместе с тем некоторые варианты, к которым прибегают импортеры, например непредставление сертификата происхождения товара, могут повлечь неблагоприятные финансовые последствия для импортера.

Так, при импорте товара на территорию РФ таможенные органы требуют подтвердить, что товар происходит из страны, на которую не распространяются действия вышеуказанных постановлений Правительства РФ № 788 и № 2240. Если по каким-либо причинам сертификат не предоставляется, то таможенные органы в таком случае считают, что страна происхождения не подтверждена и товар произведен недружественной страной, следовательно, к таким товарам должны быть применены повышенные ставки ввозных пошлин (а это от 15 до 50%). Такой подход применим, даже если фактически товары не были изготовлены на территории недружественных стран, но данный факт не подтвержден до­кумен­тально. В таких случаях действует презумпция происхождения товара из недружественных стран.

Эта проблема актуальна для российских компаний еще и в случае, когда поставщики из дружественных стран, опасаясь санкционных рисков со стороны стран ЕС, США и других, отказываются оформлять сертификаты происхождения. В результате у импортера отсутствует возможность доказать «дружественность» страны происхождения товара, и таможня начисляет пошлины также по максимальной ставке. Наиболее часто такая ситуация наблюдается с товарами, импортируемыми из Китая, Индии, а также Узбекистана.

Сертификат происхождения подлежит оформлению на каждую партию, при этом таможня проверяет, чтобы в документе был указан российский получатель и страна назначения — Россия. Если данные не совпадают, сертификат могут не принять, но в некоторых случаях вместо сертификата можно представить декларацию происхождения, однако для товаров, подпадающих под повышенные пошлины, этот механизм работает хуже и исключительно на усмотрение таможенных органов.

Таможня имеет право проводить проверки в отношении корректного начисления таможенных пошлин в течение трех лет и в случае выявления нарушений требовать соответствующей доплаты. При определенных условиях сроки проверки могут быть существенно увеличены.

Арбитражная практика

Арбитражными судами сформирована однозначная практика по подобным спорам: решения таможни о доначислении таможенных пошлин и в некоторых случаях о привлечении к административной ответственности признают действительными. Так, если товар попадает под преференциальный режим, а также под действие постановления Правительства РФ № 2240, необходимо представление двух сертификатов о происхождении товаров (преференциального и непреференциального). В случае непредставления непреференциального сертификата о происхождении товара подлежат применению ставки ввозной таможенной пошлины, установленные постановлением Правительства РФ № 2240 (решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.12.2024 по делу № А40-174752/24-93-1262). В случае невозможности подтвердить происхождение товара (документы отсутствуют или не соответствуют определенным требованиям) необходимо применять таможенные ставки, предусмотренные постановлением Правительства РФ № 2240. К такому выводу пришел суд (решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2025 по делу № А40-284333/24-84-1937). А «незнание закона не освобождает от ответственности», тем более если это постоянно действующие участники внешнеэкономической деятельности (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда № 20АП-5059/2024 по делу № А68-3155/2024).

Позиция подтверждается и Верховным судом РФ: если место происхождения товара не подтверждено, к товару применяются меры защиты внутреннего рынка, а именно наибольшая ставка пошлины (Определение Верховного суда РФ от 04.04.2024 № 307-ЭС24-4675 по делу № А56-113032/2022).

Перечень товаров из недружественных стран не является закрытым и претерпевает изменения в сторону его расширения, а ставки на импортируемый товар из недружественных стран продолжают расти. Так, 22 апреля 2025 г. было утверждено постановление Правительства РФ № 529 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2022 г. № 2240», которым в отношении импорта отдельных видов парфюмерно-косметической продукции из всех недружественных государств, за исключением Венгрии, Словакии, Республики Корея и Франции, а также Италии, по некоторым позициям по 31 декабря 2025 г. включительно, устанавливаются повышенные ставки ввозных таможенных пошлин — 20 и 35% соответственно.

Последствия данной меры уже можно видеть на ценниках в косметических магазинах, а на сайтах дистрибьютеров иностранной косметики публикуются уведомления о скором повышении цен в связи с резким кратным повышением ввозных таможенных пошлин. Таким образом, введенные меры повлияли не только на правовое положение и деятельность импортеров, но и финансово отразились на конечных потребителях.

Система международных платежей

Введение санкционных ограничений существенно изменило и систему международных платежей. Импортеры переориентировались на альтернативные способы осуществления оплаты иностранным поставщикам. Одним из самых распространенных на сегодняшний день способов расчетов по контрактам ВЭД являются платежи с привлечением платежных агентов.

Платежный агент — это финансовый посредник между импортером и зарубежным поставщиком, самостоятельная компания, которая через свои счета проводит платежи от импортера в другую страну. Платежные агенты только переводят денежные средства и не являются самостоятельным участником сделки между российским импортером и иностранным лицом.

Использование альтернативного способа трансграничных расчетов с привлечением платежного агента вызвало большое количество споров о необходимости включения агентского вознаграждения в таможенную стоимость товаров в целях корректного декларирования.

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости контракта к стоимости товара, фактически уплаченной или подлежащей уплате, в качестве дополнительных начислений добавляются расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, в том числе на вознаграждение посредникам (агентам), за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание по его представлению за пределами таможенной территории ЕАЭС услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров (п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС).

Механизм добавления расходов на вознаграждение посредникам в таможенную стоимость раскрыт в Положении о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, утвержденном Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.07.2014 № 112 (далее — Положение).

Согласно Положению посредник — это тот, кто за вознаграждение совершает по поручению другого лица юридические и иные действия по закупке или продаже товаров от имени этого другого лица либо от своего имени, но всегда за счет этого другого лица, будь то поиск продавцов или покупателей товаров; формирование заказов на поставку товаров; получение образцов товаров; содействие в ведении переговоров; отслеживание поступления оплаты и др.

Таким образом, платежный агент, как правило, не может рассматриваться в качестве полноценного посредника в понимании, описанном в Положении, поскольку функции платежного агента обычно связаны исключительно с техническим обеспечением перечисления денежных средств.

Свою позицию на этот счет уже высказали и Минфин России, и ФТС России. Вопрос включения в таможенную стоимость товаров расходов на вознаграждение платежному агенту должен рассматриваться через анализ необходимости включения таких расходов, указал Минфин России в письме от 01.11.2024 № 27-01-21/106988. Если агент действует лишь как «технический» канал перечисления денежных средств, а продавец не ставит привлечение платежного агента условием продажи товаров, то вознаграждение платежного агента не подлежит включению в таможенную стоимость товаров.

ФТС уточнила, что если платежный агент действует в интересах продавца, то расходы на вознаграждение агенту добавляются в таможенную стоимость как агентское вознаграждение. Если платежный агент действует в интересах покупателя, то такие расходы не считаются расходами, прямо или косвенно причитающимися продавцу. Следовательно, они не будут частью цены, фактически уплаченной за товар и их не включают в таможенную стоимость товаров.

О чем говорит судебная практика

Судебная практика по данному вопросу, в отличие от случаев доначисления таможенных пошлин на товары из недружественных стран, не однозначна, можно найти решения, вынесенные как в пользу импортера, так и в пользу таможенных органов.

Судами трех инстанций по делу № А40-21745/2023 было признано недействительным решение таможенного органа об использовании резервного метода определения таможенной стоимости и о включении вознаграждения агента в таможенную стоимость товаров. Сумма перевода денежных средств за оплату товара превышала сумму, выставленную продавцом в инвойсе, на 1,3%. В приложениях к контракту указано, что оплата по контракту возможна третьим лицом. Суды посчитали, что платежный агент является посредником по закупке в понимании Положения, при этом его вознаграждение не подлежит включению в таможенную стоимость, поскольку не является затратами продавца, а расчеты с участием платежного агента подтверждены документально.

Если агент и продавец зарегистрированы по одному адресу и являются взаимосвязанными лицами, то такой агент не только является платежным агентом, но и действует в интересах продавца, в связи с чем вознаграждение агента подлежит включению в таможенную стоимость ввезенных товаров (посчитали суды трех инстанций по делу № А40-19213/2023).

Позиции судов первой и апелляционной инстанций по вопросу не совпали при рассмотрении дела № А41-69680/2024. Так, суд первой инстанции, признав законным решение таможенного органа о включении вознаграждения агента в таможенную стоимость товаров, указал, что, поскольку оплата через агента установлена в контракте, агент является стороной контракта, а агентское соглашение — одной из сделок, направленных на приобретение товаров. При этом агент в любом случае действовал в интересах продавца, поскольку лишился бы вознаграждения, если бы не перечислил последнему оплату. Суд апелляционной инстанции, напротив, пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае приобретение товара не связано с услугами платежного агента, поскольку со стороны продавца товаров отсутствуют требования по заключению покупателем товаров и иными заинтересованными лицами дополнительных до­гово­ров, предусматривающих оплату товаров через платежных агентов, указанных продавцом. Заключение агентского до­гово­ра с платежным агентом произошло по инициативе самого покупателя в связи с трудностями перечисления оплаты напрямую продавцу и не являлось обязательным условием договора поставки.

Во избежание споров с таможней по вопросу включения агентского вознаграждения в таможенную стоимость уже выработаны некоторые рекомендации, вот некоторые из них:

  • включать в контракт ВЭД условие о том, что сторонами привлекается третье лицо для осуществления платежей, указывать, в чьих интересах оно действует и как влияет привлечение агента на условия поставки;

  • при осуществлении платежа в пользу платежного агента необходимо обеспечить возможность идентификации такого платежа с договором поставки, в идеале — запросить у поставщика письменное подтверждение получения оплаты за товар;

  • при необходимости отражать агентский договор в документах при таможенном оформлении.

Выводы

Таким образом, введение повышенных таможенных ставок в отношении товаров из недружественных стран привело к увеличению попыток скрыть или изменить информацию о стране происхождения, а новый способ платежей с привлечением агентов вызывает вопросы при расчете таможенной стоимости товаров. Все это кратно увеличило количество споров с таможенными органами и исков о признании незаконными соответствующих решений таможни. Анализ решений демонстрирует, что суды прежде всего руководствуются экономическими интересами Российской Федерации, поэтому рассмотренные в данной статье постановления правительства, предусматривающие повышенные ставки ввозных таможенных пошлин, применяются, даже если происхождение товара надлежащим образом не подтверждено, а в отношении вознаграждения платежного агента говорить о сформировавшемся однозначном подходе в судебной практике пока рано. Вместе с тем действие повышенных ставок является срочным, они применяются до 31 декабря 2025 г. и в дальнейшем могут быть отменены, продлены или пересмотрены соответственно, а работу с привлечением платежных агентов, возможно, упростят дальнейшие разъяснения ведомств.