Налоговый мониторинг станет доступнее

| статьи | печать

ФНС России недавно отчиталась, что к 2025 г. к системе налогового мониторинга было подключено 737 компаний из 20 различных отраслей экономики. По сравнению с 2024 г. количество участников увеличилось на 30%. Во многом столь показательному росту способствовало как недавнее снижение порогов по доходам и активам с 1 млрд до 800 млн руб. и по сумме уплачиваемых налогов ― с 100 млн до 80 млн руб., так и обязательное вступление в режим отдельных категорий налогоплательщиков ― пользователей мер государственной поддержки (например, участников соглашения о защите и поощрении капиталовложений, далее ― СЗПК).

Судя по последним поправкам, предложенным Минфином России в составе законопроекта о реализации отдельных направлений налоговой политики, налоговая служба планирует еще больше расширить периметр потенциальных кандидатов для налогового мониторинга.

Предлагается существенно снизить стоимость «входного билета»: вместо необходимости соответствовать всем трем суммовым критериям для перехода на мониторинг, будет достаточно соблюсти лишь один из них.

В то же время, повышая доступность инструмента, власти планируют расширить основания для досрочного прекращения мониторинга.

«Входной билет»

По действующим правилам, кандидат на присоединение к налоговому мониторингу должен одновременно соответствовать следующим условиям:

  • совокупная сумма уплаченных налогов за прошлый год — не менее 80 млн руб.;

  • суммарный объем доходов по данным бухгалтерской отчетности за прошлый год — не менее 800 млн руб.;

  • совокупная стоимость активов на 31 декабря прошлого года — не менее 800 млн руб.

Законопроектом предлагается разрешить подавать заявление на присоединение к налоговому мониторингу при соответствии хотя бы одному из указанных условий.

Планомерное снижение числовых порогов позволит вступить в режим тем компаниям, которые заинтересованы в расширенном онлайн-взаимодействии с налоговыми органами и обладают техническими возможностями для выполнения требований регулятора, но в силу текущих ограничений не могут присоединиться к нему.

Расширение перечня контрольных мероприятий в рамках налогового мониторинга

Налоговый мониторинг в большинстве своем предполагает удаленное онлайн-взаимодействие с проверяющими.

Поправками предлагается разрешить в рамках мониторинга проведение некоторых, в большей степени свойственных традиционным проверкам, мероприятий:

  • выемки документов и предметов;

  • осмотра — сейчас осмотр в рамках мониторинга возможен при проверке декларации по НДС, в которой заявлено возмещение налога, а также при выявлении некоторых несоответствий в поданной декларации по НДС, поправки предлагают расширить возможности для проведения осмотра на следующие случаи:

  • выявление противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации), либо выявление несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа;

  • установление налоговым органом фактов, свидетельствующих о неправильном исчислении (удержании), неполной и/или несвоевременной уплате налогов, сборов, страховых взносов;

  • при проверке в рамках налогового мониторинга фактических затрат участника СЗПК, по которым предусмотрено предоставление мер государственной поддержки.

Проведение осмотра уже допускается в рамках налогового мониторинга на основании п. 3 ст. 105.29 НК РФ, текущим законопроектом вносятся лишь уточняющие формулировки.

Что касается выемки, то на практике она, как правило, проводится в случаях, когда у налогового органа имеются опасения в том, что документы могут быть уничтожены налогоплательщиком. Учитывая, что участниками налогового мониторинга являются представители крупного бизнеса с высокой деловой репутацией, уровнем зрелости налогового учета и внутреннего контроля, высоким качеством процессов, маловероятно, что выемка будет массово проводиться в отношении участников налогового мониторинга.

Налоговый мониторинг при правопреемстве

В соответствии с действующими положениями НК РФ государственная регистрация прекращения организации в связи с реорганизацией является основанием для досрочного прекращения мониторинга.

Поправки предусматривают возможность правопреемнику продолжить участие в мониторинге:

  • срок проведения налогового мониторинга не будет прерываться при реорганизации компании в случае вступления правопреемника в налоговый мониторинг;

  • правопреемнику участника налогового мониторинга не нужно будет соблюдать суммовые критерии;

  • если предоставленные ранее реорганизованной организацией сведения неактуальны для правопреемника, то их необходимо актуализировать в течение одного месяца с даты реорганизации (в противном случае, если налоговый орган обнаружит, что ранее предоставленные сведения не актуальны для правопреемника, то мониторинг будет прекращен досрочно).

Законопроектом также предлагаются многочисленные поправки в статьи НК РФ, позволяющие обеспечить непрерывность мониторинга для правопреемника (например, в части получения мотивированного мнения и проведения взаимосогласительной процедуры).

Налоговый мониторинг участников СЗПК

Напомним, участники СЗПК должны вступить в налоговый мониторинг в обязательном порядке.

Особенность налогового мониторинга для участников СЗПК заключается в том, что налоговый орган проверяет не только правильность исчисления налогов, сборов и страховых взносов, но и фактические затраты, по которым предусмотрено предоставление мер государственной поддержки.

Для этого участник СЗПК должен предоставить в течение первого года проведения налогового мониторинга доступ к соответствующим документам за период с даты заключения СЗПК.

Поправками предлагается расширить период, за который должны быть представлены документы — это будет период, начинающийся с наиболее ранней из дат:

  • дата принятия решения об утверждении бюджета на капитальные расходы;

  • дата принятия решения об осуществлении инвестиционного проекта;

  • дата заключения СЗПК.

Досрочное прекращение налогового мониторинга

Поправки предлагают дополнить перечень оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга.

Так, налоговый мониторинг будет досрочно прекращаться в следующих случаях:

  • выявление факта неактуальности сведений о правопреемнике реорганизованного участника налогового мониторинга;

  • несоответствие регламента информационного взаимодействия, информационных систем или системы внутреннего контроля требованиям ФНС России;

  • систематическое (два раза и более за период проведения налогового мониторинга) нарушение порядка и сроков доступа к информационным системам организации, утвержденных ФНС России.

Если поправки будут приняты в текущем виде, то участникам налогового мониторинга будет необходимо уделить должное внимание состоянию своих информационных систем и систем внутреннего контроля и вовремя их актуализировать в случае изменения требований ФНС России.

По опыту компании, с несоответствием сталкиваются организации, которые не уделяют должного внимания реальному состоянию систем внутреннего контроля в ходе оценки своей готовности к вступлению в режим налогового мониторинга. В связи с тем, что ранее ФНС России не рассматривала несоответствие по системе внутреннего контроля в качестве основания для исключения из налогового мониторинга, вполне возможно, что на первых порах будет применяться подход «исправление ошибок», то есть после первичного аудита участнику налогового мониторинга дадут время на внесение исправлений, а исключение из режима налогового мониторинга может применяться уже при повторных нарушениях.

При этом, вероятнее всего, подход ФНС России будет строиться на существенности критериев. В первую очередь повышенное внимание будет уделяться критериям, связанным с информационными системами, рисками и контрольными процедурами. Также одним из важных направлений аудита может стать оценка расхождений между положением компании по системе внутреннего контроля, Приложением 18 к приказу ФНС России № ЕД-7-23/518@ и фактической реализацией системы внутреннего контроля. Итоговый подход к применению новой нормы, скорее всего, будет определяться на уровне внутренних процедур ФНС России.