На рассмотрение Госдумы поступил законопроект, которым вносятся изменения в Земельный кодекс с целью предотвращения злоупотреблений и утечек информации о персональных данных участников торгов (законопроект № 872935-8). Эксперты по просьбе «ЭЖ-Юрист» обсуждают предложенные меры.
Номера заявок вместо сведений об участниках: как новые поправки в Земельный кодекс защитят участников земельных аукционов
Комментарий эксперта
Законопроект направлен, с одной стороны, на гармонизацию регулирования в сфере проведения аукционов, предметом которых являются объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, а с другой, — на обеспечение безопасности участников процесса и ограничение распространения их персональных данных.
Проект федерального закона предлагает внести изменения в ст. 39.12 и 39.13 ЗК РФ, регулирующие порядок проведения аукционов по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
Законопроект предусматривает, что в публичном доступе будут размещаться только сведения о лицах, не допущенных к участию в аукционе. При этом информация об участниках, допущенных к аукциону, не будет публиковаться по его итогам — вместо фамилий и имен будет указываться только присвоенный заявкам номер. Информация о победителе аукциона в случае, если им является физическое лицо, также будет публиковаться в ограниченном объеме: только имя, а не полные фамилия, имя и отчество, как это предусмотрено в действующей редакции Земельного кодекса.
Напомним, что в действующей редакции ЗК РФ непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений является основанием для недопуска заявителя к участию в аукционе (подп. 1 п. 8 ст. 39.12 ЗК РФ).
Вместе с тем поправки регулируют объем размещения информации об участниках, допущенных к аукциону, и соответствующих поправок в подп. 1 п. 8 ст. 39.12 ЗК РФ не требует.
Как отмечают авторы законопроекта, подобный механизм уже применяется в рамках ст. 15 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ и п. 32 постановления Правительства РФ от 27.08.2012 № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме». Согласно этим нормам, при проведении аукционов по продаже государственного и муниципального имущества используется открытая и закрытая части электронной площадки. В открытой части размещается информация только о лицах, не допущенных к участию в аукционе. Остальные сведения и протоколы публикуются в закрытой части, и даже лица, допущенные к участию в аукционе, не имеют доступа к полному перечню других участников.
В настоящий момент, как подчеркивается в пояснительной записке, при проведении аукционов в отношении земельных участков в соответствии с ЗК РФ все протоколы размещаются в открытой части площадки. Это делает информацию обо всех участниках доступной для неопределенного круга лиц. А это, в свою очередь, может привести к распространению персональных данных — действиям, направленным на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (п. 5 ст. 3 Закона о персональных данных).
По мнению законодателей, такая публичность может привести к злоупотреблениям: заинтересованные лица получают возможность оказывать давление на других участников с целью устранения конкурентов либо подавать заявки исключительно ради получения вознаграждения за последующий отказ от участия.
Предлагаемые изменения, по нашему мнению, позволят повысить безопасность участников аукциона, предотвратить потенциальные злоупотребления и ограничить распространение их персональных данных. Кроме того, применение единого подхода к проведению аукционов в отношении объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обеспечит большую правовую определенность и упростит участие для заинтересованных лиц.
Комментарий эксперта
Изменения предлагается внести в две статьи Земельного кодекса: ст. 39.12 ЗК РФ, которая регулирует порядок проведения аукциона по продаже или передаче в аренду публичных земельных участков и в ст. 39.13 ЗК РФ, которая касается вопросов проведения таких торгов в электронной форме. Эти поправки коснутся набора сведений, подлежащих публикации в протоколах торгов и порядка их публикации на электронной площадке:
-
в ст. 39.12 ЗК РФ хотят закрепить требование о размещении сведений о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, не позднее чем на следующий день после подписания протокола. Кроме того, вместо публикации сведений об участниках аукциона в протоколах допуска нужно будет указывать только номер поступившей заявки;
-
в ст. 39.13 ЗК РФ обязательность публикации протокола рассмотрения заявок на электронной площадке хотят заменить на публикацию информации о недопущенных заявителях.
Основная цель предложенных поправок — охрана персональных данных участников торгов.
Законопроектом предлагается распространить правила, используемые при организации торгов в отношении продажи имущества на случаи проведения торгов по продаже или передаче в аренду публичных земельных участков. В частности, речь идет о том, что в торгах в отношении имущества часть информации об участниках торгов публикуется на закрытой части электронной площадки и недоступна широкому кругу лиц. При проведении торгов в отношении земли протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе публикуют на электронной площадке в открытом доступе в силу положений ЗК РФ. В результате широкому кругу лиц становится доступна персональная информация об участниках торгов.
В большинстве случаев проведения подобных аукционов заявителями выступают физические лица, которые могут в том числе находиться постоянно на испрашиваемых участках.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что с учетом открытости сведений об участниках возможны злоупотребления со стороны заинтересованных лиц, давление на участников аукциона. Отмечается, что имеются сведения о том, что в разных регионах на подобных аукционах регулярно появляются одни и те же участники, которые используют персональные данные участников, подавших заявление о предоставлении участка, в целях получения вознаграждения за отказ от участия в торгах. Кроме того, по текущим требованиям ЗК РФ в протоколе о результатах аукциона подлежат указанию сведения, в том числе являющиеся персональными данными, вследствие чего происходит несанкционированное распространение персональных данных.
Вопрос о допустимости распространения персональных данных участников аукционов уже поднимался в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2024 № 09АП-39724/2024 по делу № А40-10429/2024). Однако с учетом наличия в ЗК РФ положения об обязательном раскрытии персональной информации при проведении аукционов, суды признавали такое раскрытие законным. В данном деле суд также указал на то, что допускается обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом (п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных).
Более того, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает, что не требуется согласие на обработку персональных данных при размещении информации в ЕИС госзакупок.
Таким образом, в данной части законопроект устанавливает более высокие стандарты защиты персональных данных, чем это предусмотрено иными законами, в том числе в части законодательства о закупках.
Представляется все же, что законопроект будет скорректирован, так как с 31.03.2025 в силу вступили изменения в ст. 39.12 ЗК РФ, внесенные Федеральным законом от 28.12.2024 № 538-ФЗ (далее — Закон № 538-ФЗ).
Законом № 538-ФЗ из текста протокола о результатах аукциона были исключены сведения о месте жительства физического лица — победителя аукциона и участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона. Законопроект же предлагает не указывать в таких ситуациях сведения о местоположении юридического лица, а в отношении участников — физических лиц вместо текущей формулировки «фамилия, имя, отчество (при наличии)» предлагается указывать «имя физического лица».
Естественно, что подготовка законопроекта была завершена гораздо раньше его официальной регистрации в ГД РФ, в связи с чем его текущая редакция предлагает внесение отдельных изменений, которые уже были внесены Законом № 538-ФЗ и вступили в силу.
Комментарий эксперта
Планируемые к принятию изменения вносятся в статьи, которые регулируют отношения по проведению аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды в отношении таких земельных участков.
Комментируемые изменения направлены на унификацию правил проведения аукционов по продаже публичных земельных участков (или права на заключение договоров аренды с такими объектами) с правилами проведения аукционов в отношении иного публичного имущества. При этом при разработке законопроекта учтено то обстоятельство, что аукционы по продаже земельных участков и аукционы на право заключения договора аренды земельных участков проводятся в электронной форме с опубликованием результатов аукциона в открытом доступе в сети Интернет.
Несмотря на кажущуюся со стороны «незначительность» предлагаемых изменений, при их принятии и вступлении в силу правила проведения аукционов повлияют на данную процедуру.
Прежде всего, изменения в ст. 39.12 и 39.13 направлены на нивелирование возможности недобросовестным участником аукциона незаконно использовать персональные данные других участников аукциона, а также неправомерно оказывать на них давление. Именно в данных целях изменяется п. 15 ст. 39.12 ЗК РФ: вводится правило о публикации сведений о присвоенных номерах заявок участников аукциона, а не их персональных данных, как предусмотрено действующей редакцией нормы. Для достижения указанной цели законопроект также предусматривает, что в публикации протокола о результатах аукциона указываются только данные о победителе и лице, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, а не данные всех участников аукциона, как предусмотрено действующей редакцией п. 15 ст. 39.12. ЗК РФ.
Законопроект, на наш взгляд, заслуживает положительной оценки, так он оптимизирует процедуру проведения аукционов, исключая возможности для недобросовестного использования ставших известными из открытых публикаций сведений об участниках аукциона, при этом не снижая гарантий независимости проведения самого аукциона и возможностей защиты прав лиц, которые полагают, что такой аукцион проведен с нарушением процедуры, вследствие чего является незаконным и подлежит отмене.