Микрофинансирование стремительно набирает популярность, как быстрый и доступный источник средств для малого и среднего бизнеса. На фоне цифровизации и упрощенных процедур все больше предпринимателей обращаются к микрофинансовым организациям (МФО). Но вместе с ростом проявляются и риски: усиливается давление на традиционные источники капитала, возрастает долговая нагрузка на компании. Рынок микрозаймов выходит за рамки точечной поддержки и рискует занять более заметное место в системе кредитования — при этом оставаясь более уязвимым к внешним экономическим колебаниям.
Согласно данным Банка России в 2024 г., на конец 2024 г. услугами МФО воспользовались 75 тыс. представителей малого и среднего бизнеса. За отчетный период количество заемщиков в этом сегменте увеличилось на 25%. Наибольшая динамика роста (+33,4%) зафиксирована среди индивидуальных предпринимателей. Число самозанятых заемщиков выросло на 19,2%, а юридических лиц — на 9%.
При этом, несмотря на абсолютный рост, доля бизнес-микрозаймов в общем портфеле МФО продолжила сокращаться — с 19% в конце 2023 г. до 16% на 31.12.2024. Эта динамика связана с более быстрым расширением потребительского сегмента.
Коммерческие МФО показали особенно высокие темпы роста: их объем кредитования бизнеса за год составил 73,2 млрд руб., увеличившись на 54% по сравнению с 2023 г.
В результате их доля в общих выдачах впервые превысила показатель государственных МФО, достигнув 56% (прирост +11 п.п. за год).
Параллельно растет популярность онлайн-решений: более 50% микрозаймов бизнесу в 2024 г. были оформлены дистанционно.
Общий объем онлайн-выдач предпринимателям составил 66,5 млрд руб., что на 58% больше, чем годом ранее.
В структуре портфеля доля таких займов достигла 18%. Средний размер онлайн-микрозайма в коммерческих МФО остается существенно ниже, чем в офлайн-сегменте, составив 584 тыс. руб.
Рост цифровизации способствует увеличению числа заемщиков МФО среди поставщиков крупных маркетплейсов. Упрощенная и ускоренная процедура получения микрозаймов делает их востребованными среди ИП, самозанятых и владельцев микробизнеса, которым необходимы небольшие суммы на пополнение оборотных средств.
Государственные микрофинансовые организации также активно развивают дистанционные услуги, однако пока доля онлайн-микрозаймов в их портфеле остается крайне низкой — менее 1% от общего объема выдач.
Помимо микрозаймов, МФО также предоставляют бизнесу другие виды кредитных продуктов. В 2024 г. общий объем таких займов достиг 106,9 млрд руб. Средний размер кредита в данном сегменте значительно превышает показатели микрозаймов, составив 12,1 млн руб.
Государственные МФО выдают предпринимателям более крупные суммы финансирования — в среднем 14,7 млн руб. против 12 млн руб. у коммерческих организаций. Такие займы позволяют бизнесу реализовывать масштабные проекты, включая инвестиции в недвижимость, модернизацию производства и приобретение высокотехнологичного оборудования.
Ряд МФО разработали специализированные кредитные продукты для компаний, участвующих в госзакупках, такие как финансирование залоговых обязательств и авансирование исполнения контрактов в период ожидания банковского кредита. В условиях трансформации экономики эти решения помогают бизнесу не только поддерживать непрерывность производственных циклов, но и оперативно реализовывать инвестиционные проекты, включая выпуск стратегической импортозамещающей продукции, играя тем самым важную роль в адаптации предприятий к изменившимся рыночным условиям.
Анализ структуры крупных займов показывает, что 69% договоров заключены на суммы от 5 млн до 15 млн руб., обеспечивая 29% совокупного объема кредитования. При этом почти половина выданных средств (47,1%) приходится на займы размером более 40 млн руб.
В 2024 г. МФО значительно увеличили привлечение ресурсов: банковское финансирование выросло в 4,2 раза, до 81,7 млрд руб. На втором месте по объему заимствований — средства юридических лиц, в основном связанных с МФО. Доля частных инвестиций составила 5,1 млрд руб. за год.
Доля просроченной задолженности в сегменте предпринимательского финансирования по итогам 2024 г. составила 4,5%, снизившись на 0,7 п.п. по сравнению со значением на конец 2023 г.
Наблюдается последовательное улучшение качества кредитных портфелей МФО. При этом государственные организации сохраняют значительное преимущество — их показатели просрочки в среднем вдвое лучше, чем у коммерческих конкурентов.
Условия займов для компаний
Весной 2025 г. регулятор (Банк России) инициировал комплексное исследование рынка, в котором приняли участие 151 МФО (108 государственных и 43 коммерческих). Результаты этого опроса, представленные ниже, дают актуальную картину развития бизнес-направления в микрофинансовой отрасли.
Уровень процентных ставок по займам значительно варьировался в зависимости от типа МФО: в 2024 г. средневзвешенная ставка государственных организаций составляла 7% годовых, тогда как коммерческие МФО предлагали займы под 46% годовых.
Государственные микрофинансовые организации преимущественно работали в рамках программы господдержки МСП, ориентируясь на заемщиков из социально значимых отраслей. Бюджетное субсидирование процентных ставок позволяло поддерживать их на доступном для бизнеса уровне.
Коммерческие МФО, формирующие кредитный портфель за счет собственных и привлеченных средств, устанавливали существенно более высокие ставки по займам, что отражало рыночные условия финансирования.
Предприниматели чаще всего оформляют кратко- и среднесрочные займы. В портфеле коммерческих МФО преобладают кредиты сроком до полугода.
В 2024 г. 62% выданных средств получили торговые компании, в основном работающие в сфере электронной коммерции. Для этого сегмента характерны высокая оборачиваемость капитала, короткие финансовые циклы и постоянная потребность в оборотных средствах.
Таким заемщикам критически важны скорость получения средств, простота оформления и гибкость условий погашения. Более высокие ставки не снижают привлекательности этих продуктов, поскольку они используются для оперативного управления финансами, а не для долгосрочных вложений.
Государственные МФО, в отличие от коммерческих, преимущественно работают с традиционными секторами экономики, часто имеющими региональную специфику. Основными заемщиками выступают предприятия строительной отрасли, транспортно-логистического комплекса, производители потребительских товаров, пищевой промышленности и сельскохозяйственные предприятия.
Для этих отраслей характерны продолжительные производственные циклы, что определяет потребность в более долгосрочном финансировании — от одного года до трех лет. На такие займы приходится подавляющее большинство (93,3%) кредитных операций государственных микрофинансовых организаций.
Цели и отраслевая структура заемщиков
В 2024 г. основная часть займов, выданных МФО бизнесу (около 72%), была направлена на пополнение оборотного капитала. Также предприниматели активно привлекали финансирование для других целей: выполнения контрактных обязательств, закупки оборудования и модернизации производства, приобретения транспортных средств, а также обеспечения участия в конкурсных процедурах и тендерах.
Бизнес чаще всего обращался в МФО за займами для пополнения оборотного капитала. Другими популярными целями кредитования стали: запуск новых проектов, расширение географического присутствия (открытие магазинов и филиалов), диверсификация деятельности (расширение ассортимента) и приобретение коммерческой недвижимости.
Значительную долю в кредитном портфеле МФО заняли займы поставщикам крупных маркетплейсов. Основными заемщиками в этом сегменте выступили индивидуальные предприниматели и малые предприятия, специализирующиеся на продаже электроники, бытовой техники, зоотоваров, фармацевтической продукции, мебели, строительных материалов и продуктов питания.
Микрофинансовые организации в 2024 г. преимущественно кредитовали торговые предприятия, при этом значительная часть средств направлялась на поддержку импортозамещающих производств. Особое внимание уделялось проектам в машиностроении, производстве оборудования, медицинской техники и фармацевтической продукции, а также предприятиям химической, нефтехимической и пищевой промышленности.
Активное развитие цифровых технологий и адаптация кредитных продуктов позволили МФО наращивать объемы финансирования малого и среднего бизнеса. Благодаря внедрению современных сервисов, займы МФО стали важным финансовым инструментом, помогающим предпринимателям адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям и развивать свой бизнес.
На этом фоне власти предпринимают шаги по расширению возможностей МФО: 9 апреля 2025 г. в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий увеличение предельной суммы микрозайма, который микрофинансовые организации (МФО) могут предоставлять бизнесу, — с 5 млн до 15 млн руб. Такая мера направлена на расширение возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) по привлечению заемных средств, дифференциацию внутренних источников капитала и поддержку роста реального сектора экономики.
Динамика активного роста займов бизнесу со стороны МФО, несомненно, поддерживает предпринимательскую активность и помогает малому и среднему бизнесу справляться с текущими экономическими вызовами. Однако, по мнению экспертов, важно учитывать, что увеличение доли МФО в системе кредитования может повлечь за собой перераспределение кредитной нагрузки и создание новых рисков для сектора. Чтобы обеспечить устойчивый рост и минимизировать возможные негативные последствия, необходимо усиление контроля за условиями кредитования и развитие альтернативных механизмов финансирования.
Объем выдач и портфель займов для бизнеса
Период |
Портфель займов бизнесу (на конец квартала), млрд руб. |
Объем выданных займов бизнесу, млрд руб. |
31.12.2021 |
62,9 |
14,3 |
31.03.2021 |
62,8 |
10,8 |
30.06.2022 |
67,7 |
18,8 |
30.09.2022 |
68,5 |
14,1 |
31.12.2022 |
74,0 |
26,9 |
31.03.2023 |
74,0 |
17,5 |
30.06.2023 |
74,5 |
26,2 |
30.09.2023 |
76,9 |
28,8 |
31.12.2023 |
82,2 |
32,9 |
31.03.2024 |
85,3 |
25,4 |
30.06.2024 |
89,1 |
31,2 |
30.09.2024 |
92,2 |
29,7 |
30.12.2024 |
101,5 |
43,3 |
Источник: ЦБ РФ