
Министр финансов России Антон Силуанов заявил о необходимости пересмотра бюджетного правила в условиях глобальных вызовов, включая торговые войны и волатильность нефтяных рынков. Основными приоритетами бюджетной политики до 2030 г. станут укрепление обороноспособности, поддержка граждан и технологический суверенитет. Эти меры, по словам главы Минфина, обеспечат устойчивость экономики к внешним потрясениям, включая падение цен на нефть, которые уже опустились ниже прогнозных 70 долл. за баррель.
Бюджетное правило в России необходимо настроить таким образом, чтобы минимизировать внешние риски, заявил министр финансов А. Силуанов. Он отметил, что отсечка по цене нефти в 60 долл., предусмотренная в действующем бюджетном правиле, вероятно, «не отвечает вызовам времени».
Выступая на коллегии Минфина, А. Силуанов сказал, что текущая ситуация в мире требует уделить особое внимание устойчивости государственных финансов к разным сценариям. Главным риском, по мнению министра, остается «разворачивание торговых войн» и снижение экспортных возможностей стран, в том числе России. «Поэтому какая задача? Настроить бюджетное правило для минимизации внешних рисков, а ликвидные активы ФНБ нужно довести до уровня трехлетнего бесперебойного финансирования расходных обязательств при стрессовом развитии ситуации на нефтяном рынке», — сказал он.
По его словам, вопрос несоответствия текущей отсечки бюджетного правила реалиям обсуждался на коллегии Минфина в минувшую среду. В ней, в частности, принимали участие председатель Банка России Эльвира Набиуллина, помощник президента Максим Орешкин, глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров.
Министр также отметил, что доходы бюджета от природной ренты нестабильны, и в будущем Минфин планирует выстраивать налоговую политику так, чтобы минимизировать влияние такого риска.
По его словам, сейчас структура доходов бюджетов бюджетной системы сбалансирована, в ней превалируют налоги на зарплаты (страховые взносы, НДФЛ) — 32% в общем объеме доходов. Налоги на потребление (НДС, акцизы, импортные пошлины, утильсбор) составляют 28% от общего объема доходов. Налоги на капитал (налог на прибыль, спецрежимы) составляют 16%, природная рента — около 16%.
Министр отметил, что доходы от природной ренты являются особенностью России и де-факто позволяют иметь более низкий уровень налогообложения по другим доходам, в первую очередь, доходам граждан — НДФЛ и имущественные налоги в РФ ниже, чем в среднем по странам ОЭСР.
В то же время, отметил А. Силуанов, Минфин понимает, что рентные доходы — нестабильный источник, и «на длинной дистанции будет сокращаться, если не исчерпается через некоторое время вовсе».
«Поэтому видим задачу Минфина с учетом неустойчивости рентных доходов в будущем выстраивать налоговую политику и администрирование с учетом минимизации этих рисков. В любом случае, на горизонте до 2030 г. базовые налоговые условия закреплены и останутся неизменными», — сказал он.
Министр также отметил, что необходимо приводить в соответствие с новыми реалиями и расходы. «Возможно ли это сделать? Да, придется где-то быть скромнее в наших желаниях, обеспечить большую отдачу на каждый бюджетный рубль», — сказал А. Силуанов.
По мнению опрошенных «ЭЖ» экспертов, пока министр финансов говорит только о том, что пришло время перенастроить бюджетное правило, чтобы минимизировать внешние риски. Главный из них — торговые войны, которые снижают экспортные возможности России. Но конкретики от А. Силуанова не последовало и пока непонятно: будет Минфин понижать планку или повышать либо предложит гибридный вариант. Очевидно только одно: Россия готовится к новым вызовам, и стране придется подстраиваться под эпоху дешевой нефти. И чем ниже цена — тем прижимистее становится бюджет.
ЦБ РФ может снизить оценку нейтральной ставки
Потенциальное снижение цены отсечения нефти в бюджетном правиле может стать фактором для пересмотра оценки уровня нейтральной ставки, которая сейчас составляет 7,5—8,5%. Об этом заявил советник председателя Центрального банка Кирилл Тремасов.
«Снижение цены отсечения — это, соответственно, фактор, заставляющий задуматься о некотором, возможно, более низком уровне оценки нейтральной ставки», — сообщил К. Тремасов.
Он напомнил, что нейтральная ставка, по сути, влияет на стоимость долгосрочных ресурсов в экономике. Центральный банк в июле 2024 г. повысил оценку нейтральной ставки с 6—7% до 7,5—8,5%. Это решение, как пояснил К. Тремасов, частично было связано с переходом к более мягкой бюджетной политике, включавшей повышение цены отсечения. В 2025 г. Банк России традиционно планирует уточнить оценку нейтральной ставки, отметил советник главы регулятора.
«Более консервативная, более сдержанная бюджетная политика — это фактор, снижающий оценку нейтральной ставки в экономике, а также уровень процентных ставок в целом. Для экономики это стабилизирующий механизм», — подчеркнул К. Тремасов. Он добавил, что такой подход будет оказывать дезинфляционное воздействие.
Сейчас Минфин продает накопленные в Фонде национального благосостояния средства, чтобы компенсировать недополученные нефтегазовые доходы. «Такая ситуация не может быть долгосрочной. Если цены на нефть действительно останутся ниже 60 долл. в течение продолжительного времени, то Фонд национального благосостояния рано или поздно исчерпается — там не так много осталось ликвидных средств», — отметил советник председателя ЦБ.
Приоритеты бюджетной политики
А. Силуанов в ходе выступления на просветительском марафоне «Знание. Первые» обозначил ключевые ориентиры бюджетной стратегии до 2030 г. Главными целями стали укрепление обороноспособности, социальная защита граждан и достижение технологического суверенитета. Эти задачи отражены в проекте федерального бюджета на 2025—2027 гг., представленном на заседании правительства.
Финансирование национальных проектов
В основу бюджета заложено выполнение 19 национальных проектов, направленных на реализацию целей развития, установленных президентом. На их мероприятия до 2030 г. планируется выделить свыше 40 трлн руб., что почти вдвое превышает объем финансирования в 2019—2024 гг. В 2025—2027 гг. на новые нацпроекты предусмотрено 5,7 трлн, 6,2 трлн и 6,3 трлн руб. соответственно.
Социальные обязательства
Приоритетом остается поддержка семей с детьми:
-
Общий объем «детского бюджета» на три года превысит 10 трлн руб., включая 4 трлн руб. на единое пособие для 10 млн граждан (от беременности до 17 лет).
-
1,7 трлн руб. направят на индексируемый материнский капитал, включая выплату остатков менее 10 тыс. руб.
-
1,7 трлн руб. выделят на улучшение жилищных условий семей.
Образование и инфраструктура
-
К 2030 г. построят 150 школ (более 90 млрд руб.) и 100 детских садов (22 млрд руб.).
-
Ежегодный капремонт школ получит 75 млрд руб. (60 млрд + 15 млрд дополнительно), а на ремонт детсадов направят 40 млрд руб. за три года.
-
Техникумы и кампусы мирового уровня получат 50 млрд и 140 млрд руб. соответственно.
Технологии и оборона
На технологическое лидерство и инфраструктуру заложено 6,1 трлн руб. на трехлетку. Значительные средства предусмотрены для оборонных задач, включая полное обеспечение спецоперации.
Поддержка регионов
-
Ежегодная финансовая помощь регионам составит 3,2 трлн руб., включая 1 трлн на нацпроекты.
-
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличат на 6% в 2025 г.
-
В рамках послания президента спишут 2/3 долга регионов по бюджетным кредитам (650 млрд руб. до 2027 г. и 1,1 трлн до 2029 г.) при условии направления средств на инфраструктуру. К 2030 г. госдолг регионов сократится до 14% от их доходов.
Фискальная стабильность
По словам А. Силуанова, бюджет сформирован с учетом «бюджетного правила», что обеспечит структурный баланс и нулевой первичный дефицит. Общий дефицит не превысит 1,1% ВВП к 2027 г. Его покроют заимствованиями (4,8—5,3 трлн руб. ежегодно), а госдолг сохранится на безопасном уровне — до 18% ВВП к 2027 г. Таким образом, бюджетная политика направлена на сочетание стратегических задач безопасности, технологического прорыва и социальной стабильности при сохранении макроэкономической устойчивости.
Третья форма валюты
Банк России практически готов к выпуску цифровых рублей, сообщил министр финансов. «На самом деле цифровой рубль — это третья форма нашей валюты. Есть наличные, есть безналичные карточки, и есть еще цифровой рубль. Центральный банк уже практически готов к выпуску цифровых рублей и для людей», — сказал А. Силуанов.
Министр выразил уверенность, что в следующем году они точно появятся. Напомним, ЦБ с 15 августа 2023 г. проводит пилот с реальными цифровыми рублями. Первый этап тестирования проходил при участии около 600 физических лиц из числа сотрудников 12 банков. Они тестировали открытие и закрытие цифровых кошельков, их пополнение и переводы между физическими лицами, автоматические платежи и переводы. 1 сентября 2024 г. пилот был расширен. Общее число участников с началом нового этапа увеличилось в несколько раз.
К сведению
Бюджетное правило вводится для снижения зависимости госбюджета от мировых цен на сырье, в частности на нефть. Минфин определяет цену на нефть (так называемую цену отсечения), на основе которой верстается бюджет. Если экспортеры продают сырье выше цены отсечения, то эти сверхдоходы поступают в ФНБ. Если цена падает, то Минфин, напротив, забирает из главной «кубышки» страны деньги, чтобы покрывать дефицит бюджета или обслуживать госдолг.
Нефтяные цены ускорили снижение с начала апреля на фоне введения торговых пошлин США, а также неожиданного решения ОПЕК+ повысить объемы добычи больше, чем ожидалось ранее. Страны — участницы объединения договорились с мая увеличить добычу на 411 тыс. барр. в сутки, что в три раза больше первоначально запланированного увеличения добычи на 135 тыс. барр. в сутки.
9 апреля цена российской нефти Urals упала ниже 50 долл. впервые с июня 2023 г. Минфин в марте сообщил, что ожидает среднюю цену нефти в 2025 г. ближе к 60 долл. за баррель вместо заложенных в бюджет 70 долл. Оценка Минэкономразвития еще ниже — 56 долл. за баррель.