Контроль за сделками с драгоценными металлами ужесточат

| статьи | печать

С 20 августа вступят в силу поправки к Закону № 115-ФЗ1, расширяющие перечень операций, подлежащих обязательному контролю. Теперь под него подпадают сделки с драгоценными металлами и камнями на сумму от 1 млн руб. между юридическими лицами, ИП, физлицами и банками. Какие еще изменения произойдут с этой даты, читайте в материале.


1 Федеральный закон от 21.04.2025 № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“» (далее — Закон № 115).

Комментарий эксперта

С 20 августа вступят в силу изменения в ст. 6 Закона № 115-ФЗ.

Законодатель расширяет перечень случаев переводов денежных средств, подлежащих обязательному контролю. Так, в него добавили операции, осуществляемые между юридическими лицами или ИП, а также между физическими лицами, юридическими лицами, ИП и кредитными организациями, по сделкам, связанным с покупкой или продажей драгоценных металлов.

Если сумма операций будет равна 1 000 000 руб. или превысит указанную сумму, тогда банк обязан передать сведения в Росфинмониторинг. Он, в свою очередь, будет проверять операции на соответствие требованиям Закона № 115-ФЗ.

В ходе проверки Росфинмониторинг может запросить у клиента банка информацию о совершаемой операции, ее характере и цели. В случае непредставления документов в совершении операции могут отказать.

Как отмечают разработчики в пояснительной записке к законопроекту, данные изменения связаны с появлением проблем в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. В частности, они отметили, что объем нелегально ввезенных в Российскую Федерацию драгоценных камней превышает в 82 раза объем драгоценных камней, правомерно используемых в качестве вставок в ювелирных изделиях; объем нелегального оборота ювелирных изделий составляет около 50%, драгоценных металлов — около 20%.

Помимо этого, из-под обязательного контроля исключены следующие операции:

  • получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

  • внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме.

Отмена обязательного контроля в отношении данных операций не отменяет необходимости их анализа на предмет наличия рисков их совершения в целях отмывания преступных доходов или финансирования терроризма.

По нашему мнению, изменения позволят повысить прозрачность операций по сделкам с драгоценными металлами и выявить подозрительные операции на ранней стадии.

Комментарий эксперта

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (Закон №115-ФЗ) — это основной нормативный акт, которым руководствуются банки и другие организации финансовой сферы при оценке транзакций клиентов на предмет отмывания денег и финансирования терроризма (ОД/ФТ), а также иной незаконной деятельности. Этот закон оперирует понятием «обязательного контроля», то есть обязанностью организаций-субъектов Закона №115-ФЗ проявлять повышенное внимание к определенным транзакциям. Если в ходе обязательного контроля выявляется подозрительная операция, то субъект Закона №115-ФЗ обязан отказать в проведении подобной операции и проинформировать Росфинмониторинг о своих подозрениях, а в случае отнесения Центральным Банком клиента к категории высокого риска — фактически заблокировать денежные средства на счете клиента.

В действующей редакции п. 1 ст. 6 Закона №115-ФЗ в перечне контролируемых транзакций содержатся операции (в обоих случаях на сумму от 1 млн руб.):

— с денежными средствами в наличной форме, перечень которых в текущей редакции закона включает в себя получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом,

— по внесению физическим лицом в уставный капитал организации наличных денежных средств.

С 20 августа из такого перечня эти операции будут исключены со вступлением в силу Федерального закона от 21.04.2025 № 88-ФЗ. При этом сам законопроект изначально посвящен внедрению обязательного контроля при совершении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями (ДМДК), а пояснительная записка к законопроекту требует введения такого контроля из-за значительного объема незаконных операций с ДМДК и легкостью их совершения.

Кроме того в пояснительной записке указывается, что прекращение обязательного контроля за такими операциями не отменяет необходимости их анализа на предмет наличия рисков их совершения в целях ОД/ФТ.

Можно предположить, что с распространением электронных средств платежа выдача наличных на основании чеков, выписанных нерезидентами, стала крайне редким явлением и практически не используется злоумышленниками в целях ОД/ФТ. Наоборот, внесение наличных денежных средств в уставный капитал организации — это частое явление, которое в подавляющем большинстве случаев совершается добросовестными плательщиками, а банки ведут постоянный контроль за операциями юридических лиц, в том числе, связанных с расходованием таких средств.

Необходимо также учитывать вероятность, что законодатели приняли решение вывести указанные операции из-под обязательного контроля специально, чтобы показать направленность закона не только на ужесточение контроля за оборотом ДМДК, но и на смягчение некоторых требований для субъектов Закона №115-ФЗ.