
Михаил Божор,
генеральный директор юридической фирмы «Афонин, Божор и партнеры»
Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (Закон №115-ФЗ) — это основной нормативный акт, которым руководствуются банки и другие организации финансовой сферы при оценке транзакций клиентов на предмет отмывания денег и финансирования терроризма (ОД/ФТ), а также иной незаконной деятельности. Этот закон оперирует понятием «обязательного контроля», то есть обязанностью организаций-субъектов Закона №115-ФЗ проявлять повышенное внимание к определенным транзакциям. Если в ходе обязательного контроля выявляется подозрительная операция, то субъект Закона №115-ФЗ обязан отказать в проведении подобной операции и проинформировать Росфинмониторинг о своих подозрениях, а в случае отнесения Центральным Банком клиента к категории высокого риска — фактически заблокировать денежные средства на счете клиента.
В действующей редакции п. 1 ст. 6 Закона №115-ФЗ в перечне контролируемых транзакций содержатся операции (в обоих случаях на сумму от 1 млн руб.):
— с денежными средствами в наличной форме, перечень которых в текущей редакции закона включает в себя получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом,
— по внесению физическим лицом в уставный капитал организации наличных денежных средств.
С 20 августа из такого перечня эти операции будут исключены со вступлением в силу Федерального закона от 21.04.2025 № 88-ФЗ. При этом сам законопроект изначально посвящен внедрению обязательного контроля при совершении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями (ДМДК), а пояснительная записка к законопроекту требует введения такого контроля из-за значительного объема незаконных операций с ДМДК и легкостью их совершения.
Кроме того в пояснительной записке указывается, что прекращение обязательного контроля за такими операциями не отменяет необходимости их анализа на предмет наличия рисков их совершения в целях ОД/ФТ.
Можно предположить, что с распространением электронных средств платежа выдача наличных на основании чеков, выписанных нерезидентами, стала крайне редким явлением и практически не используется злоумышленниками в целях ОД/ФТ. Наоборот, внесение наличных денежных средств в уставный капитал организации — это частое явление, которое в подавляющем большинстве случаев совершается добросовестными плательщиками, а банки ведут постоянный контроль за операциями юридических лиц, в том числе, связанных с расходованием таких средств.
Необходимо также учитывать вероятность, что законодатели приняли решение вывести указанные операции из-под обязательного контроля специально, чтобы показать направленность закона не только на ужесточение контроля за оборотом ДМДК, но и на смягчение некоторых требований для субъектов Закона №115-ФЗ.