Кадровый голод в промышленности: почему не хватает рабочих и инженеров и что с этим делать?

| статьи | печать

Российский рынок труда сталкивается с острой нехваткой квалифицированных рабочих и инженерных кадров, что сдерживает развитие экономики. Демографические изменения, разрыв между образованием и потребностями производства, снижение престижности технических профессий усугубляют проблему. Работодатели вынуждены адаптироваться к новым реалиям, инвестируя в обучение, модернизируя производство и пересматривая кадровые стратегии. Какие решения способны переломить ситуацию и как бизнесу преодолеть кадровый кризис — разбираемся с экспертами.

Российский рынок труда в феврале 2025 г., согласно данным Росстата, продолжает демонстрировать устойчивые, но противоречивые тенденции. Уровень безработицы остается на исторически низкой отметке 2,4%, однако структурные проблемы, наблюдающиеся на протяжении последних лет, продолжают усугубляться.

Отраслевая диспропорция приобрела хронический характер. В торговом секторе, который традиционно является ключевым источником занятости, число замещенных рабочих мест увеличилось на 7,2%. В то же время промышленные предприятия продолжают сталкиваться с сокращением персонала, например, в секторе производства одежды аналогичный показатель сократился на 4%. Сокращения числа замещенных рабочих мест в феврале наблюдалось и в сферах госуправления, обеспечения военной безопасности и социального обеспечения — почти на 2%.

Еще один актуальный тренд — закрепление новых форм занятости. В январе 2025 г. в общем количестве замещенных рабочих мест в организациях (без субъектов малого предпринимательства) удельный вес рабочих мест внешних совместителей составлял 1,8%; лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, — 3,6%. Согласно данным официальной статистики в торговле на такие формы трудоустройства приходится уже 11,3% работников, в строительстве — 3,2%.

Географический дисбаланс также приобрел устойчивый характер. Уровень безработицы среди сельских жителей (3,4%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (2,1%), что отражает давно назревшие проблемы регионального развития. Моногорода и аграрные территории фактически закрепляются в статусе зон устойчиво высокой безработицы.

Эти долгосрочные тенденции оказывают системное влияние на экономику. Промышленный сектор, испытывающий хронический кадровый дефицит, теряет конкурентоспособность. Переток рабочей силы в менее производительные отрасли стал фактором, сдерживающим рост доходов населения. При этом государственная политика на рынке труда пока не смогла предложить эффективные механизмы решения накопившихся проблем.

Эксперты констатируют относительную стабильность российского рынка труда при сохранении структурных дисбалансов. Вместе с тем отмечается, что накопленные диспропорции требуют внимания, так как могут влиять на долгосрочные перспективы экономического развития. Особую актуальность приобретает вопрос модернизации системы профессиональной подготовки кадров в соответствии с текущими запросами рынка труда.

Согласно пятилетнему прогнозу потребности экономики в кадрах, который в конце января представил Минтруд, до 2030 г. по сравнению с базовым 2022 г., для удовлетворения потребностей экономики потребуется привлечь дополнительно 3,1 млн человек.

Для достижения приоритетных целей в различных сферах, включая экономику, социальную сферу и науку, потребуется увеличить численность занятых в 37 субъектах Российской Федерации. Наибольший дефицит кадров наблюдается в Москве, Московской области, Ставропольском крае, Ростовской области, Краснодарском крае, Республике Татарстан и Пермском крае, сообщил Антон Котяков.

Наибольший прирост кадровой потребности, по данным трудового ведомства, ожидается в обрабатывающей промышленности, индустрии гостеприимства, а также в области транспортировки и хранения грузов, профессиональной деятельности и науки.

Наиболее востребованной группой специалистов в ближайшие пять лет будут квалифицированные рабочие. Наиболее активным ожидается увеличение потребности в механиках и ремонтниках транспортных средств, электромонтажниках, слесарях-инструментальщиках, строителях и рабочих-отделочниках. Среди специалистов с высшим образованием наибольший рост потребности будет в IT-специалистах, врачах, инженерах, архитекторах и проектировщиках.

Для поиска эффективных решений «ЭЖ» обратилась к отраслевым экспертам с просьбой обозначить ключевые факторы острого дефицита рабочих и инженерных кадров, а также предложить меры, способные сбалансировать спрос и предложение на рынке труда.

Комментарий эксперта

Я бы обозначила три группы причин кадрового голода на производстве: демографическая ситуация, рост производства в стране и отсутствие притока кадров в производстве. Поясню подробнее каждый пункт.

Кандидаты, которые сейчас должны прийти к нам на работу, просто не родились в 90-е годы. Доля трудоспособного населения сейчас существенно ниже, чем раньше. Росстат утверждает, что население России без учета новых регионов может к 2030 г. сократиться более чем на три миллиона. Производство в России при этом растет. Мы наблюдаем серьезную конкуренцию за персонал: иногда на одном поле, в одной отрасли. Одновременно уровень безработицы резко снижается, что означает уменьшение количества кандидатов на рынке труда. Только за 2023 г. безработица снизилась на 20%. При этом количество вакансий увеличилось за год в два раза, но число резюме снизилось.

Еще одна значительная причина кадрового голода — люди не могут и не хотят работать на производстве. Реформа системы образования повлекла снижение приема студентов среднего профессионального образования более чем на 30%. С 1990 г. доля выпускников инженерно-технических специальностей снизилась более чем на треть. Поэтому это серьезный вызов для всех, но в то же время очень интересный.

На мой взгляд, самый эффективный способ закрыть эту проблему — обучение персонала. Мы в EKF давно уже выстраиваем систему обучения в компании и считаем, что это эффективный инструмент взращивания лояльных и вовлеченных сотрудников. Например, мы организовали обучение мастеров смен. У нас стоит амбициозная задача: к 2026 г. вырасти в три раза. Для сотрудников завода организовали школу мастеров смен, обучаем их управленческим компетенциям и производственным технологиям, которые им необходимы в дальнейшей работе. Это уже дает отличный результат. Мы получаем замотивированных сотрудников, получающих карьерный рост на текущем месте работы и заинтересованных в развитии производственной сферы.

Очень дефицитная специальность — наладчики оборудования по выпуску модульного оборудования (автоматы, выключатели и т.д.). Мы также организовали обучение наладчиков оборудования и получили ощутимые результаты. Обучение — лучшая инвестиция в персонал. Я бы закончила так, немного перефразируя слова Билла Гейтса: в бизнесе сейчас останутся только те компании, которые научились обучать своих сотрудников.

Комментарий эксперта

Если обратиться к исторической перспективе, то можно отметить, что в Советском Союзе инженерные и рабочие специальности были очень престижны. Когда человек заканчивал ВУЗ или профессионально-техническое училище (сейчас колледж), он мог быть уверен в своем будущем: его обеспечивали жильем от предприятия, стабильным доходом, хорошей зарплатой. Особенно ценились специалисты с редкими или высокими разрядами — это было почетно и востребовано.

Однако со временем ситуация изменилась. Сыграла роль и демографическая ситуация, ведь рынок труда конкурирует за кадры во всех сферах. Теперь молодежь не стремится становиться токарями, фрезеровщиками или инженерами, а выбирает профессии, которые кажутся более доступными или высокооплачиваемыми.

Без комплексных мер ситуация с кадрами в ключевых отраслях может стать критической. Решить эту проблему помогут инвестиции в HR-бренды работодателей, программы переобучения и поддержки людей, желающих сменить профессию. Кроме того, необходимы очевидные меры: налоговые льготы для работодателей, реформа системы среднего профессионального и высшего образования, а также целевое финансирование государственных программ по подготовке специалистов в дефицитных направлениях.

Не менее важно работать над престижем этих профессий — чтобы молодые люди видели в них перспективу. Особую роль играет ранняя профориентация. Раньше в школах были уроки труда, где учеников учили работать на станках, знакомили с профессиями — это помогало осознанно выбирать путь в колледжи и техникумы. Сейчас эта система нарушена, и школьникам сложно представить себя в роли инженера или рабочего, если они никогда не сталкивались с такими специальностями. Поэтому важно не только возрождать трудовое обучение в школах, но и создавать современные учебные мастерские, где дети смогут «пощупать» профессию руками.

Ключевая проблема — разрыв между школой, колледжем и реальным производством. Нужно восстанавливать эту связь: организовывать экскурсии на предприятия, показывать, как устроены современные автоматизированные производства. Когда подростки увидят, как создаются машины или высокотехнологичное оборудование, это может всерьез их увлечь. Опыт СССР здесь крайне полезен — это готовая best practice, которую нужно адаптировать к современным условиям.

Но одного интереса недостаточно. Чтобы привлечь молодежь, важно обеспечить достойные условия труда, конкурентоспособные зарплаты и социальные гарантии. Только так рабочие и инженерные профессии снова станут привлекательными.

Комментарий эксперта

На рынке труда наблюдается острая нехватка квалифицированных рабочих и инженеров. В частности, наша компания остро ощущает нехватку специалистов в области демонтажных работ и алмазной резки. Высшие учебные заведения и колледжи не предоставляют подходящих образовательных программ, что усугубляет проблему. В компании «Арасар» мы решаем этот вопрос через собственные образовательные инициативы, фокусируясь на таких областях, как утилизация материалов, работа с тяжелой техникой и современные методы демонтажа, включая роботизацию.

Мы нанимаем работников с опытом в строительстве и адаптируем их навыки под наши потребности. Для этого мы проводим внутренние тренинги, сочетая теорию с практикой на реальных проектах. Как правило, мы ведем одновременно не менее 10 проектов по всей стране, каждый из которых уникален по типу конструкций, технологиям демонтажа и внешним условиям. Это создает оптимальные условия для обучения: сотрудники осваивают специфику работы в различных обстоятельствах, что ускоряет их профессиональный рост.

Комментарий эксперта

Одна из причин кадрового дефицита — недостаток профориентации. Школьники и студенты редко видят перспективы в технических профессиях. Как привлечь молодежь в технические профессии? Опыт компаний в лифтовой сфере показывает, что даже в узких отраслях можно найти эффективные решения:

1. Практико-ориентированное обучение. Так, ГК LIFT-IMPORT в рамках социального партнерства много лет активно сотрудничает с ведущими учебными заведениями Московского региона. Компания выстроила систему комплексной работы с такими учреждениями, как Колледж современных технологий (ГБПОУ КСТ), Мытищинский колледж (ГБПОУ «Мытищинский колледж»), Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) и Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана). Это сотрудничество включает в себя:

  • организацию экскурсий на производственные площадки компании, где студенты могут вживую увидеть современные технологии лифтостроения;

  • проведение практик и стажировок с возможностью работы на реальном оборудовании под руководством опытных наставников;

  • разработку совместных образовательных программ, учитывающих актуальные требования отрасли;

  • организацию и проведение круглых столов, инженерных «стендапов», учреждение стипендиальных программ;

  • гарантированное трудоустройство лучших выпускников.

2. Современные учебные полигоны. Отрасли нужны учебные центры с реальным оборудованием — например, лифтовыми шахтами и тренажерами для диагностики. Сегодня такие центры есть далеко не в каждом учебном заведении: часто, особенно в регионах, постигать азы профессии приходится на устаревшем оборудовании.

3. Господдержка. Налоговые льготы для компаний, инвестирующих в образование, могли бы ускорить модернизацию подготовки кадров.

4. Нестандартные форматы профориентации. Так, в марте в НИУ МГСУ прошел инженерный стендап, где представители лифтовых компаний рассказали студентам о профессии в доступной форме. Участники узнали об уникальных проектах (например, монтаже лифтов на Шпицбергене и Сейшельских островах), цифровых технологиях и карьерных возможностях.

Комментарий эксперта

Мы в Preama ежедневно сталкиваемся с дефицитом линейного персонала. Клиенты, работающие в строительстве, логистике и промышленности, постоянно испытывают потребность в квалифицированных рабочих. Мы видим, как из-за нехватки людей срываются сроки выполнения проектов, растет нагрузка на оставшихся сотрудников и, как следствие, снижается качество работы.

Быстрого решения проблемы не существует. Нужна комплексная стратегия, включающая как оперативные меры, так и долгосрочные реформы. Варианты:

  • Налоговые льготы для работодателей, обучающих персонал — предоставление налоговых льгот компаниям, которые инвестируют в обучение и переквалификацию своих сотрудников, может стимулировать повышение квалификации персонала.

  • Реформа системы профобразования — необходима глубокая реформа колледжей и вузов. Программы обучения должны быть максимально приближены к потребностям рынка труда. Важно привлекать к преподаванию практикующих специалистов, использовать современные технологии обучения и активно сотрудничать с предприятиями.

  • Усиленная профориентация — начинать профориентацию необходимо уже в школе, показывая школьникам разные профессии и возможности карьерного роста. Важно проводить экскурсии на предприятия, организовывать мастер-классы и вовлекать школьников в реальные производственные процессы.

  • Повышение заработной платы и улучшение условий труда — работодатели должны понимать, что для привлечения и удержания квалифицированных кадров необходимо предлагать конкурентную заработную плату и достойные условия труда. Это включает в себя не только зарплату, но и социальный пакет, возможности для профессионального роста, современное оборудование и безопасные условия работы.

  • Упрощение миграционного законодательства для квалифицированных рабочих — привлечение квалифицированных специалистов из других стран может временно решить проблему дефицита кадров. Важно создать благоприятные условия для трудовых мигрантов и обеспечить их социальную защиту.

  • Автоматизация и цифровизация — внедрение современных технологий, автоматизация и цифровизация производственных процессов позволит повысить производительность труда и снизить потребность в ручном труде. Мы видим, что компании, активно внедряющие автоматизацию, нуждаются в высококвалифицированных специалистах, способных обслуживать и настраивать сложное оборудование. Это создает новые возможности для развития инженерных специальностей.

Комментарий эксперта

Главные причины кризиса кадров:

●      Демографическая яма: в ряде стран, включая Россию, наблюдается снижение рождаемости, что приводит к уменьшению числа молодых специалистов.

●      Устаревшая система профобразования: многие учебные заведения не успевают адаптироваться к быстро меняющимся требованиям рынка труда, что приводит к несоответствию между навыками выпускников и потребностями работодателей.

●      Низкая престижность технических профессий: молодежь часто выбирает гуманитарные и экономические специальности, не учитывая перспективы и возможности технических профессий.

●      Экономические и социальные факторы: низкие зарплаты и отсутствие карьерного роста в некоторых отраслях могут также отпугивать потенциальных специалистов.

Меры для решения проблемы:

●      Налоговые льготы для работодателей: это может стимулировать компании инвестировать в обучение и подготовку кадров.

●      Реформа колледжей и вузов: обновление учебных планов, внедрение современных технологий обучения и сотрудничество с промышленностью могут помочь повысить качество образования.

●      Усиленная профориентация: важно популяризировать технические профессии среди молодежи, показывая их перспективы и возможности.

●      Государственные программы поддержки: это могут быть гранты на обучение, стипендии для студентов технических специальностей и программы стажировок.