Цифровая трансформация России: между удобством и тотальным контролем

| статьи | печать

Заместитель председателя правительства, руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко утвердил перечень приоритетных проектов цифровизации и ключевые показатели эффективности (КПЭ) для их реализации. В список вошло более 40 инициатив, включая развитие единой биометрической системы, мобильной электронной подписи, внедрение технологий искусственного интеллекта и антифрод-платформ. Каким будет государство через 10 лет — в этом материале.

Вице-премьер сообщил, что для каждого проекта, попавшего в перечень, назначен ответственный — замминистра, который будет контролировать выполнение задач. В рамках проектного подхода определены контрольные точки и целевые результаты, которые должны быть достигнуты в установленные сроки.

Например, для единой биометрической системы ключевыми показателями стали расширение перечня доступных сервисов, увеличение числа пользователей и сокращение времени регистрации биометрических данных в банках и мобильных приложениях — в два раза в 2025 г.

«Все проекты контролируются через систему мониторинга, что позволяет отслеживать их выполнение в режиме реального времени, своевременно выявлять риски и оперативно на них реагировать», — отметил Д. Григоренко. При этом он уточнил, что цифровая трансформация экономики — это не просто внедрение технологий. Она начинается с четкого плана, а заканчивается реальными изменениями, которые улучшают жизнь людей. Важно не только запускать новые цифровые сервисы, но и оценивать их практическую пользу.

Оценка эффективности госинформсистем

Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы проводится в рамках национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Как уточнил Д. Григоренко на совещании с руководителями цифровой трансформации федеральных органов власти, действующие федеральные государственные информационные системы будут проходить обязательную оценку эффективности и достижения результатов.

На сегодняшний день для проведения оценки отобраны 50 государственных информационных систем. Они используются для оказания гражданам массовых госуслуг в таких сферах, как медицина, образование, транспорт, недвижимость. «Задача в том, чтобы министерства и ведомства посмотрели на собственные информсистемы под другим углом. Не с точки зрения технологического исполнения, а как конечные пользователи этих самых систем. Для этого мы утверждаем конкретные критерии, а дальше проверяем, выполнены они или нет. В данный момент анализируем системы в ручном режиме, чтобы госорганы перестроились на новый формат работы», — сказал вице-премьер.

Он также напомнил, что с этого года правительство внедряет новый подход к управлению ИТ-расходами в органах власти, чтобы выстроить системный подход к мониторингу результатов цифровой трансформации, а также повысить ее прозрачность. Цифровизация — это не только удобство и скорость, но и значительный экономический эффект. Каких результатов ожидают власти?

Ожидаемые финансовые эффекты

В рамках нацпроекта к 2030 г. планируется перевести экономику, социальную сферу и государственное управление на новые принципы работы. Это позволит вывести на новый уровень развития разные отрасли — от логистики и телемедицины до онлайн-образования и предоставления госуслуг в проактивном цифровом формате.

Ключевые задачи, которые призван решать нацпроект: обеспечение кибербезопасности и бесперебойного доступа к интернету, подготовка квалифицированных кадров для ИТ-отрасли, цифровое госуправление, развитие отечественных цифровых платформ, программного обеспечения, перспективных разработок и искусственного интеллекта. Конечная цель — рост экономики и увеличение благосостояния граждан.

Цифровизация в стране набирает обороты. За последние 10 лет число пользователей портала «Госуслуги» выросло с 5 млн до 110 млн человек. Сегодня гражданам доступны в электронном формате около 1,5 тыс. госуслуг — это почти в пять раз больше, чем в 2014 г. Кроме того, на портале внедрены комплексные цифровые сервисы, основанные на принципе жизненных ситуаций, а также возможность получения услуг в диалоговом режиме с виртуальным помощником — роботом Максом. Только в 2024 г. Макс провел 436 млн консультаций и помог оформить более 11,7 млн услуг.

По словам Д. Григоренко, удобные сервисы — это «фасад», который понятен и виден гражданам и бизнесу: «Но за ним скрывается еще ряд деталей. Это доступ к быстрому интернету, который позволяет этими сервисами пользоваться, а также соответствующая инфраструктура хранения данных, за счет чего мы подстраиваем госуслуги под конкретные запросы человека, ИТ-специалисты, которые эти услуги оцифровали». Все эти направления структурированы и привязаны к конкретным задачам в рамках нового нацпроекта.

Определены и ожидаемые экономические эффекты от его реализации к 2030 г. Согласно планам, рост доходов отраслей составит до 6% и снижение их затрат — до 45%. Не менее 80% российских организаций в ключевых секторах экономики должны перейти на отечественное программное обеспечение. Уровень подключения домохозяйств к высокоскоростному интернету достигнет 97%, а сроки получения государственных сервисов сократятся на 25%.

Мы предложили экспертам заглянуть на 10 лет вперед и ответить на вопрос: как изменится государство благодаря цифровизации к 2035 г. и что нужно учитывать при внедрении инновационных решений.

Комментарий эксперта

Я вижу четыре явные тенденции:

  • Анонимность уйдет в прошлое. Знаете, вот это, когда можно было под «левым» ником писать комментарии и тебе за это ничего не было. Вернется то время, когда за свои слова нужно будет отвечать. И теперь не перед пацанами во дворе, а перед государством.

  • Биометрия в полный рост. Единая рабочая база появится в течение двух-трех лет и от крупняка в виде банков и ретейла будет проникать в средний и мелкий бизнес. Кстати, как следствие, возможна официальная продажа гражданином своих персданных. Ну и обратное — закрыть все от всех, тоже, разумеется, за деньги. Также произойдет глубокая интеграция биометрии с соцсетями.

  • Легализация роли ИИ. Сейчас нейросети — этакий неофициальный помощник в некритичных сегментах, картинку нарисовать, текст написать. Помощник станет официальным, будут выработаны стандарты, критерии, кодексы и главное — контроль ответственности со стороны государства.

  • Роль безопасности данных. Скорее всего, государство введет свои стандарты защиты, не исключено что ужесточится ответственность.

Комментарий эксперта

В ХХ веке во многом за счет стремительного развития технологий происходило значительное снижение регионального неравенства в мире. Были созданы международные институты преодоления проблем продовольственной и экономической безопасности, благотворительные фонды и некоммерческие организации, устанавливались высокие индикаторы экологических стандартов и проводилась либерализация сторон общественных отношений, что способствовало мультипликации эффекта от использованных для этих целей ресурсов, повышению уровня благосостояния и проявлялось в том числе в процессах межгосударственной интеграции, международном разделении труда и подлинном технологическом новаторстве.

Переломным моментом и точкой отсчета современной экономической истории принято считать наступление «Великой рецессии», по аналогии с «Великой депрессией» первой половины и «Великой инфляцией» второй половины ХХ века. Определяющим фактором экономического роста продолжает оставаться общество, при этом само общество под продолжающимся влиянием V технологического уклада становится менее восприимчивым к инструментам макроэкономической политики, и государство вновь обращает внимание на стимулирование факторов предложения.

Контрциклическое поведение связано и с тем, что определяющими продолжают оставаться технологии не только V, но и IV технологического уклада, и перехода к VII или даже VI укладу в обозримом будущем не произойдет, так как глобальный ВВП создается большей частью странами развивающимися. При этом страны развитых рыночных отношений, отказываясь от кэптивных торгово-финансовых отношений, не в состоянии самостоятельно поддерживать устойчивую траекторию роста, и в последние десятилетия безуспешно борются с продолжающимся расслоением общества, регулированием миграции. Итог: закрытие внутренних рынков для международных акторов, снижение потоков иностранных инвестиций, ужесточение налогового законодательства и проблемы в социально-экономической демографии.

В условиях технологизации и цифровизации инновационной экономики необходимо проявлять заботу об опосре­дующих человеческий капитал факторах, таких как цифровая грамотность, защита от кибератак, появление новых методик работы с подрастающим поколением, стимулирование гражданских инициатив и вовлеченность широких слоев общества в современные проблемы, борьба с коррупцией и низкой производительностью труда, увеличение численности населения и устранение барьеров на пути к мультилатерализму.