С этого года Налоговый кодекс существенно изменился — заработали поправки по налоговой реформе, о которых мы подробно рассказывали на страницах нашего издания. Поскольку изменений много, в этом материале мы напомним лишь про наиболее значимые из них, которые вступили в силу с 1 января 2025 г.
НДФЛ
Введена полноценная прогрессивная шкала НДФЛ с пятью уровнями градации в зависимости от размера годового дохода:
-
от 0 до 2,4 млн руб. включительно — 13%;
-
свыше 2,4 до 5 млн руб. включительно — 15%;
-
свыше 5 до 20 млн руб. включительно — 18%;
-
свыше 20 до 50 млн руб. включительно — 20%;
-
более 50 млн руб. — 22% (п. 1 ст. 224 НК РФ).
Эти ставки применяются к основной налоговой базе, а также к выигрышам, доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества, доходам в виде прибыли КИК.
Для пассивных доходов (дивиденды, операции с ценными бумагами и ЦФА, проценты по вкладам, продажа имущества, страховые выплаты) предусмотрены две ставки: доходы до 2,4 млн руб. включительно будут облагаться по ставке 13%, а доходы, превышающие 2,4 млн руб., — по ставке 15% (п. 1.1 ст. 224 НК РФ).
В отношении доходов, связанных с участием в СВО, а также районных коэффициентов и процентных надбавок работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях сохранена действовавшая ранее прогрессивная шкала: 13% — для доходов до 5 млн руб. включительно и 15% с сумм, превышающих 5 млн руб. (п. 1.2 ст. 224 НК РФ).
Введен налоговый вычет при сдаче нормативов ГТО — 18 тыс. руб. в год (подп. 2.1 п. 1 ст. 218 НК РФ). Увеличен размер вычета на детей:
-
на второго ребенка — с 1400 до 2800 руб.;
-
на третьего и каждого последующего ребенка — с 3 тыс. до 6 тыс. руб. (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
Также с 350 тыс. руб. до 450 тыс. руб. повышен предельный уровень дохода, по достижении которого вычет на детей не предоставляется (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
Субъекты РФ могут увеличивать с 0,7 до 1 понижающий коэффициент, применяемый в целях налогообложения доходов от продажи недвижимого имущества (п. 9 ст. 214.10 НК РФ).
С 2500 руб. до 3500 руб. увеличен необлагаемый НДФЛ размер суточных за каждый день разъездной работы за пределами РФ (п. 1 ст. 217 НК РФ).
УСН
Лица, применяющие УСН, теперь признаются плательщиками НДС. Это сделано в целях создания условий для плавного и поэтапного перехода на общий режим налогообложения налогоплательщиков, применяющих УСН, а также борьбы со схемами дробления бизнеса, когда возможность не платить косвенные налоги становится конкурентным преимуществом для бизнеса, что нарушает принцип равенства налогообложения.
Автоматическое освобождение от НДС получили:
-
вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП;
-
лица, у которых доход за прошлый год не превысил 60 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).
Уведомление об освобождении от уплаты НДС им представлять в налоговый орган не надо. Также им не нужно составлять и выставлять счета-фактуры (п. 5 ст. 168 НК РФ).
Если доходы превысили 60 млн руб., упрощенец со следующего месяца становится плательщиком НДС.
Для применяющих УСН лиц установлены специальные налоговые ставки по НДС. Если доходы не превысили 250 млн руб., ставка НДС составляет 5%, а если доход находится в диапазоне от 250 до 450 млн руб. включительно, применяется ставка 7% (п. 8 ст. 164 НК РФ).
У упрощенцев есть право выбора, какие ставки НДС применять — специальные или общие. Если выбраны специальные ставки, их нужно применять последовательно в течение 12 кварталов. Кроме того, при применении специальных ставок нельзя принимать «входной» НДС к вычету. Если же выбраны общие ставки (20, 10%), упрощенец вправе принимать «входной» НДС к вычету. О выборе ставки специально уведомлять налоговый орган не нужно. Налоговики узнают о выбранной ставке из налоговой декларации.
Увеличиваются лимиты для перехода на УСН и для применения данного спецрежима. В частности:
-
с 112,5 млн руб. до 337,5 млн руб. увеличен порог доходов для перехода на УСН (п. 2 ст. 346.12 НК РФ);
-
предельная численность работников для применения УСН увеличена со 100 до 130 человек, а также убрана возможность ее превышения (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
-
размер остаточной стоимости основных средств для применения УСН увеличен со 150 млн до 200 млн руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), и введено положение об индексации величины остаточной стоимости основных средств на коэффициент-дефлятор;
-
порог доходов на УСН увеличен с 200 млн до 450 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Эта величина также будет индексироваться на коэффициент-дефлятор.
На УСН остались только базовые ставки 6% (при выборе объекта налогообложения «доходы») и 15% (при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы»).
Налог на прибыль
В связи с отказом от взимания с 1 января 2025 г. «курсовых» экспортных пошлин ставка налога на прибыль увеличена до 25%. При этом в федеральный бюджет зачисляется 7%, а с 2025 г. по 2030 г. — 8% (п. 1 ст. 284 НК РФ).
Субъекты РФ в 2025—2030 гг. могут устанавливать пониженную ставку налога, зачисляемого в региональный бюджет для российских организаций, включенных в реестр малых технологических компаний (п. 1.8-5 ст. 284 НК РФ).
На период с 2025 по 2030 г. с 0 до 5% увеличена ставка налога на прибыль в федеральный бюджет для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Ставка налога в региональный бюджет для них оставлена прежней — 0% (п. 1.15 ст. 284 НК РФ).
По доходам в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также обращающимся облигациям российских организаций ставка налога увеличена с 15 до 20% (подп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ).
Введена ставка налога на прибыль в размере 5%, применяемая к налоговой базе по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей участия в уставном капитале) российских аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (п. 4-1.2 ст. 284 НК РФ).
Введен федеральный инвестиционный налоговый вычет (ст. 286.2 НК РФ).
Расходы на основные средства, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также расходы на права пользования российскими программами для ЭВМ можно учитывать с коэффициентом «2» (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ). С 1,5 до 2 увеличен повышающий коэффициент, применяемый к расходам на НИОКР (п. 7 ст. 262 НК РФ).
Нельзя учесть в затратах расходы на рекламу в интернете, если:
-
информация о такой рекламе не была представлена в Роскомнадзор в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
-
реклама размещена на информационном ресурсе, доступ к которому ограничен в соответствии с законодательством РФ;
-
реклама размещена на информационном ресурсе иностранного лица, не исполнившего требования, запреты и ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 01.07.2021 № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ на территории Российской Федерации» (п. 44 ст. 270 НК РФ).
Страховые взносы
Для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и для российских организаций, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, начиная с 2025 г. применяются единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов (п. 2.2-1 ст. 427 НК РФ).
Установлен пониженный тариф страховых взносов 7,6% в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной полуторакратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода. Он применяется субъектами малого и среднего предпринимательства, основным видом экономической деятельности которых является один из видов экономической деятельности раздела «Обрабатывающие производства» ОКВЭД (за исключением производства напитков, производства табачных изделий, производства кокса и нефтепродуктов, металлургического производства) по перечню, утверждаемому Правительством РФ (п. 2.5 ст. 427 НК РФ).
Налоговое администрирование
Изменен порядок начисления пеней. Так, процентная ставка пеней для организаций в период с 1 января по 31 декабря 2025 г. будет равной:
-
в течение первых 30 календарных дней просрочки (включительно) — 1/300 ключевой ставки Банка России;
-
начиная с 31-го дня просрочки по 90-й день (включительно) — 1/150 ключевой ставки Банка России;
-
начиная с 91-го дня просрочки — 1/300 ключевой ставки Банка России (п. 5.1 ст. 75 НК РФ).
Введено условие, что пени не начисляются на сумму недоимки в размере, не превышающем размера положительного сальдо ЕНС налогоплательщика в соответствующий календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, увеличенного на сумму денежных средств, зачтенную в счет исполнения предстоящей обязанности этого налогоплательщика по уплате конкретного налога (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Изменен порядок представления «нулевой» налоговой декларации. Ее нужно будет сдавать только один раз после окончания налогового периода, в котором последний раз осуществлялись операции, в результате которых происходило движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации) и (или) в котором последний раз были объекты налогообложения. Камеральная проверка «нулевой» декларации будет проводиться в течение трех месяцев за налоговые периоды истекшего календарного года начиная с 1 февраля следующего календарного года. А в случае реорганизации или ликвидации организации — за истекшие налоговые периоды текущего календарного года со дня, следующего за днем внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процессе реорганизации или ликвидации (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Вступил в силу упрощенный порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков (ст. 140.1 НК РФ).
Налогообложение операций с цифровой валютой
Цифровая валюта в целях налогообложения отнесена к имуществу (п. 2 ст. 38 НК РФ).
Операции по осуществлению майнинга цифровой валюты и ее реализации не признаются объектом налогообложения по НДС (подп. 27 и 28 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Датой получения дохода от майнинга цифровой валюты считается дата, на которую возникает право распоряжаться цифровой валютой (п. 1.3 ст. 223, подп. 20 п. 4 ст. 271 НК РФ).
В целях НДФЛ доходы в виде цифровой валюты, полученной в результате осуществления майнинга цифровой валюты в РФ отнесены к доходам от источников в РФ (подп. 9.3 п. 1 ст. 208 НК РФ). К доходам в виде цифровой валюты, полученной в результате осуществления майнинга, применяется общая прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ (подп. 8.3 п. 2.1 ст. 210 НК РФ). К доходам от приобретения, от продажи и (или) иного выбытия цифровой валюты применяются ставки НДФЛ 13 и 15% (подп. 13 п. 6 ст. 210 НК РФ).
В целях налога на прибыль доходы в виде цифровой валюты, полученной в результате осуществления майнинга, отнесены к внереализационным доходам (п. 32 ст. 250 НК РФ).
Статьей 282.3 НК РФ определены особенности определения налоговой базы по операциям с цифровой валютой.
Прочие поправки
В отношении объектов недвижимости с кадастровой стоимостью, превышающей 300 млн руб., регионы могут устанавливать ставку налога на имущество организаций не более 2,5% (п. 1.3 ст. 380 НК РФ).
Введена налоговая льгота в виде освобождения от обложения налогом на имущество линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов классом напряжения до 35 кВ включительно, а также предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудования вне зависимости от класса напряжения указанного оборудования (п. 21.1 ст. 381 НК РФ).
Нельзя применять по земельному налогу ставку 0,3% в отношении земельных участков, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб. (подп. 1 п. 1 ст. 384 НК РФ).
Введен туристический налог (глава 33.1 НК РФ).