Особенности подачи заявки на выдачу патента на промышленный образец в иностранной и российской юрисдикциях

| статьи | печать

При зарубежном патентовании промышленного образца трудности могут возникнуть в связи с различием законодательств и подходов зарубежных патентных ведомств к рассмотрению заявок. В связи с этим различие подходов показывает важность для заявителя анализа перспективных рынков и действующих там законодательств еще до подачи национальной заявки в РФ. В материале выявим особенности, которые необходимо учитывать при планировании зарубежного патентования промышленных образцов.

В современном мире дизайн изделия играет важную роль при его выведении на рынок и дальнейшей коммерциализации. Получение охраны для разработанного дизайна изделия посредством патента на промышленный образец является важной частью бизнес-стратегии как для субъектов малого предпринимательства, так и для крупного бизнеса. При этом, поскольку правовая охрана при помощи патента имеет территориальный характер, зарубежное патентование также является важным этапом для дальнейшей коммерциализации продукта даже несмотря на очевидные сложности, с которыми сталкиваются на данный момент заявители из РФ.

При этом также важно учитывать и область, в которой разработан дизайн. Если дизайн предметов одежды зачастую довольно быстро обновляется и мало держится на рынке, то, например, дизайны автомобилей или игрушек могут долгое время сохранять свою актуальность.

Таким образом, в отличие от зарубежной охраны, для изобретений и полезных моделей, по которым заявителю предоставлен 12-месячный срок для испрашивания приоритета, заявитель при зарубежном патентовании промышленных образцов должен действовать быстро и, зачастую не получив результаты экспертизы по первой заявке, приступать к зарубежному патентованию.

Однако планировать зарубежное патентование заявитель вынужден еще до подачи первой заявки, поскольку зарубежное патентование сопряжено с большим количеством различающихся требований к материалам заявки на промышленный образец, которые необходимо знать и учитывать заранее.

Способы зарубежного патентования промышленных образцов и их особенности

Существует несколько способов зарубежного патентования для промышленных образцов, а именно:

  • национальная процедура подразумевает подачу национальной заявки на промышленный образец в каждом интересующем государстве напрямую. Охрана будет действовать в каждом государстве отдельно;

  • региональная процедура подразумевает подачу единой региональной заявки на промышленный образец в интересующем регионе, который будет объединять несколько стран. Охрана будет действовать в регионе в целом;

  • международная процедура подразумевает подачу единой международной заявки на регистрацию образца в соответствии с Гаагской системой. Данная система на этапе подачи заявки позволяет заявителю выбрать страны, на территории которых он хочет получить охрану. На текущий момент в рамках данной системы можно получить охрану в 96 государствах. Охрана будет действовать на территории выбранных при подаче международной заявки государств.

Несмотря на многообразие доступных способов получения зарубежной правовой охраны для промышленных образцов, национальные законодательства разных государств, а также соглашения международных патентных организаций определяют различные требования к заявкам на выдачу патента на промышленный образец.

Поскольку законодательство разных государств, как и их патентные законы, развивались по-разному, то и требования к заявкам в законах разных государств могут отличаться, а некоторые требования могут быть присущи только законам конкретных государств и конкретным международным соглашениям.

Требования к нескольким промышленным образцам в одной заявке

Требования к включению нескольких промышленных образцов в одну заявку могут существенно отличаться в патентных законах разных стран и различных международных соглашениях, определяющих региональную и международную процедуры патентования промышленных образцов. Это может быть требование единства промышленных образцов, требование единства класса промышленных образцов и ограничение максимального количества промышленных образцов в заявке.

Например, в соответствии с требованиями российского законодательства, а именно в соответствии с п. 1 ст. 1377 ГК РФ, заявка на выдачу патента на промышленный образец (заявка на промышленный образец) должна относиться к одному промышленному образцу или к группе промышленных образцов, связанных между собой настолько, что они образуют единый творческий замысел (требование единства промышленного образца).

Требования к документам заявки на выдачу патента на промышленный образец, утвержденные приказом Минэкономразвития России (далее — Требования1), также дают дополнительные пояснения относительно обозначенного в ГК РФ требования единства промышленного образца, а именно:

  • пункт 2 Требований — «промышленные образцы группы образуют единый творческий замысел, если группа состоит из промышленного образца, относящегося к набору (комплекту) изделий в целом, и из одного или нескольких промышленных образцов, относящихся к изделиям, входящим в набор, либо из промышленных образцов, являющихся вариантами решения внешнего вида изделия, отличающимися несущественными признаками и (или) признаками, определяющими сочетание цветов, при условии, что все промышленные образцы группы относятся к одному классу Международной классификации промышленных образцов, принятой Локарнским соглашением, заключенным 8 октября 1968 г. в г. Локарно (далее — МКПО)»;

  • подпункт 1 п. 32 Требований — «под изделием понимается любое изделие промышленного или кустарно-ремесленного производства, в частности упаковка, этикетка, составное изделие, набор (комплект) изделий, шрифт, а также самостоятельная часть изделия».

Законодательство РФ предусматривает в целом широкий список вариантов включения нескольких промышленных образцов в одну заявку и при этом не ограничивает количество промышленных образцов в одной заявке. Однако требования все равно являются жесткими по сравнению с мировой практикой и недостаточно однозначно определенными. Окончательное решение все равно остается за ведомством, и иногда заявку в процессе экспертизы приходится разделять на несколько после уведомления о нарушении требования единства. Такой жесткий подход присущ не только патентному ведомству РФ, но и, например, Ведомству по патентам и товарным знакам США (USPTO).

В отличие от законодательства РФ, в Евразийской патентной конвенции (ЕАПК)2 не предусмотрено требование единства промышленного образца. Однако в ЕАПК предусмотрены иные требования к заявкам, содержащим несколько промышленных образцов, в частности требования к количеству промышленных образцов в одной заявке и требования к классу промышленных образцов.

В соответствии с Патентной инструкцией к ЕАПК (Правило 93) евразийская заявка должна относиться к одному или нескольким промышленным образцам, но не более чем к ста промышленным образцам, относящимся к одному классу Международной классификации промышленных образцов (МКПО). При этом, если промышленный образец представляет собой орнамент (относится к 32-му классу МКПО), он может быть включен в одну евразийскую заявку с промышленными образцами, относящимися к другим классам МКПО (п. 3 Правил составления и подачи заявки на выдачу евразийского патента на промышленный образец).

Таким образом, Евразийская система предъявляет минимальные требования к заявкам, содержащим несколько промышленных образцов.

Гаагской системой также предусмотрено общее требование, касающееся количества промышленных образцов в заявке, которых не может быть более 100, и общее требование относительно единого класса МКПО (Правила 7 (3) (v), 7 (7) Общей инструкции к Акту 1999 г. и Акту 1960 г. Гаагского соглашения). Иных требований к заявке, содержащей несколько промышленных образцов, не предусмотрено, и, соответственно, в Гаагской системе регистрации промышленных образцов, так же как и в Евразийской системе, отсутствует требование единства промышленного образца. Однако при использовании международной процедуры стоит учитывать, что некоторые договаривающиеся стороны сделали заявление о наличии специальных национальных требований в отношении единства промышленного образца в соответствии со ст. 13 (1) Женевского акта (1999 г.).

Также стоит учитывать, что патентное законодательство Японии и Республики Корея предусматривает механизм связанных образцов и при подаче Гаагской заявки необходимо обозначать основной образец.

Требования к комплекту изображений промышленного образца

Помимо требований, относящихся к включению нескольких промышленных образцов в одну заявку, также необходимо учитывать особенности, относящиеся к подготовке комплекта изображений промышленного образца.

Формальные требования к самим изображениям обычно схожие, а именно: изображения должны быть четкими, ясными и позволять идентифицировать существенные признаки промышленного образца, при этом изделия на изображениях должны быть представлены на нейтральном фоне, без посторонних предметов (за исключением случая, когда часть промышленного образца исключается из объема правовой охраны), поясняющих надписей, размеров, осей, линий, стрелок (п. 32 Требований, Правило 96 (3) Патентной инструкции к Евразийской патентной конвенции, разделы 402—404 Административной инструкции по применению Гаагского соглашения (действует с 1 апреля 2022 г.).

Несмотря на то, что общие формальные требования зачастую совпадают, требования к подготовке комплекта изображений, за исключением того, что каждый промышленный образец должен быть представлен отдельным комплектом изображений, могут отличаться. В частности, патентные законы государств, а также соглашения международных патентных организаций предъявляют разные требования к количеству изображений комплекта изображений промышленного образца, которые могут в том числе отличаться для плоскостного и объемного промышленного образца, а также к ракурсам изображений.

Например, в соответствии с требованиями российского законодательства (п. 32 Требований): «комплект изображений изделия, относящийся к одному промышленному образцу, должен содержать такое количество видов изображений, которое дает полное представление о совокупности существенных признаков промышленного образца, определяющей объем испрашиваемой заявителем правовой охраны... но не более семи».

Также в российском законодательстве приведены рекомендации относительно подготовки изображений для плоскостного и объемного промышленного образца, а именно (п. 32 Требований):

  • для плоскостного промышленного образца достаточно одного вида;

  • комплект изображений изделия, относящийся к объемному промышленному образцу, может содержать изображение общего вида изделия в ракурсе 3/4 спереди, а другие виды изображений, в частности вид спереди, сзади, слева, справа, сверху, снизу, представляются по выбору заявителя, если они необходимы, чтобы составить полное представление о совокупности существенных признаков промышленного образца, определяющей объем испрашиваемой заявителем правовой охраны.

Таким образом, российское законодательство предъявляет свободные требования к комплекту изображений промышленного образца, ограничивая только количество изображений в комплекте. Фактически одного изображения будет достаточно для получения правовой охраны.

Требования к подготовке комплекта изображений в рамках евразийской процедуры совпадают с российскими, однако требования по представлению изображений в рамках Гаагской системы имеют некоторые отличия. В частности, Гаагская система не ограничивает количество подаваемых изображений, однако любое договаривающееся государство может сделать заявление относительно наличия дополнительных требований к подготовке комплекта изображений.

При этом Гаагская система ограничивает возможные требования со стороны договаривающихся государств следующим (Правило 9 (3b) Общей инструкции к Акту 1999 г. и Акту 1960 г. Гаагского соглашения): никакая договаривающаяся сторона не может требовать представления более одного вида, если промышленный образец или изделие является двухмерным, или более шести видов, если изделие является трехмерным.

В частности, патентный закон КНР предъявляет разные требования к разным промышленным образцам в зависимости от расположения существенных признаков на сторонах изделия, а именно:

  • если существенные признаки промышленного образца затрагивают шесть сторон изделия, заявитель должен представить шесть ортографических видов;

  • если существенные признаки промышленного образца касаются только некоторых из шести сторон, заявитель должен представить ортографические виды соответствующих сторон, а для остальных сторон заявитель должен представить либо ортографические виды, либо виды в перспективе, если только эти стороны не являются легко обозримыми или вообще не могут быть видны, когда изделие находится в эксплуатации.

Также могут отличаться требования к изображениям в случае исключения части промышленного образца из объема правовой охраны (дискламация).

Российское законодательство определяет только одну возможность исключить из объема правовой охраны часть промышленного образца, а именно (п. 32 Требований) за счет применения пунктирной линии для отображения на изображении изделия тех его частей (элементов) внешнего вида, на правовую охрану которых заявитель не претендует. При этом та часть внешнего вида изделия, к которой относится заявленный промышленный образец, должна быть изображена сплошной линией. Данные требования являются достаточно универсальными, однако некоторые государства и системы предлагают заявителю и иные способы отображения дискламируемых элементов промышленного образца.

Например, Евразийская система, в дополнение к выполнению пунктиром, предлагает также выделение цветом как способ обозначения дискламируемых элементов промышленного образца.

Иные требования к подаче заявок за рубежом

Помимо описанных выше специфических требований к материалам заявки также могут быть и иные дополнительные требования, которые стоит учитывать перед запуском процедуры патентования.

В частности, при испрашивании приоритета по дате подачи первой или более ранней заявки некоторые государства, такие как Китай, Япония, Республика Корея, РФ, Мексика, Бразилия, США, Турция и т.д., требуют досылать заверенную копию приоритетной заявки, которая выдается патентным ведомством, в которое была подана первая или более ранняя заявка.

Патентные законы некоторых государств вводят дополнительные требования для направления такой копии приоритетного документа, такие как подача через местных патентных поверенных, уплата пошлин, срок подачи. Их важно учитывать в том числе потому, что изготовление этого приоритетного документа в ведомстве первой или более ранней подачи может потребовать уплаты пошлины и занять определенное время.

При этом, если ведомство, в которое была подана первая или более ранняя заявка, участвует в проекте «Служба цифрового доступа ВОИС» (DAS), для досылки копии приоритетного документа может быть достаточно направить специальный DAS-код данного приоритетного документа, который формируется при обращении в ведомство.

Дополнительные требования могут предъявляться к изделиям, относящимся к 32-му классу международной классификации промышленных образцов (МКПО), включающему графические символы и логотипы, декоративные поверхности, орнаменты. Это могут быть требования к указанию второго класса, с изделиями которого предполагается использовать изделие 32-го класса, а также специальные требования к отображению изделий, например, визуальное отображение на комплекте изображений изделия, с которым предполагается использовать изделие 32-го класса.

Заключение

Проведенный анализ показал наличие различий требований к заявкам на промышленный образец, предъявляемых национальными законодательствами разных государств, а также соглашениями международных патентных организаций. Данные требования могут сильно отличаться, и заявителям приходится их учитывать на этапе подготовки первой заявки и разработки стратегии зарубежного патентования.

В последнее время патентные ведомства государств все больше стремятся к тому, чтобы гармонизировать законодательство в патентной области. Такая гармонизация позволяет упростить процедуры для заявителей и оптимизировать работу самих патентных ведомств. Данная тенденция подтверждается созданием рабочих групп и объединений ведущих патентных ведомств, таких как IP5 или ID5, которые ведут работу по гармонизации подходов к рассмотрению заявок, а также предлагают перспективные проекты совместной работы на этапе экспертизы.

Законодательство РФ также должно развиваться и уходить от требований к заявкам на промышленный образец, таких как, например, единство промышленного образца, которые осложняют понимание процедуры патентования для заявителей и приводят к дополнительным расходам и сложностям при выходе на зарубежный рынок.

Анализ зарубежного и международного законодательства, а также опыта других патентных ведомств и перенимание опыта позволит сделать национальную процедуру патентования промышленных образцов в РФ более простой для заявителей, а значит, повысит их заинтересованность в ней. Это также позволит оптимизировать работу самого ведомства.


1 Об утверждении <…> Требований к документам заявки на выдачу патента на промышленный образец <…>, утв. приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 695.

2 Перевод и интерпретация текста зарубежных правовых актов здесь и далее выполнены автором. За их достоверность и полноту отвечает автор.