В полку ОЭЗ прибыло. Насколько эффективна такая форма поддержки бизнеса

| статьи | печать
В полку ОЭЗ прибыло. Насколько эффективна такая форма поддержки бизнеса

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин 7 марта подписал сразу пять постановлений о создании трех новых и расширении двух действующих особых экономических зон (ОЭЗ) в Мордовии, Калужской, Липецкой, Ростовской и Тверской областях. Событие приятно еще и тем, что в наше неспокойное время оно придает уверенности в твердой поступи страны на пути к намеченным целям. Но и дает повод задать вопросы экспертам об эффективности механизма ОЭЗ, о том, на какие еще производства стоило бы его распространить.

Сначала, однако, о «новобранцах». Правительство информирует, что новая ОЭЗ «Система» разместится в Саранске и на территории Лямбирского муниципального района в Мордовии. Предполагается, что ее резидентами станут не менее шести компаний, специализирующихся на выпуске строительных материалов, электрооборудования, электронных и оптических изделий, химической продукции, а также машиностроении. Суммарный объем инвестиций предприятий-резидентов составит более 33,3 млрд руб. Кроме того, будут созданы 775 новых рабочих мест.

В постановлении о создании данной ОЭЗ принимаются к сведению обязательства Правительства Республики Мордовия об осуществлении в период до 2026 г. строительства необходимой инфраструктуры за счет средств бюджета Республики в размере не менее 414 млн руб.

Еще одна новая ОЭЗ — «Ростовская» — создана в Новочеркасске. В ней планируют работать восемь компаний, которые привлекут 8,6 млрд руб. инвестиций и создадут не менее 790 новых рабочих мест. Резиденты намерены реализовать проекты по производству прицепной и полуприцепной техники, промышленного холодильного оборудования. Кроме того, в Новочеркасске будет построен комплекс по сжижению природного газа, завод, где будет изготавливаться оборудование для очистных сооружений, химический завод, выпускающий синтетические смолы и защитно-декоративные материалы.

Также новая ОЭЗ «Эммаусс» появится в Калининском и Конаковском муниципальных районах Тверской области. Ее предприятия-резиденты будут заниматься производством полиэтиленовых труб, обработкой листового металла, созданием отечественных канатных дорог.

Помимо этого, планируется наладить изготовление сухих строительных смесей, запустить производство бетонных и полимерных конструкций для транспортной отрасли. Одна из компаний намерена расширить мощности по выпуску кондитерской продукции.

Всего частные инвесторы готовы вложить в свои проекты более 17 млрд руб. и создать почти 8,4 тыс. новых рабочих мест.

Правительство Тверской области тоже обязуется в период до 2025 г. вложить в строительство инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры за счет средств бюджета области не менее 1119 млн руб.

Кроме того, границы действующей особой экономической зоны в Калужской области будут расширены за счет площадок, расположенных в Бабынинском муниципальном районе. Там планируется открыть три фармацевтических производства. Общий объем инвестиций в их строительство составит около 17,2 млрд руб. Открытие этих предприятий в перспективе позволит создать более 2 тыс. рабочих мест.

В соответствующем постановлении тоже отражены обязательства Правительства Калужской области инвестировать в инфраструктуру ОЭЗ на земельных участках, расположенных на территории муниципального района «Бабынинский район» за счет средств бюджета области не менее 874,6 млн руб. в период до 2028 г.

ОЭЗ «Липецк» также будет расширена за счет включения новой территории в Липецке. Там, на площадке бывшего тракторного завода, планируется создать производство сельскохозяйственных машин и прицепов. При этом вся необходимая инфраструктура для этого уже существует. Инвестор готов вложить в новое предприятие 32,4 млрд руб. Запуск производства даст возможность для появления почти 2,5 тыс. новых рабочих мест.

В правительстве напоминают, что особые экономические зоны создаются для развития обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей экономики, туризма и портовой инфраструктуры. Размещение в ОЭЗ дает бизнесу ряд преимуществ. Так, резиденты могут пользоваться налоговыми льготами и таможенными преференциями, а также рассчитывать на снижение арендных платежей.

Вот и самое время послушать экспертов.

Комментарий эксперта

Механизм ОЭЗ прекрасно подходит для тех видов бизнеса, на которые он нацелен — для запуска крупных производств. Если инвестор планирует вложить в запуск нового производства хотя бы 500 млн руб. или несколько миллиардов, то ему будет удобно и выгодно запустить этот проект в ОЭЗ. Там он получит налоговую поддержку на первые годы и доступ к подготовленной инфраструктуре. Последнее не является обязательной частью ОЭЗ, но логично стыкуется с налоговыми и административными преференциями, поэтому большинство ОЭЗ — это еще и государственные инвестиции в промышленную площадку.

Основной минус в этой политике — она смещает акценты государственной поддержки промышленности на крупный бизнес. На практике есть множество рыночных ниш, где для запуска полноценного бизнеса нужны вложения 100—200 млн руб., и таким компаниям просто нечего делать в особых экономических зонах. В итоге происходят две вещи. Во-первых, страдает диверсификация экономики. А во-вторых, от решения о создании ОЭЗ до появления первых производств проходят годы, и все это время деньги, вложенные государством в подготовку промышленной площадки, не работают.

Комментарий эксперта

ОЭЗ — отличный инструмент привлечения и развития бизнеса на новых либо отстающих территориях Российской Федерации. С учетом существенных налоговых льгот на первые годы ОЭЗ как раз отлично стимулирует открытие и строительство капиталоемких объектов. Ведь для бизнеса в инвестиционный период, до выхода компаний на операционную прибыль и самоокупаемость, CAPEX, налоги с ФОТ и налог на имущество являются существенными расходами.

В будущем этот механизм желательно сохранять и приумножать, а главное — внедрять. С моей точки зрения, важна большая популяризация мер ОЭЗ в разных регионах РФ и детальные разъяснения для бизнеса о существующих налоговых и иных льготах. Это эффективный механизм, который позволяет предпринимателям заходить на территории, которые с точки зрения экономической выгоды, особенно в первые пять — десять лет — до выхода на окупаемость проекта, — являются довольно тяжелыми периодами.

Если говорить именно о Green Flow, во всех наших новых территориях освоения, при открытии новой SPV, мы стараемся выбирать территории ОЭЗ. Для нас это дополнительные преференции и очень большие плюсы. В частности, нам удается сократить сроки окупаемости проектов и направить освободившиеся средства на развитие новых бизнесов либо на какие-то реновации, которые необходимы для наших действующих объектов.

Комментарий эксперта

ОЭЗ как площадки для создания литейных производств

Очень интересным, на наш взгляд, является размещение на территориях с особыми преференциями литейных производств. Реализация подобных проектов требует значительных инвестиций, поэтому налоговые льготы и возможность использования инфраструктурной базой (особенно логистической) выступает огромным подспорьем.

Ограничения размещения литейного производства обусловлены нормами СанПИН, определяющими параметры санитарно-защитных зон и объектов, граничащих с вновь создаваемым производством.

Плюсы и минусы размещения производственных предприятий с литейными цехами в ОЭЗ

Когда речь идет о снижении себестоимости выпуска продукции, а как следствие — повышении конкурентоспособности, тогда это, безусловно, интересно бизнесу. Снижение налоговой нагрузки может существенно помочь в борьбе на повышение рентабельности бизнеса в целом.

Одним из минусов всегда были и будут — бюрократические процедуры. Там, где льготы — там повышенные требования к отчетности/документации/деятельности. Поэтому необходимы специальные люди, которые будут выполнять все требования ОЭЗ и следить за корректностью оформления всей необходимой документации при ведении деятельности. Нестандартные налоговые ставки всегда привлекают дополнительное внимание и требуют ресурсов на корректное ведение делопроизводства.

Вторым минусом может быть географическое расположение ОЭЗ, ТОР, ТОСЭР. Продукция литейного производства предназначена для конкретных промышленных предприятий. И доставка может «съесть» все выигранные за счет льгот преимущества. Поэтому в случае проработки проекта строительства литейного производства большое внимание необходимо уделить экономике сбытовой цепочки.

Еще одной проблемой, которая объединяет всех резидентов особых экономических зон — это кадровый дефицит, в том числе, опять же, ввиду географической локации. Удаленность от населенных пунктов существенно затрудняет привлечение специалистов, которых и без того на сегодняшний день не хватает в литейной отрасли.

Комментарий эксперта

Можно сколько угодно расширять список направлений производства товаров и услуг для получения резидентства ОЭЗ, однако приводит это только к одному результату — легализованной недобросовестной конкуренции. Изначально создание ОЭЗ было очень хорошей идеей стимулирования производства высокотехнологичной, ориентированной на экспорт продукции. Однако первые же проверки деятельности ОЭЗ выявили, что большинство товаров реализуется на внутреннем рынке, а внешнеэкономическую деятельность осуществляют всего лишь около четверти резидентов. Поэтому без создания полного цикла производства глобально конкурентоспособной продукции, от фундаментальных исследований до патентования и внедрения российских технологий в массовое производство с наличием конкретного конечного потребителя на внешнем рынке, все эти идеи ОЭЗ остаются эффективными только в воображении чиновников. Хорошим вариантом может ста­ть возрождение наукоградов как основы технологического развития нашего государства.