Деятельность маркетплейсов предлагают регулировать специальным законом

| статьи | печать

Буквально через полгода с момента внесения в Госдуму законопроекта № 445923-8, направленного на урегулирование деятельности, связанной с дистанционной торговлей (см. «ЭЖ-Юрист» № 39 (1290), 2023), в нижнюю палату парламента внесен еще один законопроект, № 568223-81, создающий основу государственного регулирования деятельности маркетплейсов. При этом оно коснется не только площадок, но и продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. О том, какое регулирование предлагается и как его оценивают эксперты, читайте в нашем материале.


1 Законопроект № 568223-8 «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“.

Комментарий эксперта

Понятие «владелец агрегатора информации о товарах» (или маркетплейса) было введено в Закон о защите прав потребителей еще в 2018 г. в рамках первых шагов упорядочивания их деятельности. Но единого комплексного регулирования интернет-торговли через маркетплейсы у нас до сих пор нет. Стороны самостоятельно вырабатывают договорные конструкции с учетом требований ГК РФ, Закона о защите прав потребителей, постановления Правительства РФ № 2463 и пр.

При этом за последние годы оборот маркетплейсов сильно вырос, в связи с чем возникла идея регулирования их деятельности в специальном законе. Поэтому разработанный законопроект, согласно пояснительной записке, призван гарантировать защиту прав и законных интересов участников рынка онлайн-площадок, устранить текущие пробелы в регулировании, а также сформировать здоровую конкурентную среду.

В частности, им предлагается установить требования к содержанию соглашений между владельцами онлайн-площадок, пунктами выдачи заказов (ПВЗ) и продавцами, а также обязать маркетплейсы размещать их в публичном доступе. Дополнительно для маркетплейсов хотят ввести ряд обязанностей (например, по подтверждению подлинности профилей продавцов). Кроме того, им хотят запретить взыскивать с покупателей любые платежи, связанные с возвратом товара.

При этом в законопроекте нет какого-либо механизма по распределению ответственности и компенсации расходов, связанных с возвратом покупателем товаров как с браком, так и без него. По нашему мнению, данный вопрос требует дополнительного обсуждения с участниками рынка и урегулирования в рамках Закона о защите прав потребителей с учетом потенциального риска расширения категории покупателей с низким процентом выкупаемости товаров надлежащего качества.

К владельцам агрегаторов, занимающих более 20% доли рынка, законопроектом предъявляются повышенные требования. Например, устанавливаются максимальные пределы взыскиваемых маркетплейсом сумм вознаграждения и неустоек — не более 10% от стоимости товара и не более 15% от стоимости услуг соответственно. Кроме того, по аналогии с положениями Закона о торговле1 устанавливаются антимонопольные правила к взаимодействию маркетплейсов с контрагентами. При этом об изменениях соглашений, ухудшающих положение владельцев ПВЗ/продавцов, вводится обязательное уведомление за 30 дней.

Для владельцев ПВЗ и продавцов уточняются их информационные права и обязанности, в том числе по соблюдению положений законодательства и условий договора. Любопытно, что в отношении маркетплейсов в законопроекте их права практически не перечисляются.

Очевидно, что принятие законопроекта повлечет внесение необходимых изменений в КоАП РФ. Возможно, за несоблюдение маркетплейсами новых требований будет установлена административная ответственность по аналогии с ответственностью торговых сетей за нарушение установленных требований к торговой деятельности в виде штрафов до 5 000 000 руб. (ст. 14.40—14.42 КоАП РФ).

На наш взгляд, предложенный законопроект является избыточным и явно направлен на решение текущих конфликтов экономически зависимых участников с товарными маркетплейсами, которые могут при острой необходимости быть дополнительно урегулированы в рамках уже имеющихся нормативных правовых актов. Любое государственное вмешательство в договорные отношения между субъектами предпринимательской деятельности подлежит тщательному обсуждению с самими субъектами с учетом перспектив дальнейшего развития и влияния на рынок. Более того, не стоит забывать и про роль soft law, в рамках которого уже приняты важные шаги по урегулированию отношений маркетплейсов с остальными игроками2.


1 Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

2 Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров» (утв. на заседании Комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле в Российской Федерации, Протокол № 15-641 от 22 декабря 2022 г.) (подписаны 07.06.2022); «Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с владельцами пунктов выдачи заказов» (утв. Комиссией по созданию условий саморегулирования в электронной торговле в Российской Федерации, Протокол от 03.10.2023 № 15-381 (подписаны 10.10.2023).

Комментарий эксперта

Законопроект в некоторых своих положениях пересекается с проектом № 445923-8, но охватывает более широкий спектр вопросов деятельности маркетплейсов. Его цель — устранение неопределенности в понятиях и детализация прав и обязанностей маркетплейсов, продавцов и владельцев ПВЗ в их отношениях друг с другом и с потребителями.

Основные нововведения проекта:

  • термины. Законопроект дает четкие определения таким понятиям, как «электронная торговля», «агрегатор информации о товарах», «продавец», «пункт выдачи заказов» и пр. И, в частности, разъясняет, что продвижение товара или, например, логистические услуги не относятся к услугам электронной торговли и не могут оказываться маркетплейсами;

  • регулирование взаимоотношений маркетплейсов с конечным потребителем. Например, вводится запрет на компенсационные и иные платежи в связи с возвратом товара. Сейчас некоторые маркетплейсы удерживают плату за отказ покупателя от товара, причем вне зависимости от причины отказа;

  • перечень требований к договору оказания услуг маркетплейса. Так, описание процедуры обжалования решений и действий (бездействия) маркетплейса становится обязательным пунктом договора. Кроме того, эти договоры предлагается сделать открытыми для всех — то есть размещать их в интернете;

  • закрепление обязательств и ответственности маркетплейсов. Например, агрегатор должен обеспечивать соразмерность санкций, налагаемых на продавцов и владельцев ПВЗ, а также предоставлять по запросу мотивированное обоснование применения санкций за нарушение условий договора.

Отдельно стоит остановиться на тех положениях, которые направлены на снижение монополизации рынка. Для этого устанавливается особая категория маркетплейсов — занимающих значимое положение на рынке. Маркетплейс попадает в эту категорию, если через него совершается более 20% от всех сделок, осуществленных всеми маркетплейсами за предшествующий календарный год. Для них предусмотрена дополнительная ответственность и ограничения:

  • не допускается установление в договорах запрета на перемену лиц в обязательстве (цессии);

  • нельзя запрещать контрагенту осуществлять деятельность на других площадках, что положительно повлияет на конкуренцию;

  • запрещается создавать какие-либо преимущества при продаже маркетплейсом собственных товаров, что также направлено на формирование равных условий для всех участников торговли;

  • обязаны опубликовать в свободном доступе свою коммерческую политику — стоимость услуг маркетплейса, основания предоставления скидок и их размер, что приведет к большей прозрачности и открытости.

Тенденция по регламентации деятельности маркетплейсов видится вполне логичной в нынешних реалиях. Законопроект направлен на решение «наболевших» вопросов и ограничение лидеров рынка электронной торговли. Думается, что это только начало, и существующие законопроекты еще будут доработаны — или появятся новые.

Комментарий эксперта

В законопроекте закрепляются понятия и правовой статус маркетплейсов, продавцов и владельцев ПВЗ.

При этом к агрегаторам информации о товарах отнесены программы для ЭВМ, сайты, страницы в интернете, посредством которых потребитель может познакомиться с предложением продавца о заключении договора купли-продажи товара, заключить такой договор с продавцом, предварительно оплатить товар переводом денежных средств владельцу агрегатора.

Устанавливаются требования к договорам между владельцем агрегатора и продавцом/владельцем пункта выдачи. К обязательным условиям таких договоров отнесено понятное и явное изложение условий сотрудничества. Также предусмотрено обязательное размещение маркетплейсом текста договора в действующей и предыдущих редакциях на своем сайте.

При этом требования к деятельности владельцев агрегаторов законопроектом разделены на две группы. Первая группа включает универсальные требования:

  • о проверке продавцов/владельцев пункта выдачи и доведении этих сведений до покупателей;

  • о размещении онлайн-платформой на своем сайте форм договоров с продавцами товара или владельцами пункта выдачи заказов;

  • о соразмерности санкций выявленным нарушениям;

  • об обеспечении соблюдения требований к обороту товара и т.д.

Эти требования едины для всех онлайн-платформ.

Вторая группа включает специальные требования для участников рынка — агрегаторов, имеющих значимое положение на рынке, и для них предусматриваются более строгие ограничения. Например, им запрещается:

  • включать в договоры условия об отказе от конкуренции, дискриминационные условия реализации товаров;

  • навязывать невыгодные условия поставщикам и владельцам пунктов выдачи.

Владельцы таких платформ будут обязаны уведомлять об изменении договора, ухудшающего положение продавцов или владельцев пункта выдачи, за 30 дней до их вступления в силу. Помимо этого, на них возлагается обязанность принять и разместить на своем сайте торгово-сбытовую (коммерческую) политику, раскрывающую стоимость услуг по организации электронной торговли, основания предоставления и размер скидок.

Стремительное развитие агрегаторов требует единого законодательного регулирования, которого сейчас нет. Однако предложенный вариант можно оценивать двояко. С одной стороны, он восполняет пробел в регулировании онлайн-платформ и направлен на защиту прав более слабой стороны в правоотношениях. А с другой, очевидно, что дополнительные ограничения негативно скажутся на прибыли маркетплейсов, снизят их рентабельность. Их владельцы могут начать искать способы возместить свои потери, подняв стоимость своих услуг, чтобы сохранить уровень доходов. В итоге это может привести к подорожанию товаров.

Полагаем, что участникам рынка и власти нужен диалог, итогом которого станут не жесткие ограничения, а регулирование, учитывающее интересы всех сторон.

Комментарий эксперта

Законопроект призван установить основы госрегулирования деятельности маркетплейсов, предотвратить их недобросовестное поведение, ввести гарантии защиты прав и законных интересов участников оборота, сформировать здоровую конкуренцию на рынке.

Документ содержит следующие положения:

  • существенные условия до­говоров, которые заключают владельцы маркетплейсов с продавцами и владельцами ПВЗ. Среди прочего такие договоры должны содержать ответственность сторон за нарушение положений договора, в том числе перечень санкций, основания и порядок их применения; порядок обжалования решений и действий (бездействия) владельцев маркетплейсов. Установлена обязанность владельца маркетплейса размещать условия договоров в текущей и прежних редакциях на своем сайте в сети Интернет;

  • требования к деятельности маркетплейса. Так, его владелец должен размещать сведения, позволяющие идентифицировать продавца; не допускать продажу продукции, оборот которой запрещен или ограничен; проверять товары, которые подлежат маркировке или обязательному подтверждению соответствия, на наличие таких маркировки и подтверждения; обеспечивать соразмерность санкций, налагаемых на продавцов и (или) владельцев ПВЗ; предоставлять продавцам и владельцам ПВЗ по запросу мотивированное обоснование применения санкций;

  • права и обязанности продавцов и владельцев ПВЗ. Например, они имеют право обращаться к владельцу маркетплейса с письменным требованием о предоставлении мотивированного обоснования применения санкций;

  • уполномоченный орган по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства — ФАС России. Ей предлагается предоставить полномочия по рассмотрению дел о нарушении соответствующих правил в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством;

  • ответственность должна быть предусмотрена КоАП РФ;

  • применение правил о торговых сетях к ситуациям, когда владельцы маркетплейса продают собственные товары.

Большим плюсом законопроекта являются положения, обеспечивающие строгую фиксацию, прозрачность и четкость в отношениях между владельцами маркетплейсов, продавцами и владельцами ПВЗ.

С другой стороны, некоторые ограничения (например, запрет взимания платы за возврат товара и ограничения стоимости услуг маркетплейса) не учитывают все нюансы данной деятельности и могут негативно сказаться на участниках оборота. Полагаем, что данные положения потребуют доработки с учетом консультаций с представителями маркетплейсов и оценки экономического эффекта предлагаемых ограничений.

Комментарий эксперта

В законопроекте предпринимается попытка балансирования отношений между владельцами маркетплейсов и продавцами, а также владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ) с учетом того, что владельцы маркетплейсов занимают доминирующую позицию в таких отношениях.

Из п. 4 ст. 1 законопроекта следует, что он будет распространяться только на маркетплейсы, на которых реализуются товары. Отношения маркетплейсов, на которых предлагаются к оказанию услуги (например, по доставке продуктов питания либо по организации перевозок), законопроект не затрагивает.

Согласно п. 1 ст. 3 законопроекта владельцы маркетплейсов не смогут по умолчанию включать в договор смежные услуги (маркетинговые, логистические и иные). В отношении крупных маркетплейсов (агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке) также вводится запрет любых выплат в их пользу, не связанных с оказанием услуг по организации электронной торговли (п. 3 ст. 6 законопроекта). К занимающим значимое положение на рынке относятся маркетплейсы, законопроект относит тех, у кого доля сделок составляет не менее 20% от общего количества сделок, совершенных на маркетплейсах за предыдущий год (подп. 2 ст. 2 Законопроекта). Из этого следует, что сопутствующие услуги (в частности, по доставке товаров) продавцы смогут оказывать самостоятельно, а маркетплейсы будут ограничены в том, чтобы настаивать на их включении в перечень выполняемых ими действий, увеличивающих стоимость договора.

Представляется интересным соотношение понятия организации электронной торговли, которая определяется в законопроекте как оказание услуг, с условиями о предоставлении лицензии на использование сервиса в качестве объекта интеллектуальных прав. Законопроект ограничивает в получении каких-либо выплат, не связанных с оказанием услуг по организации электронной торговли, только владельцев крупных маркетплейсов. Из этого следует, что стоимость лицензии за использование сервиса-маркетплейса должна будет включаться владельцами крупных маркетплейсов в стоимость организации услуг по электронной торговли. Владельцы маркетплейсов, которые не занимают доминирующего положения на рынке, в свою очередь смогут требовать выплаты лицензионных вознаграждений в отдельности от стоимости услуг по организации электронной торговли.

Законопроект устанавливает обязательные требования к договорам между маркетплейсом и владельцами ПВЗ, а также между маркетплейсом и продавцами. В договорах с владельцами ПВЗ должны закрепляться требования к инфраструктуре ПВЗ, а также к самим владельцам.

Маркетплейсы также будут ограничиваться в возможности требовать от продавцов компенсации за возврат покупателем товара (п. 3 ст. 6 законопроекта).

В законопроекте вводится запрет ограничения возможности выдачи в ПВЗ заказов, поступающих из разных маркетплейсов (подп. 4 п. 1 ст. 6 законопроекта). Владельцы крупных маркетплейсов также не смогут создавать преимущества по позиционированию своих товаров на собственных маркетплейсах (подп. 5 п. 1 ст. 6 законопроекта).

Дополнительно планируется наложить на крупные маркетплейсы обязанность уведомлять владельцев ПВЗ и продавцов об односторонних изменениях договоров с ними, которые ухудшают их положение, за 30 дней до вступления таких изменений в силу (подп. 7 п. 1 ст. 6 законопроекта). К таким изменениям относится увеличение объема обязанностей и уменьшение объема прав продавцов или владельцев ПВЗ, увеличение размера комиссии маркетплейса, увеличение размера штрафов и введение дополнительных санкций за нарушение договора. Перечень условий, которые ухудшают положение продавцов и владельцев ПВЗ, открыт.

Комментарий эксперта

Законопроектом предлагается ввести комплексное регулирование правоотношений, складывающихся при реализации товаров на маркетплейсах. В тексте пояснительной записки к нему справедливо отмечены существующие проблемы взаимоотношений таких агрегаторов с продавцами и владельцами ПВЗ. Ведь действующее законодательство их почти не регулирует. Поэтому инициатива установления полноценного регулирования, да еще и на уровне федерального закона, является своевременной.

Законопроект вводит основные понятия, описывающие отношения маркетплейсов с другими участниками рынка; предусматривает требования к договору об оказании услуг агрегатора информации о товарах и к договору, заключаемому владельцем агрегатора информации о товарах с владельцем ПВЗ; устанавливает требования к организации и осуществлению деятельности агрегаторов информации о товарах; вводит правила организации и осуществления деятельности агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке, права и обязанности продавца, права и обязанности владельца ПВЗ; возлагает полномочия по контролю (надзору) за соблюдением закона на ФАС России, а также вносит отдельные изменения в законодательство.

Законопроект исходит из того, что договоры, заключаемые между маркетплейсами и продавцами, владельцами ПВЗ, являются публичными (ст. 426 ГК РФ), определяет их предмет и предусматривает перечни условий, которые такие договоры должны содержать.

Для самих маркетплейсов законопроект вводит ряд обязанностей, направленных на обеспечение прав покупателей товаров. Также законопроект особо выделяет маркетплейсы, занимающие значимое положение на рынке, и вводит для них ряд ограничений антимонопольного характера (прежде всего, запрет включения в договор условий, ограничивающих взаимодействие продавца с другими маркетплейсами).

В целом, представляется, что законопроект носит «про-селлеровский» характер, который ставит маркетплейсы в весьма жесткие рамки. Эти ограничение носят совершенно справедливый характер и направлены на недопущение злоупотреблений.

Важно отметить, что данная инициатива может потребовать от маркетплейсов существенных затрат (по меньшей мере, придется создать штат специалистов, которые будут заниматься исполнением возложенных на маркетплейсы обязанностей). Поэтому необходимо подумать о механизме, который не допустил бы перекладывания этих расходов на продавцов и владельцев ПВЗ, а по цепочке — и на конечных потребителей.