Тенденции развития внутреннего аудита

| статьи | печать

Институт внутренних аудиторов и «Технологии Доверия» опубликовали итоги нового совместного исследования состояния и тенденций развития внутреннего аудита в российских организациях нефинансового сектора за 2023 г. В опросе приняли участие 65 руководителей служб внутреннего аудита (СВА) из различных отраслей экономики. Полученные данные эксперты сравнили с результатами аналогичного исследования за 2021 г., чтобы оценить динамику изменений в профессии за прошедшие несколько лет.

Как показал опрос, подчиненность и подотчетность СВА в большинстве случаев соответствует лучшим практикам в области внутреннего аудита. 74% руководителей СВА функционально подотчетны Совету директоров/Наблюдательному совету/Комитету по аудиту. 89% руководителей СВА административно подчиняются Президенту/Генеральному директору/Председателю правления организации. Взаимодействие с функциональным руководством осуществляется руководителями СВА чаще всего на ежеквартальной основе (54% респондентов).

На основании ответа респондентов аналитики составили топ-3 направлений, где внутренний аудит принес наибольшую пользу для организации в 2022—2023 гг. 48% участников опроса к позитивным результатам своей работы отнесли повышение эффективности системы внутреннего контроля. 34% — совершенствование/реинжиниринг бизнес-процессов. 12% — сокращение затрат.

Ключевыми показателями эффективности эксперты назвали: степень фактического выполнения аудиторского плана (85%), результаты опроса высшего исполнительного руководства (57%), количество реализованных аудиторских рекомендаций (49%).

Обеспечение качества работы СВА по-прежнему является одним из ключевых аспектов для руководителей внутреннего аудита. 49% участников опроса проводили внешнюю оценку на соответствие Международным профессиональным стандартам внутреннего аудита. 65% — проводили внутреннюю самооценку на соответствие стандартам. Также 65% респондентов отметили, что в их СВА разработана Программа обеспечения и повышения качества внутреннего аудита (или аналогичная программа).

Согласно результатам опроса, основными обязанностями внутреннего аудита на текущий момент и в планах на 2024 г. являются: оценка эффективности системы внутреннего контроля (этот вариант ответа выбрали 95% респондентов), мониторинг процесса устранения недостатков СВК (88%), консультирование исполнительного руководства по различным вопросам (82%). В планах на 2024 г. участники исследования планируют выделять больше времени на ИТ-аудиты и оценку качества управления стратегическими рисками (на 7 и 9% соответственно по сравнению с текущим годом), а также оценку эффективности СУР.

Что касается частоты обновления плана, 49% респондентов обновляют годовой план проверок по мере необходимости и в соответствии с изменяющимися рисками. Это подтверждает важность оперативного реагирования на меняющиеся риски при планировании деятельности СВА, считают авторы исследования.

Как и в 2021 г., наиболее востребованными компетенциями внутренних аудиторов являются знание отрасли и бизнес-процессов и навыки аналитического мышления. Существенно снизилась востребованность знаний и навыков в вопросах противодействия и расследования мошенничества: данный навык считался ключевым для 24% респондентов в 2021 г., в текущем году его указали лишь 9%.

Профессиональное развитие внутренних аудиторов обеспечивается за счет регулярного обучения и получения профильных сертификатов. В 58% СВА присутствует как минимум один дипломированный внутренний аудитор Certified Internal Auditor (в 2021 г. — в 54% случаев). В 42% СВА присутствует по крайней мере один специалист, получивший свидетельство о соответствии профессиональному стандарту «Внутренний аудитор». Для сравнения, в 2021 г. эта цифра составляла 27%.

Ключевыми факторами, которые влияют на деятельность СВА, респонденты называют недостаточный уровень зрелости системы корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля (52%), большие затраты времени на получение необходимой информации (46%) и недостаточную обеспеченность кадровыми ресурсами (43%). Недостаточные полномочия сотрудников СВА назвали существенным фактором лишь 5% респондентов.