Резиденты ТОРов, свободного порта Владивосток, Арктической зоны — добро пожаловать в налоговый мониторинг!

| статьи | печать

В сентябре 2023 г. Федеральная налоговая служба анонсировала и неуклонно двигается в направлении снижения цифровых порогов для вступления в режим налогового мониторинга1. Одним из таких шагов является принятие законопроекта, предусматривающего полную отмену пороговых значений для перехода на налоговый мониторинг резидентов территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток и Арктической зоны, который стремительно прошел второе и третье чтения в Государственной Думе и уже одобрен Советом Федерации2. Если учесть, что представители ФНС неоднократно говорили о своем желании контролировать применение налоговых льгот, субсидий и других мер государственной поддержки инвесторов посредством налогового мониторинга, сомнений в том, что данный законопроект примут до конца года, практически нет.

Отметим, что это далеко не первое мероприятие, которое направлено на расширение перечня «льготных» налогоплательщиков, имеющих возможность перейти на режим налогового мониторинга в «упрощенном» порядке.

Промышленные кластеры стали пионерами, резиденты ОЭЗ не отставали

Начиная с 1 января 2023 г.3 все участники промышленных кластеров, в том числе заключившие или не заключившие специальный инвестиционный контракт (СПИК), имеют право вступить в налоговый мониторинг без соблюдения суммовых критериев.

Позднее, 2 ноября 2023 г., был принят Федеральный закон № 522-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 105.26 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», который упростил доступ к налоговому мониторингу и резидентам особых экономических зон также за счет снятия пороговых значений.

В указанных шагах прослеживается новая тенденция в применении инструментов контроля: прозрачность компании становится одним из главных условий для получения государственной поддержки. И мы не исключаем, что в будущем это коснется большинства организаций, получающих различные льготы.

Тем не менее есть и нюансы. Обязательным налоговый мониторинг становится не сразу после отмены суммовых критериев, а после внедрения обязательств о трансформации в юридическую обвязку для применения мер государственной поддержки, например, как это было с СЗПК.

СЗПК 2.0 получил статус «обязательный» для участия в налоговом мониторинге

С 1 апреля 2021 г. государство не заключало новые СЗПК, но с 28 июня 2022 г. процесс заключения соглашений (СЗПК 2.0) был возобновлен, что сопровождалось утверждением ряда новых правил. В частности, у участников СЗПК 2.0 появилась новая обязанность — переход на налоговый мониторинг. Отказ от перехода на новый режим, в свою очередь, автоматически лишает компанию права быть стороной соглашения, а значит, и права на различные формы государственной поддержки.

Между тем участникам соглашения дали время для подготовки к переходу на режим налогового мониторинга: перейти на новый вид взаимодействия с налоговым органом необходимо в течение трех лет с момента заключения СЗПК 2.0.

Однако стоит учитывать, что при проведении налогового мониторинга ФНС, помимо корректности исчисления налогов, сборов и страховых взносов, будет проверять и фактические затраты, по которым предусмотрено предоставление мер государственной поддержки. Это означает, что участник СЗПК 2.0 должен будет предоставить доступ к документам, подтверждающим затраты со дня заключения соглашения, а не со дня вступления в режим налогового мониторинга4.

Переход к налоговому мониторингу — марафон, а не спринт

Учитывая историю с СЗПК 2.0, по нашему мнению, налогоплательщики, имеющие право на беспороговый переход, находятся сейчас в так называемой «буферной зоне» и должны следить за дальнейшим развитием ситуации. Например, в таком положении с начала 2023 г. уже находятся участники промышленных кластеров, рассматривающие возможность заключения СПИК. Мы не можем полностью исключить вероятность того, что такие организации не увидят в положениях будущего соглашения условие о переходе в режим налогового мониторинга.

В целом подготовка к вступлению в режим налогового мониторинга зависит от масштабов компании, сложности ее бизнес-модели, автоматизации налогового учета. Как правило, меньше, чем за 6—9 месяцев, в отдельных случаях — год и больше, качественно подготовиться нельзя.

В этой связи за время «наблюдения» можно провести диагностику, оценить готовность к трансформации и адаптировать свои дальнейшие планы по цифровизации, автоматизации и развитию в других направлениях к дальнейшим изменениям законодательства, которые наступят с высокой вероятностью.

«Качественная диагностика — залог успешного перехода на налоговый мониторинг», — считает Юлия Орлова, партнер, руководитель направления налогового мониторинга ДРТ.

Диагностика может быть проведена по принципу самодиагностики или сторонними провайдерами: здесь возможны любые варианты. Наша рекомендация, с точки зрения нашего богатого проектного опыта, — лучшая практика заключается в привлечении специалистов, которые уже имеют опыт соответствующей диагностики и могут предоставить свежий сторонний взгляд на процессы, на информационные системы, на СВК компании и дать, как результат, ценность с точки зрения возможных направлений совершенствования доработок и других мероприятий, которые необходимы для успешного вступления в режим налогового мониторинга.

Преимущества режима налогового мониторинга

Несмотря на то, что переход на режим налогового мониторинга ― объемный и сложный проект, требующий специальных знаний и существенных трудозатрат, он, безусловно, имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с традиционными формами контроля.

Ключевые преимущества налогового мониторинга для налогоплательщиков остались в целом неизменными, кроме интеграции с АИС «Налог-3». Так, с 1 января 2024 г. все участники налогового мониторинга должны обеспечить прямой доступ ФНС к информационной системе налогоплательщика через интеграцию с АИС «Налог-3». Предположительно данная интеграция предоставляет дополнительные преимущества компаниям, особенно это касается налаживания цифрового обмена данными и документами с ФНС и потенциального сокращения затрат на прохождение всех форм налогового контроля.

Что касается других преимуществ режима налогового мониторинга — это в первую очередь освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством о налогах и сборах) и, соответственно, затрат, связанных с налоговым администрированием.

В первую очередь это освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством о налогах и сборах) и, соответственно, затрат, связанных с налоговым администрированием. Участники налогового мониторинга освобождаются от штрафов и пеней путем выполнения/согласования мотивированного мнения с налоговыми органами. Принимая во внимание, что с точки зрения доначислений лидируют доначисления по ст. 54.1 НК РФ, освобождение от штрафов — это очень существенное влияние на чистый денежный поток компании и показатель EBITDA. Эти показатели, в свою очередь, достаточно часто учитываются, например, при кредитовании, оценке стоимости компании.

Если рассуждать о других эффектах, которые может позволить достичь режим налогового мониторинга, — это, конечно же, уменьшение административных затрат на прохождение налогового контроля, повышение качества СВК и автоматизации налогового учета в целом.

Менее очевидным является положительный репутационный эффект — став участником налогового мониторинга, компания фактически заявляет о прозрачности, высокой чистоте своей хозяйственной деятельности, что является своего рода «знаком качества» для его партнеров.


1 https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/13848993/?yscli d=lq3hgebl5s111309336.

2 Законопроект № 452648-8.

3 Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 18 марта 2023 г. № 64-ФЗ.

4 Пункт 1, подп. 3 п. 6 ст. 105.26 НК РФ.