Срок на возврат налога при отмене уголовного преследования руководителя

| статьи | печать

Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 23.06.2023 № Ф06-3961/2023 по делу № А72-9223/2022 разъяснил, с какого момента должен отсчитываться трехлетний срок на возврат налога, если в отношении директора компании завели уголовное дело, но впоследствии он был судом оправдан.

Суть дела

В компании была проведена выездная налоговая проверка за 2012—2014 гг., по итогам которой налоговики доначислили ей налоги, пени и штраф. В отношении директора было возбуждено уголовное дело по факту незаконно полученного возмещения НДС из бюджета.

В 2016 г. с компании в пользу инспекции были взысканы доначисленные по результатам проверки суммы.

В 2019 г. решением суда директор компании по обвинению в совершении уголовных преступлений был оправдан. Апелляционным судом решение суда было оставлено в силе.

Компания посчитала, что произведенные налоговой списания денежных средств по решениям о взыскании являются необоснованными, а взысканные средства подлежат возврату ей как юридическому лицу, руководитель которого не совершал инкриминируемых действий.

1 июня 2022 г. компания обратилась в инспекцию с требованием о возврате излишне взысканной суммы налогов в рамках уголовного дела. Налоговики в возврате отказали, сославшись на истечение трехлетнего срока со дня образования переплаты.

Тогда компания подала иск в суд с требованием обязать инспекцию вернуть излишне взысканные средства.

Решения судов

Суд первой инстанции отказал компании в удовлетворении заявленных требований. При этом он исходил из того, что на момент ее обращения в налоговую и в суд истек установленный законодательством трехлетний срок. Кроме того, суд указал, что компания, по сути, просит пересмотреть вступившее в силу решение налогового органа в порядке, не предусмотренном действующим законодательством, и отметил, что вывод о необоснованном привлечении к уголовной ответственности в отношении руководителя компании не является бесспорным доказательством факта излишнего взыскания налогов с самой компании.

Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции не согласился и удовлетворил требования компании. Он указал, что на основании ст. 69 АПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу является обязательным для арбитражного суда. Трехлетний срок для обращения в налоговый орган за возвратом излишне уплаченной суммы налога компанией не пропущен, поскольку она узнала о нарушении своих прав из приговора суда, вступившего в законную силу 26 июня 2019 г.

Кассационный суд решение апелляционной инстанции отменил. Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 25.02.2009 № 12882/08, вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств. В частности, нужно установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Бремя доказывания этих обстоятельств в силу ст. 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.

С учетом того, что компания и ее руководитель отстаивают позицию о реальности хозяйственных операций, с которых был возвращен НДС, об излишней оплате и взыскании налога они не могли не знать в момент его перечисления и взыскания. Перечисление средств в счет уплаты налогов произошло в период с 11 августа 2016 г. по 31 августа 2017 г. Приговор в отношении руководителя компании может подтверждать не момент, когда компания узнала об излишнем перечислении налогов, а момент, когда ее позиция была подтверждена либо опровергнута выводами суда в приговоре.

После вынесения апелляционного определения по уголовному делу 26 июня 2019 г. и до истечения трехлетнего срока после перечисления последнего платежа компания могла в течение более чем года обратиться с заявлением о возврате налога в налоговый орган либо в суд. Однако ею не принимались меры, предусмотренные главой 19 НК РФ, по обжалованию решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения путем обращения в арбитражный суд.

Кассационный суд пришел к выводу, что на момент обращения компании в налоговый орган и в суд трехлетний срок истек, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для возврата сумм налогов.