Минфин обновил перечень индикаторов риска нарушения требований по контролю за ККТ

| статьи | печать

Финансовое ведомство выпустило приказ от 06.06.2023 № 88н, которым утвердило перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по контролю (надзору) за соблюдением законодательства в части применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и ИП. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 5 июля 2023 г. Обращаем внимание, что изменения вступили в силу с 17 июля 2023 г. В статье рассмотрим эти новшества.

Индикаторы риска назначения проверки

Напомним, что ранее для назначения внеплановой проверки применялся только один индикатор риска. Этот индикатор связан с отсутствием в течение 60 календарных дней фискальных данных в виде фискальных документов в автоматизированной информационной системе налоговых органов при наличии зарегистрированной ККТ. Он был утвержден приказом Минфина России от 01.03.2022 № 27н. Этот документ утратил силу с 17 июля 2023 г. в связи со вступлением в действие приказа Минфина от 06.06.2023 № 88н.

С учетом изменений к числу индикаторов риска, которые будут являться основанием для проведения внеплановой проверки ККТ, относятся:

1. Отсутствие в течение 60 календарных дней фискальных данных в виде фискальных документов в автоматизированной информационной системе налоговых органов при наличии зарегистрированной ККТ.

2. Доля фискальных документов, в которых указан признак расчета «Возврат прихода», составляет 30 и более процентов от общего количества фискальных документов с признаком расчета «Приход», сформированных в течение 30 календарных дней. При этом исключением будут являться фискальные документы, сформированные пользователями ККТ, оказывающими услуги ломбардов.

3. Доля фискальных документов — кассовых чеков коррекции (бланков строгой отчетности коррекции) составляет 30 и более процентов от общего количества фискальных документов, сформированных в течение 30 календарных дней.

Напомним, что сейчас плановые проверки ККТ налоговиками не проводятся, они приостановлены. Контроль за соблюдением требований о применении ККТ осуществляется исключительно в рамках внеплановых проверок. Такие требования предусмотрены Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ.

К тому же на основании постановления Правительства РФ от 29.12.2022 № 2516 в 2023 г. действует мораторий на проведение внеплановых проверок ККТ. Это означает, что для налоговых органов применяются ограничения на организацию и проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках госконтроля за соблюдением законодательства о применении ККТ, а также за полнотой учета выручки в организациях и у ИП.

Однако расслабляться не стоит. Введенный мораторий еще не озна­чает, что в 2023 г. налоговики не смогут провести внеплановую выездную проверку ККТ. Такая проверка в качестве исключения может быть проведена в отношении организаций (ИП), использующих ККТ. Это следует из подп. «а» п. 3 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336. Обращаем внимание, что индикаторы риска были перечислены выше.

Документарные проверки

ФНС в своем письме от 05.05.2023 № Д-5-20/32@ сообщает, что согласно постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 предусмотрена возможность проведения в 2023 г. внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (далее — КНМ) (в виде документарной проверки) по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, а также КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования. В случае выявления при таком выездном обследовании нарушений обязательных требований представитель налоговой инспекции вправе незамедлительно провести контрольную закупку.

Отметим, что правительственный документ допускает возможность проведения в 2023 г. таких внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий: выездных обследований и контрольных закупок при выявлении определенных нарушений.

В своем письме ФНС привела порядок проведения документарных проверок:

  • отбор организаций и ИП для проведения проверки по результатам рассмотрения сведений о неприменении ККТ, содержащихся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций;

  • отбор организаций и ИП для проведения проверки по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований;

  • рассмотрение мотивированных представлений о проведении документарной проверки;

  • проведение документарной проверки.

К тому же ФНС поручила своим территориальным органам обращать внимание на налогоплательщиков, которые подпадают под определенные критерии, предусмотренные в письме от 05.05.2023 № Д-5-20/32@:

  • организации (ИП) не имеют зарегистрированной ККТ при наличии такой обязанности или не применяют ее в установленных случаях, а также нарушают порядок и условия регистрации и применения ККТ;

  • организации (ИП) ранее привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за нарушение законодательства о применении ККТ или в их адрес направлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства о применении ККТ, которое не исполнено;

  • организации (ИП) по истечении срока, предложенного для исправления допущенного нарушения и указанного в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства о применении ККТ, не зарегистрировали ККТ или не начали применять ККТ при ее наличии.

Еще обращаем внимание на важный момент: проверка в виде выездного обследования должна проводиться на основании задания руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа. Возможно, при отстаивании своих интересов данная информация пригодится владельцам ККТ.

Также важно знать, что, если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений законодательства о ККТ, инспектор вправе незамедлительно провести контрольную закупку.