Нужно ли подавать расчет, если выплаченный иностранной компании доход не подлежит налогообложению?

| статьи | печать

Верховный суд РФ решением от 30.03.2023 № АКПИ23-19 отказал в признании недействующими положений п. 8.3 Порядка заполнения расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов и приложения № 2 к этому порядку.

Суть дела

Компания выплатила иностранной организации доход, который не подлежит налогообложению у источника выплаты. Она полагала, что, поскольку выплаченный доход налогом не облагается, она не является налоговым агентом. В связи с этим компания не представила в инспекцию налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов по форме, утвержденной приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-3/115@.

Инспекцией в отношении генерального директора компании был составлен протокол о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление налогового расчета. При этом налоговики сослались на п. 8.3 Порядка заполнения расчета (далее — Порядок), согласно которому по строке 020 расчета указывается код дохода из приложения № 2 к Порядку в зависимости от выплачиваемых иностранной организации доходов. А в приложении № 2 есть код 25, под которым значатся доходы, не подлежащие налогообложению у источника выплаты.

Постановлением мирового судьи генеральный директор компании был признан виновным и подвергнут административному наказанию.

Компания обратилась в Верховный суд с иском о признании частично недействующими п. 8.3 Порядка и приложения № 2 к нему, поскольку эти положения возлагают на компанию, не являющуюся налоговым агентом, дополнительную обязанность по оформлению и представлению налогового расчета и противоречат п. 1 ст. 289, п. 2 ст. 309 и п. 4 ст. 310 НК РФ.

Решение суда

Верховный суд в удовлетворении иска отказал. Он отметил, что нормативный правовой акт в оспариваемой части разработан и утвержден компетентным федеральным органом исполнительной власти в пределах полномочий, предоставленных ему законом. А доводы компании о несоответствии оспариваемых положений п. 1 ст. 289, п. 2 ст. 309 и п. 4 ст. 310 НК РФ лишены правовых оснований.

По смыслу п. 3 ст. 247 НК РФ для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории РФ через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль являются доходы, полученные от источников в РФ. Уплата налога с таких доходов происходит посредством удержания его налоговым агентом — российской организацией, выплачивающей доход. Возникновение обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов иностранной организации обусловлено их реальной выплатой в ее пользу.

Доходы иностранной организации, указанные в п. 2 ст. 309 НК РФ, не облагаются налогом, но при этом признаются доходами от источников в РФ, то есть являются объектом налогообложения по налогу на прибыль в силу п. 3 ст. 247 НК РФ, в отношении которого установлено льготное регулирование.

Из системного анализа положений НК РФ следует, что в налоговом расчете подлежат отражению не только сумма налога к уплате, но и сведения об объекте налого­обложения — о суммах выплаченных иностранным организациям доходов. По смыслу п. 4 ст. 310 НК РФ помимо информации об удержанных налогах налоговый агент обязан представлять в налоговый орган информацию о выплаченном в адрес иностранного налогоплательщика доходе от источников в РФ независимо от того, подлежит ли этот доход налогообложению или нет. Отсутствие удержанных за соответствующий период налогов не влияет на обязанность организации представить в налоговый орган сведения о суммах выплаченных иностранным организациям доходов. Иное толкование противоречило бы смыслу налогового контроля.