Кадровый менеджмент: как автоматизация помогает управлять предприятием с большим штатом

| статьи | печать

В последние годы появилось много сервисов, которые позволяют «оцифровать» рутину, а вынужденный перевод сотрудников на удаленку во время пандемии стал катализатором для автоматизации бизнес-процессов. Однако на практике этот тренд развивается не так быстро, как можно предположить: исследования показывают, что каждая вторая компания в России до сих пор использует для управления рабочими процессами таблицы Excel. Особенно сложно автоматизацию воспринимают в производственных компаниях, но здесь есть свои исключения. Антонина Прозорова, руководитель службы персонала «ROCKWOOL Россия», рассказала, как автоматизация помогает управлять предприятием со штатом в 10 тыс. человек.

Автоматизация подбора персонала

Подбор узких специалистов в производственную компанию — задача непростая и амбициозная, она требует и скорости принятия решений, и работы с кадровым резервом, и тесного взаимодействия с заказчиками подбора. В то же время в нашей компании есть и массовые вакансии, которые собирают по 200 и более откликов от соискателей. Чтобы управлять таким пулом кандидатов, мы раньше вручную обрабатывали все резюме, на это требовалось немало времени и сил. Решением стала автоматизация подбора при помощи облачной CRM-системы Talantix (облачная CRM-система).

У нас было несколько целей:

  • во-первых, дать руководителям возможность оперативного доступа ко всей информации по подбору персонала в их команду (включая аналитику по подбору);

  • во-вторых, иметь общую базу кандидатов, чтобы не только работать по актуальным позициям, но и формировать кадровый резерв;

  • в-третьих, повысить скорость коммуникации с менеджером по вопросам, касающимся подбора, и др.

Спустя полгода после начала использования этого ин­струмента можно сказать, что мы добились поставленных целей:

  • Мы можем эффективнее управлять процессом и реагировать на любые изменения (и внешние, и внутренние). Скорость закрытия вакансии сократилась на 25% при высоком уровне удовлетворенности менеджеров.

  • Мы автоматизировали взаимодействие между менеджерами и кандидатами. Руководитель отдела получает доступ ко всей информации по подбору, может сам просматривать резюме и выбирать наиболее интересных для себя кандидатов, а также получать ежедневную аналитику. Зачастую менеджеры не видят той работы, которая предшествует представлению кандидата, идеализируют рынок, а работая в Talantix, они ежедневно получают информацию о количестве обработанных резюме, звонках кандидатам и их результатах, о воронке подбора. Мы сократили время на коммуникацию с кандидатом путем автоматической отправки подтверждений по встречам, ссылок на интервью и тестовых заданий. Если раньше рекрутер тратил на это не менее часа в день, то сейчас это буквально несколько минут.

  • Мы начали вести удобный кадровый резерв: информация по кандидатам сохраняется в системе, при наличии новых вакансий к ним можно вернуться, сократив время на поиски резюме. Важно, что этот функционал реализуется в полном соответствии с российскими законами о персональных данных.

Управление эффективностью сотрудников

Работа с персоналом — это не только собственно подбор, но и дальнейшее развитие сотрудников. В компании большой штат, а офисы и производственные площадки удалены друг от друга, такая задача без использования цифровых сервисов просто невыполнима.

Мы начинали с бумажных форм: подготовили шаблоны, которые использовались для подготовки обеих сторон, затем все сводили в общую форму, распечатывали, подписывали и хранили до следующего раза. Далее мы создали похожую форму на sharepoint, и это стало удобнее с точки зрения редактирования и сохранения истории. Но такой подход точно нельзя назвать оптимальным.

В итоге управление эффективностью, постановка целей и пересмотр заработной платы в «ROCKWOOL Россия» были автоматизированы в рамках основной HRIS Workday. Все эти процессы являются взаимосвязанными и составляют определенную цепочку, поэтому нам показалось удобным объединить их.

Впоследствии у нас появилась быстрая и удобная аналитика, более комфортное управление постановкой и оценкой достижения целей. Но, конечно, как и в случае с любой другой системой, нам потребовалось обучать пользователей.

Наш опыт использования этого инструмента позволяет выделить три основных преимущества:

1. Мы видим значительную эффективность и со стороны руководителя, и со стороны сотрудника. Процесс постановки целей и оценки их достижения прозрачен для обеих сторон, в результате каждый участник понимает свои цели и статус по прогрессу.

2. Мы, как компания, имеем возможность каскадировать глобальные цели бизнеса в конкретные задачи каждого подразделения и сотрудника, чтобы каждый понимал свой вклад в достижение общих идей. Обязательная часть этого процесса — обратная связь от сотрудника к менеджеру, от менеджера к сотруднику. Кроме того, есть возможность запросить обратную связь кросс-функционально.

3. Для процессов не требуется дополнительного бумажного документооборота.

Результат здесь выражается не в повышении скорости, а в том, что теперь сотрудник является полноценным участником процесса постановки целей и напрямую влияет на свою эффективность. Он может делиться обратной связью с руководителем и коллегами, понимает, как и по каким критериям оценивают его вклад в общий результат команды. Это влияет на вовлеченность и лояльность сотрудника — ключевые показатели, которые мы ежегодно измеряем с помощью опросов.

Автоматизация кадровых процессов

При большом штате и гибридном формате работы очень остро встает вопрос с кадровым документооборотом. У «ROCKWOOL Россия» есть четыре завода и несколько офисов, то есть сотрудник может находиться в разных локациях с руководителем и HR-командой. В результате банальная подача заявления на отпуск могла превратиться в длительную процедуру с огромным количеством действующих лиц. Сотруднику приходилось отправлять заявление на отпуск почтой или с курьером своему руководителю на подпись, а затем аналогичным образом — в отдел кадров.

Чтобы справиться с рутиной рядовых кадровых процессов, наша компания приняла решение перейти на self-service для сотрудников и автоматизировать большинство задач на базе 1С. Self-service представляет собой личный кабинет, где сотрудник может сам создать заявку на какие-либо кадровые процедуры в онлайн-формате, в частности подать заявление на отпуск или оформить командировку.

Затем прямо в системе заявление согласуется с руководителями, впоследствии нужно только подписать оригиналы документов: основной регламентированный кадровый учет у нас ведется на бумажных носителях. Сейчас мы рассматриваем внедрение электронного документооборота, встает вопрос об электронной подписи, при наличии которой распечатывать вообще ничего не придется.

Мы используем несколько лучших в своем роде систем, но каждая из них заточена под свою группу процессов. Плюс в том, что каждая система полностью отвечают поставленной задаче и ведет к лучшему результату и пользе для бизнеса. Минус в том, что эти системы разрозненные и при необходимости синхронизации данных возникают трудности. Однако даже при таком варианте выгоды для бизнеса очевидны.

Комментарий эксперта

Как проходил процесс цифровизации в 2022 г.?

Цифровая трансформация в понимании перехода к хранению геологической информации в цифровом виде в нефтегазовой отрасли случилась уже давно, и ее на сегодняшний день можно считать отраслевым стандартом. Современной тенденцией является разработка алгоритмов автоматизированной обработки такой информации. В компании «Транс Нафта Газ Добыча» с 2022 г. были внедрены два решения, которые смогли в десятки раз сократить время обработки информации.

Первое решение — это программа для автоматизации расчета прогнозов добычи нефти и газа, которая учитывает ограничения наземного оборудования и требования по эксплуатации добывающих скважин.

Прогноз добычи нефти и газа — один из основных документов для планирования деятельности добывающих предприятий. Он используется для прогнозирования денежного потока, координации взаимодействия с покупателями энергоресурсов, заключения новых контрактов, планирования буровых работ, принятия инвестиционных решений, взаимодействия с государственными органами и т.д. Точность и скорость составления прогноза напрямую влияет на возможности бизнеса быстро и правильно реагировать на меняющиеся условия.

Исходя из потребности регулярно составлять точный прогноз, было принято решение создать программу, автоматизирующую расчет прогноза добычи, которая позволила повысить эффективность работы предприятия, уменьшила влияние человеческого фактора и сократила время выполнения работы. Появилась возможность оперативно корректировать прогноз при изменении исходных данных, и была повышена его конечная точность.

Алгоритм расчета учитывает следующие ограничения:

  • Объемы газа, которые может обрабатывать наземная инфраструктура. Из-за удаленности от рынков сбыта отсутствует возможность его продажи, частично проблема избыточного газа решается путем его закачки в пласты для целей поддержания давления, однако объемы закачки ограничены техническими лимитами компрессорных установок и количеством нагнетательных скважин.

  • Нежелательность полной остановки скважин на месторождении, большая часть которых закончена на несколько пластов и осуществляет одновременный отбор. Неоднородность притока приводит к перепадам давления в пластах, и в случае полной остановки скважины происходит переток флюидов между пластами, что негативно сказывается на показателях добычи после ее последующего запуска и усложняет учет ресурсов.

Программа автоматически учитывает ограничения и считает точный прогноз добычи. До ее внедрения такие прогнозы приходилось считать вручную, используя Excel, теперь исходные данные загружаются в программу, которая в течение нескольких секунд считает прогноз. В результате внедрения скорость расчета прогнозов сократилась как минимум в три раза, основное время уходит на подготовку исходных данных для загрузки в программу для расчета.

Второе внедренное нами в прошлом году решение — искусственный интеллект для трассировки тектонических разломов на кубах сейсмических данных. Традиционно эта работа выполнялась геологами вручную. Специалисты, используя специализированный софт, просматривали сотни изображений сейсмических разрезов и вручную наносили линии разломов.

В конце 2022 г. мы внедрили новую технологию для автоматизации этого процесса. ИИ, использующий алгоритмы компьютерного зрения, просматривает все сейсмические разрезы и размечает тектонические разломы. Если раньше на такую работу могло уходить от нескольких недель до месяцев, в зависимости от размера исследуемой площади, то теперь достаточно нескольких часов работы алгоритма. Нашим геологам остается только проверить результат.

Комментарий эксперта

Какой тренд стал основным в цифровой трансформации банковского обслуживания по итогам 2022 г.?

2022 г. можно назвать знаковым периодом в развитии цифровых технологий в финансовом секторе экономики. Речь идет о широком внедрении в бизнес нового сервиса от национальной системы платежных карт (НСПК) — переводах в формате С2В через СБП (систему быстрых платежей). С2В — это переводы денежных средств от клиента бизнесу или от физического лица юридическому лицу. Такой шаг ЦБ РФ и НСПК, как оператора СБП, — серьезная заявка на дальнейшую глобальную цифровизацию расчетных операций и всей сферы финансовых услуг в нашей стране.

Совсем недавно была предложена возможность переводов между частными лицами по номеру телефона. Сейчас уже никто не представляет нашей повседневной жизни без этого удобного сервиса. Активное внедрение платежей С2В с применением QR-кодов есть логичное продолжение процесса, но на качественно новом уровне.

Юридические лица получили новую степень свободы

Больше не нужно приобретать оборудование для эквайринга, которое со временем требует обслуживания и замены. Комиссия за переводы через QR-код значительно ниже — 0,4 или 0,7% в зависимости от сферы деятельности. Не надо ожидать поступления денег на расчетный счет. Перевод от момента оплаты заказа покупателем до подтверждения поступ­ления средств на расчетный счет продавца не может превышать 15 секунд.

Более того, чтобы подключить этот сервис, клиенту требуется минимум времени. Нужно подать заявку в банк, где открыт расчетный счет юрлица, дистанционно заполнить несложную анкету с указанием адреса и вида деятельности. После верификации данных заявка клиента направляется в НСПК, 10 минут, и вы зарегистрированы в системе. В качестве оборудования используются обычные современные мобильные устройства.

В 2024 г. банки будут обязаны предоставить клиентам сервис оплаты по QR-коду в категории В2В. То есть между юридическими лицами платежи будут проходить так же быстро, как сегодня перевод по номеру телефона между частными лицами. Следующий этап — это уже С2G и В2G, и наоборот, обязательные платежи, включающие налоги, сборы, пошлины и прочие отчисления в бюджет, а также социальные выплаты, компенсации и прочее. Мгновенно, без заполнения лишних платежных документов и технических ошибок, с ним связанных.

Уже сейчас мы наблюдаем поступательный рост заявок со стороны клиентов нашего банка, которые внедряют новый формат. Ежемесячно количество желающих и объемы проводимых операций удваиваются. Многие компании в сфере HoReCa одними из первых оценили удобство, качество и экономическую эффективность от внедрения оплаты с помощью QR-кода. В столице и в крупных городах в ресторанах и торговых сетях эта опция никого не удивляет. К 2023 г. не осталось сферы бизнеса, ориентированного на конечного потребителя, в которой еще не произошло подключения к СБП.

Виды QR-кодов и как они работают на практике

Существуют статический QR-код, динамический QR-код и кассовая ссылка, представляющая собой гибрид первых двух вариантов. Статический — самый простой и самый неудобный вариант кода. Он создается продавцом один раз, далее распечатывается и либо где-то демонстрируется, либо размещается на сайте. Такой код содержит в себе необходимые для платежа сведения о продавце, но не включает в себя сумму. То есть покупатель должен ввести ее самостоятельно. Массового применения этот вид кода не получил ввиду большой вероятности ошибок при вводе суммы.

В качестве примера можно привести следующие профили деятельности, в которых оправдано применение статического QR-кода: самозанятые, официанты для получения чаевых, некоммерческие благотворительные организации, где сумма пожертвования не может быть фиксированной и обязательной.

Динамический QR-код формируется для каждого конкретного платежа под каждый конкретный заказ. Основная проблема — этот код нужно каким-то образом показать покупателю. Должен быть дополнительный экран кассы или отдельное мобильное устройство. Или придется каждый раз его распечатывать на бумажном носителе. По нашим наблюдениям, в большинстве случаев клиенты склоняются в пользу экрана. Еще одним решением для демонстрации динамического кода является возможность отправить ссылку по любому каналу связи, открывая которую покупатель увидит код на своем смартфоне или планшете.

Для динамического кода доступна дополнительная опция — это привязка счета. Представляет собой такой механизм перевода через СБП, когда частное лицо совершает повторяющиеся операции в пользу одного и того же продавца. Устанавливая лимит списания, покупатель ограничивает сумму, которую организация может получить без дополнительного подтверждения от своего клиента. При сумме выше лимита клиент увидит запрос на списание и либо его подтвердит, либо отклонит.

Кассовая ссылка — это комбинация обоих вариантов кода. Работает она так: как и в случае со статическим кодом, нужно единовременно распечатать или разместить на удобном носителе QR-код и провести в момент покупки операцию его активации. По одному и тому же изображению каждый раз будут появляться разные суммы, соответствующие определенной покупке. Кассовая ссылка считается самым удобным вариантом QR-кода. Но не во всех видах деятельности. Так, в ресторанном бизнесе наиболее предпочтительным считается динамический код.

Сфер деятельности, где нашел применение новый платежный сервис, много: все направления HoReCa, ЖКХ, транспорт, туризм, розничная торговля, от небольшой палатки до сетевых гигантов, интернет-торговля, различные виды услуг. Мы живем в эпоху глобальной цифровой трансформации и являемся свидетелями и участниками старта этих процессов во всех сферах жизнедеятельности. И банковский сектор в этом смысле шагает в авангарде масштабных перемен к цифровому будущему.