Коллективный товарный знак: особенности регулирования и регистрации

| статьи | печать

Коллективный товарный знак — особая разновидность товарного знака, отличающаяся особым статусом правообладателя, дополнительными требованиями к регистрации и имеющая ограничения на распоряжение исключительным правом. Рассмотрим в нашем материале особенности регулирования коллективных товарных знаков, их сильные и слабые стороны, а также отличия от случаев совладения индивидуальным товарным знаком.

Институт коллективных товарных знаков регулируется ст. 1510 и 1511 ГК РФ. В зависимости от состава правообладателей товарные знаки могут быть индивидуальными (предназначенными для индивидуализации товаров одного лица) и коллективными.

Коллективный знак — товарный знак, предназначенный для обозначения товаров (услуг), производимых или реализуемых лицами, входящими в объединение, и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками (п. 1 ст. 1510 ГК РФ).

Как следует из определения, коллективный товарный знак может принадлежать только объединению лиц, созданному в установленном законом порядке. К таким объединениям, согласно законодательству РФ, относятся, например, ассоциации и союзы (ст. 123.8 ГК РФ).

При этом согласно ст. 7bis «Конвенции по охране промышленной собственности» (заключена в Париже 20.03.1883) страны Союза обязуются принимать заявки на регистрацию и охранять коллективные знаки, принадлежащие коллективам, существование которых не противоречит закону страны происхождения, даже если эти коллективы не являются владельцами промышленного или торгового предприятия.

Таким образом, несмотря на то, что все входящие в объединение лица могут использовать коллективный товарный знак, заявителем и правообладателем будет являться само объединение.

Другой особенностью коллективных товарных знаков является ограничение круга субъектов, которые могут использовать коллективный товарный знак, — лица, входящие в данное объединение.

Из этого вытекает другое закономерное ограничение — невозможность отчуждения коллективного товарного знака или предоставления права его использования по лицензии (п. 2 ст. 1510 ГК РФ).

Кроме того, производители должны соблюдать единство характеристик товаров, маркируемых таким обозначением. Несоблюдение данного требования грозит потерей товарного знака.


Цитируем документ

В случае использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками, правовая охрана коллективного знака может быть прекращена досрочно полностью или частично на основании решения суда, принятого по заявлению любого заинтересованного лица.

Пункт 3 ст. 1511 ГК РФ


Поэтому правообладатели коллективных товарных знаков в обязательном порядке осуществляют контрольные мероприятия (проверки) в отношении лиц, входящих в объединение. Непрохождение проверки может привести к исключению лица из объединения и, как следствие, потере им права использовать коллективный товарный знак.

В Государственном реестре товарных знаков содержится не так много действующих коллективных товарных знаков. Из известных можно отметить, например, регистрационные номера свидетельств № 690343, № 900328 (один из группы коллективных товарных знаков, принадлежащих ассоциации).

При этом согласно п. 4 ст. 1511 ГК РФ обозначение изначально может быть зарегистрировано как товарный знак, а потом преобразовано в коллективный товарный знак и наоборот (данное правило распространяется и на соответствующие заявки).

Например, изначально товарный знак по свидетельству № 320662 был зарегистрирован как индивидуальный, а позже преобразован в коллективный товарный знак на имя Ассоциации производителей водки ПЯТЬ ОЗЕР, объединяющей три компании.

Что такое совладение индивидуальным товарным знаком

В разрезе множественности субъектов на стороне правообладателя интересен вопрос возможности совладения товарным знаком.

Один из споров, в котором компания пыталась зарегистрировать в Роспатенте отчуждение 50% исключительного права на товарный знак, дошел до Верховного суда РФ (см. Определение ВС РФ от 03.07.2018 № 305-КГ18-2488 по делу № А40-210165/2016).

Cуд пришел к выводу, что согласно ст. 6С Парижской конвенции условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются в каждой стране Союза ее национальным законодательством. И, следовательно, «российским законодательством не предусмотрен порядок регистрации товарного знака на имя нескольких лиц, за исключением регистрации коллективного товарного знака», отчуждение доли не может быть произведено.

К интеллектуальным правам положения о долевой собственности (глава 16 ГК РФ) не могут применяться в принципе, поскольку данные отношения регулируются соответствующими специальными нормами четвертой части ГК РФ.

Таким образом, совладение товарным знаком в Российской Федерации возможно только в рамках коллективного знака. При этом, как мы уже рассматривали выше, правообладателем в этом случае выступает объединение лиц (ассоциация). Совместное обладание исключительным правом на индивидуальный товарный знак невозможно в силу положений, закрепленных в ст. 1478 и в п. 1 ст. 1484 ГК РФ, из которых вытекает невозможность регистрации товарного знака на нескольких лиц или отчуждение доли в исключительном праве на товарный знак.

Особенности регистрации коллективного товарного знака

Особые требования, предъявляемые к коллективному товарному знаку, обуславливают и специальные требования к оформлению заявки на регистрацию такого товарного знака, а также составу документов, прилагаемых к ней.

В соответствующем поле (графе) заявки заявителю необходимо поставить отметку о том, что товарный знак является коллективным. В соответствии с п. 1 ст. 1511 ГК РФ к заявке на коллективный товарный знак в обязательном порядке прилагается устав коллективного товарного знака, в котором отражаются следующие сведения:

1) наименование объединения лиц (правообладателя);

2) перечень лиц, имеющих право использования коллективного знака;

3) цель регистрации коллективного знака;

4) перечень и единые характеристики качества или иные общие характеристики товаров и услуг, которые будут обозначаться коллективным знаком;

5) условия использования коллективного знака;

6) положения о порядке контроля за использованием коллективного знака;

7) положения об ответственности за нарушение устава коллективного знака.

Узнать о характеристиках товаров и услуг, маркируемых соответствующим коллективным товарным знаком, можно из Государственного реестра товарных знаков, в котором содержатся выписки из уставов коллективных знаков по соответствующим знакам.

Например, в выписке из устава коллективного товарного знака № 324484 указано, каким конкретно техническим условиям и государственным стандартам должна соответствовать производимая продукция, а в уставе коллективного товарного знака № 690343, принадлежащего сети ресторанов, содержатся требования к оформлению помещений ресторанов, форме сотрудников, меню и пр.

За регистрацию коллективного товарного знака предусмотрена уплата пошлины в повышенном размере по сравнению с индивидуальными товарными знаками.

Кроме того, правообладатель обязан уведомлять Роспатент об изменениях в уставе коллективного знака (абз. 2 п. 2 ст. 1511 ГК РФ).

Особенности экспертизы, связанные с коллективными товарными знаками

Одно из наиболее распространенных оснований для отказа в регистрации товарного знака, с которым сталкиваются заявители, — это наличие сходных до степени смешения ранее заявленных на регистрацию или уже зарегистрированных в качестве товарных знаков обозначений.

Из этого правила есть исключение — младший товарный знак может быть зарегистрирован при условии получения согласия на регистрацию у правообладателя старшего сходного товарного знака.

Однако в отношении сходства с коллективным товарным знаком данное исключение не действует.


Цитируем документ

Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в подп. 1 и 2 настоящего пункта, допускается с согласия правообладателя при условии, что такая регистрация не может явиться причиной введения в заблуждение потребителя. Согласие не может быть отозвано правообладателем.

Положения, предусмотренные абз. 5 настоящего пункта, не применяются в отношении обозначений, сходных до степени смешения с коллективными знаками.

Пункт 6 ст. 1483 ГК РФ


Таким образом, предоставление документов, подтверждающих согласие, не предусмотрено в отношении обозначений, сходных до степени смешения с коллективными знаками.

Данное правило действует и в обратную сторону, если сходство имеется с обозначением, заявленным на регистрацию в качестве коллективного знака в отношении однородных товаров (услуг).

По мнению Роспатента и судов, если обозначение сходно с коллективным товарным знаком, вероятность их смешения в гражданском обороте усиливается, повышается угроза введения потребителя в заблуждение относительно изготовителя товара.

Так, в решении от 06.03.2017 по делу № СИП-729/2016 Судом по интеллектуальным правам был сделан следующий вывод:

«...Ограничение круга лиц, обладающих правом использования коллективного товарного знака производителями, входящими в состав объединения (в данном случае союз), а также наличие требований законодательства к единым характеристикам товаров, маркируемых таким товарным знаком, повышает вероятность ассоциации обозначения… с конкретными лицами (производителями союза).

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество входит в состав производителей сыров… объединенных в союз.

Следовательно, отсутствие в материалах дела доказательств вхождения общества в союз, а также высокая степень сходства обозначения по заявке № 2014713786 и коллективного товарного знака по свидетельству Российской Федерации № 467511 повышает угрозу введения потребителя в заблуждение относительно производителя товара 29-го класса МКТУ „сыры“, что верно установлено Роспатентом».

Итак, экспертиза предъявляет более строгие требования к коллективным товарным знакам.

В остальном процедура регистрации коллективных товарных знаков сходна с регистрацией индивидуальных товарных знаков. По аналогии с индивидуальными товарными знаками, в качестве коллективных товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Экспертиза также проходит поэтапно и включает в себя формальную проверку и экспертизу по существу. Срок действия правовой охраны коллективного товарного знака также составляет 10 лет с возможностью неоднократного продления.

Регистрация коллективного товарного знака также может быть оспорена другими лицами, например, путем подачи возражения согласно ст. 1512 ГК РФ.

Так, ООО «Русский боржомъ» в свое время пыталось оспорить регистрацию коллективных товарных знаков № 204326 и № 204325, которые в настоящее время входят в серию коллективных товарных знаков, зарегистрированных на имя Ассоциации «Грузинское стекло и Минеральные Воды», происходящей из Грузии.

Одним из доводов заявителя было то, что «существование данных регистраций ограничивает круг изготовителей товаров 32 класса МКТУ „минеральные воды (напитки)“ и препятствует хозяйственной деятельности для других лиц, производящих товары этого типа в данной географической местности (г. Боржоми в Грузии)», а также что «знак будет вводить потребителя в заблуждение относительно изготовителя товара, поскольку в перечень лиц, имеющих право пользования данным знаком, входят в том числе и те лица, которые не находятся на территории Грузии».

Коллегия Палаты по патентным спорам не согласилась с данными аргументами, отметив при этом, что рассматриваемые знаки были зарегистрированы в качестве коллективных товарных знаков на территории Грузии без дискламации каких-либо элементов, Ассоциация реализовала свое право получить правовую охрану данных знаков в том же объеме на территории России.

Коллегия также отметила, что «компетентным органом Грузии установлено также, что географическое наименование Боржоми не служит в торговле для обозначения места происхождения продуктов вообще, а используется для обозначения уникального природного продукта — минеральной воды из определенных скважин. Кроме того, специфика предоставления правовой охраны „коллективного знака“, напротив, предопределяет возможность всех лиц, находящихся в данной местности и производящих продукцию соответствующего качества, использовать данный знак в качестве средства маркировки путем вхождения в Ассоциацию».

В результате Коллегия сделала вывод, что «ни Законом, ни Правилами не регламентировано ограничение состава лиц, имею­щих право пользования коллективным знаком, в том числе в зависимости от их места нахождения либо регистрации предприятия — пользователя данным знаком. Помимо того, условия использования знака устанавливаются Ассоциацией и прописываются в Уставе коллективного знака». Таким образом, права на коллективные товарные знаки BORJOMI/БОРЖОМИ были сохранены за Ассоциацией1.

Индивидуальные товарные знаки лиц, входящих в объединение

Действующее законодательство напрямую закрепляет возможность иметь собственные индивидуальные товарные знаки наряду с коллективным товарным знаком.


Цитируем документ

Лицо, входящее в объединение, которое зарегистрировало коллективный знак, вправе пользоваться своим товарным знаком наряду с коллективным знаком.

Пункт 3 ст. 1510 ГК РФ


Например, одному из лиц, входящих в объединение, которому принадлежит коллективный товарный знак по свидетельству № 739739 — ООО «Ветеринарная клиника „Джунгли“», принадлежит также собственный индивидуальный товарный знак по свидетельству № 759428.

Порядок совместного размещения коллективного и индивидуального товарного знака на продукции, ее упаковке, в рекламных объявлениях и пр. может быть закреплен в уставе коллективного товарного знака.

«ЗА» и «ПРОТИВ» коллективного товарного знака

Резюмируя все вышеизложенное, можно выделить следующие сильные и слабые стороны коллективного товарного знака.

Преимущества

1. Единые характеристики производимой продукции и контроль за их соблюдением гарантируют потребителям высокое качество товаров (услуг), что положительно сказывается на доверии потребителей и деловой репутации как самого объединения, так и входящих в него лиц.

2. Коллективный товарный знак обладает более высокой различительной способностью, что повышает шансы на победу в спорах с конкурентами, использующими сходные обозначения.

3. Индивидуальная экономия на расходах за счет совместного продвижения — вложения любого из лиц, входящих в объединение, в продвижение (рекламу, маркетинг и пр.) коллективного товарного знака положительно влияют на продажи продукции всего объединения. Кроме того, регистрируя один знак на всех, участники объединения экономят на регистрации (каждому из них не нужно нести расходы на регистрацию коллективного товарного знака, как это было бы при регистрации индивидуального товарного знака).

4. Все лица, входящие в объединение, обладают равными правами в отношении использования обозначения, знают друг друга, что позволяет осуществлять взаи­мовыгодное тесное сотрудничество и контроль за производимой продукцией.

5. Экономия на сделках — не нужно выплачивать вознаграждение за использование товарного знака, лица освобождаются от необходимости регистрировать предоставление права использования по лицензионным договорам в Роспатенте, внесение изменений в лицензионный договор (каждое такое действие требует уплаты пошлин, что при большом количестве лиц, входящих в объединение, может вылиться в достаточно весомую денежную сумму).

Недостатки

1. Дополнительные документы при регистрации (устав коллективного товарного знака) и более строгая экспертиза коллективного товарного знака.

2. Необходимость соблюдать положения устава коллективного товарного знака и постоянно отслеживать соблюдение единства характеристик производимых продуктов.

3. Дополнительные основания прекращения правовой охраны коллективного товарного знака, в случае несоблюдения единства характеристик. В связи с чем, чтобы правовую охрану не прекратили досрочно, все участники объединения должны использовать коллективный товарный знак, как это предусмотрено уставом.

4. Ограничение оборотоспособности — запрет на отчуждение и заключение лицензионных договоров, франшиз на коллективный товарный знак.

5. Общая деловая репутация может стать залогом как успеха, так и краха всего объединения, поэтому здесь как нигде важен выбор партнеров.

Например, ассоциация ресторанов была вынуждена обратиться в суд с требованием о прекращении предоставления права использования коллективного знака обслуживания по свидетельству № 690343 к лицу, которое было исключено из ассоциации.

Суд удовлетворил требования ассоциации, отметив следующее.


Цитируем документ

...исключительное право на коллективный товарный знак принадлежит объединению лиц — в данном случае ассоциации, а участники такого объединения (ассоциации) обладают лишь ограниченным правом на использование этого знака, объем которого определяется уставом коллективного знака.

<…> решением общего собрания участников ассоциации общество исключено из числа его членов <…>

Как следствие, в силу вышеприведенных правовых норм общество, будучи исключенным из ассоциации, не вправе использовать спорный коллективный товарный знак, принадлежащий такой ассоциации, в том числе по причине его необоротоспособности (п. 2 ст. 1510 ГК РФ).

Решение Суда по интеллектуальным правам от 03.12.2019 по делу № СИП-612/2019


Следует отметить, что правообладатели не лишены возможности осуществить преобразование заявки. Например, если объединение по какой-либо причине решило отказаться от дальнейшего использования коллективного товарного знака, его можно преобразовать в индивидуальный товарный знак и произвести последующее отчуждение.

Заключение

Несмотря на дополнительные требования, предъявляемые к коллективным товарным знакам, и ограничения, влияющие на их оборотоспособность, коллективный товарный знак может стать эффективным и выгодным инструментом продвижения товаров и услуг объединения, участники которого тесно сотрудничают друг с другом и ответственно подходят к производству продукции (оказанию услуг) по единым стандартам.


1 Решение Палаты по патентным спорам от 10.07.2007, https://www1.fips.ru/ofpstorage/Doc/PPS/2007/RUTM-204326-2007.07.10/RUTM-204326-2007.07.10.pdf, и решение Палаты по патентным спорам от 11.07.2007, https://www1.fips.ru/ofpstorage/Doc/PPS/2007/RUTM-204325-2007.07.11/RUTM-204325-2007.07.11.pdf.